Новости библиотеки
Лидия Гинзбург: «Призрачнейший из призраков – литература»
В «Новом издательстве» выходит собрание текстов Лидии Гинзбург блокадного времени, многие из которых публикуются впервые. OPENSPACE.RU представляет книгу одним, но важным фрагментом
Архивные находки — всегда волнующее событие, к тому же и творчество Лидии Яковлевны Гинзбург (1902—1990) занимает в читательском сознании особое место. Ее дневники, записки, очерки, эссе, то есть тексты документальные или привязанные к эпохе (иногда, как в этой книге, эпоху составляют буквально несколько военных лет), каждый раз заново удивляют острой, какой-то освежающей актуальностью. Причин тому можно назвать несколько. Гинзбург разработала теорию «промежуточной литературы» (т.е. литературы, объединяющей в себе документальное и художественное начало) и для русскоязычного читателя является едва ли не самым важным писателем этого направления. Этот жанр веками находился как бы на периферии читательского сознания, считаясь (при всех блестящих и значительных отдельных образцах) по существу сырьем и комментарием к художественной прозе, которой культура отводила главенствующее место в литературной иерархии. Такая ситуация очевидно и решительно изменилась в относительно недавнее, в масштабах истории литературы, время — и тенденция, кажется, уже необратима. Разделение литературы на фикшн и нон-фикшн давно можно считать атавистической условностью, а интерес широкой читательской аудитории сфокусирован на нон-фикшн по преимуществу. В этом процессе Лидия Гинзбург как практик и теоретик оказывается ключевой фигурой.
Архивные находки — всегда волнующее событие, к тому же и творчество Лидии Яковлевны Гинзбург (1902—1990) занимает в читательском сознании особое место. Ее дневники, записки, очерки, эссе, то есть тексты документальные или привязанные к эпохе (иногда, как в этой книге, эпоху составляют буквально несколько военных лет), каждый раз заново удивляют острой, какой-то освежающей актуальностью. Причин тому можно назвать несколько. Гинзбург разработала теорию «промежуточной литературы» (т.е. литературы, объединяющей в себе документальное и художественное начало) и для русскоязычного читателя является едва ли не самым важным писателем этого направления. Этот жанр веками находился как бы на периферии читательского сознания, считаясь (при всех блестящих и значительных отдельных образцах) по существу сырьем и комментарием к художественной прозе, которой культура отводила главенствующее место в литературной иерархии. Такая ситуация очевидно и решительно изменилась в относительно недавнее, в масштабах истории литературы, время — и тенденция, кажется, уже необратима. Разделение литературы на фикшн и нон-фикшн давно можно считать атавистической условностью, а интерес широкой читательской аудитории сфокусирован на нон-фикшн по преимуществу. В этом процессе Лидия Гинзбург как практик и теоретик оказывается ключевой фигурой.
В Москве издана «История литературы Турции»
Как сообщает AZE.az, в издательстве «Рема» Московского государственного лингвистического университета увидела свет новая книга крупнейшего российского тюрколога, доктора филологических наук, профессора Тофика Меликли «История литературы Турции».
Этот труд — первая в современном российском востоковедении монография, посвященная истории одной из наиболее развитых и интересных литератур нашего времени. Опираясь на проверенные временем традиции российского востоковедения, автор книги разделяет культурную традицию турок на три периода: древнетюркский, раннеклассический (или мусульманский) и национальный (или классический), показывая тем самым преемственность литературных процессов, начиная с VI века до наших дней.
Для читателя большой интерес представляет глава, посвященная первым тюркским руническим надписям, дошедшим до нас со времен империи «Гек тюрков» (Тюркского каганата), датированным VI веком, где Т.Меликли не только исследует памятники древней словесности и типологически сопоставляет их с произведениями последующих периодов, но и делает глубокие историко-литературные обобщения.
Этот труд — первая в современном российском востоковедении монография, посвященная истории одной из наиболее развитых и интересных литератур нашего времени. Опираясь на проверенные временем традиции российского востоковедения, автор книги разделяет культурную традицию турок на три периода: древнетюркский, раннеклассический (или мусульманский) и национальный (или классический), показывая тем самым преемственность литературных процессов, начиная с VI века до наших дней.
Для читателя большой интерес представляет глава, посвященная первым тюркским руническим надписям, дошедшим до нас со времен империи «Гек тюрков» (Тюркского каганата), датированным VI веком, где Т.Меликли не только исследует памятники древней словесности и типологически сопоставляет их с произведениями последующих периодов, но и делает глубокие историко-литературные обобщения.
Скончался Аркадий Пастернак
Аркадий Геннадьевич Пастернак родился 26 апреля 1960 года во Владимире. Окончил отделение русского языка и литературы Владимирского государственного педагогического института (1982). Работал учителем в школе, литсотрудником в областной писательской организации, также сменил ряд рабочих профессий.
Первая публикация была в областной газете «Призыв» в 1977 году. Участник коллективных сборников Верхне-Волжского издательства «Золотые ворота» (1985), «Счастливые. Книга очерков» (1987), сборника сказок «Сок волшебного дерева» (1988). Прозаические произведения А.Г. Пастернака публиковались в журналах «Новый мир», «Юность», «Октябрь», «Москва», «Молодая гвардия», «Литературная учеба», «Соло», в «Независимой газете». Один из авторов сборника новой российской прозы «Время рожать» (2001). Несколько рассказов были переведены на немецкий язык. Автор 6 книг стихов и прозы. Член Союза российских писателей с 1997 года.
«Талантливый поэт, самобытный прозаик, известный владимирский писатель Аркадий Геннадьевич Пастернак ушел на 51 году жизни. Судьба рано забирает лучших — самых добрых, искренних, талантливых. Аркадий Пастернак надолго останется в памяти друзей и читателей как автор с безграничным и хрупким внутренним миром, как светлый человек.
http://www.vipnovosti33.ru/news/view/4023
Первая публикация была в областной газете «Призыв» в 1977 году. Участник коллективных сборников Верхне-Волжского издательства «Золотые ворота» (1985), «Счастливые. Книга очерков» (1987), сборника сказок «Сок волшебного дерева» (1988). Прозаические произведения А.Г. Пастернака публиковались в журналах «Новый мир», «Юность», «Октябрь», «Москва», «Молодая гвардия», «Литературная учеба», «Соло», в «Независимой газете». Один из авторов сборника новой российской прозы «Время рожать» (2001). Несколько рассказов были переведены на немецкий язык. Автор 6 книг стихов и прозы. Член Союза российских писателей с 1997 года.
«Талантливый поэт, самобытный прозаик, известный владимирский писатель Аркадий Геннадьевич Пастернак ушел на 51 году жизни. Судьба рано забирает лучших — самых добрых, искренних, талантливых. Аркадий Пастернак надолго останется в памяти друзей и читателей как автор с безграничным и хрупким внутренним миром, как светлый человек.
http://www.vipnovosti33.ru/news/view/4023
В Челябинске объявлена «охота» на книги
Горожанам предлагают сдать книги, диски и прочие материалы, опасные для их психического здоровья.
Вредную продукцию можно купить в магазине, найти в библиотеке или бесплатно получить на улице. В Челябинске стартовала акция «Нет экстремизму!».
По замыслу ее инициаторов – членов экспертной группы, изучающих деятельность псевдорелигиозных организаций, она продлится, как минимум, месяц.
В это время челябинцы смогут принести литературу сомнительного содержанию в специальные пункты сбора (адреса пока уточняются и будут названы чуть позже). Ориентировочно один из них расположится в главном корпусе ЧелГУ на улице Братьев Кашириных, 129.
Информацию о местах производства, хранения и распространения экстремистских материалов можно сообщить на «горячую линию» по телефону: 8-902-867-67-89 или на сайт: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
В финале самых активных участников акции наградят книгами издательства Марины Волковой. Информация о фактах экстремисткой деятельности будет передана в правоохранительные органы. Статья 282 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание возбудителям вражды и ненависти в обществе. Подобная акция проводится впервые в России.
Вредную продукцию можно купить в магазине, найти в библиотеке или бесплатно получить на улице. В Челябинске стартовала акция «Нет экстремизму!».
По замыслу ее инициаторов – членов экспертной группы, изучающих деятельность псевдорелигиозных организаций, она продлится, как минимум, месяц.
В это время челябинцы смогут принести литературу сомнительного содержанию в специальные пункты сбора (адреса пока уточняются и будут названы чуть позже). Ориентировочно один из них расположится в главном корпусе ЧелГУ на улице Братьев Кашириных, 129.
Информацию о местах производства, хранения и распространения экстремистских материалов можно сообщить на «горячую линию» по телефону: 8-902-867-67-89 или на сайт: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
В финале самых активных участников акции наградят книгами издательства Марины Волковой. Информация о фактах экстремисткой деятельности будет передана в правоохранительные органы. Статья 282 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание возбудителям вражды и ненависти в обществе. Подобная акция проводится впервые в России.
Беспредельный символист
130 лет назад родился Андрей Белый
Он рассказал о себе все в мемуарах, написанных александрийским стихом, но остался загадкой и для современников, и для потомков. «Золотому блеску верил, / А умер от солнечных стрел. / Думой века измерил, / А жизнь прожить не сумел». Все бы так не сумели.
Умер Белый, действительно, от последствий солнечного удара. В Коктебеле у Волошина весь день ходил без головного убора. Есть ощущение несвоевременного ухода в полном расцвете сил. Казалось бы, столько всего написал и в стихах, и в прозе, а есть ощущение недосказанности.
Все потому, что символист. А «символ только тогда есть истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен... Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине», — заметил в свое время Вячеслав Иванов.
Он рассказал о себе все в мемуарах, написанных александрийским стихом, но остался загадкой и для современников, и для потомков. «Золотому блеску верил, / А умер от солнечных стрел. / Думой века измерил, / А жизнь прожить не сумел». Все бы так не сумели.
Умер Белый, действительно, от последствий солнечного удара. В Коктебеле у Волошина весь день ходил без головного убора. Есть ощущение несвоевременного ухода в полном расцвете сил. Казалось бы, столько всего написал и в стихах, и в прозе, а есть ощущение недосказанности.
Все потому, что символист. А «символ только тогда есть истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен... Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине», — заметил в свое время Вячеслав Иванов.
Библиотеку писателя Вадима Шефнера выкинули на помойку
Книги из библиотеки писателя и поэта Вадима Шефнера, умершего в 2002 году, обнаружены на помойке возле писательского дома на Петроградской стороне. Об этом 25 октября написал в своем блоге в «Живом Журнале» историк Дмитрий Браткин.
По словам Браткина, среди предметов, оказавшихся на свалке, есть как книги самого Шефнера, так и произведения других писателей из его библиотеки с дарственными надписями, в том числе поэтов Павла Шубина и Ольги Берггольц. Там же был найден редкий сборник произведений Анатолия Чивилихина.
При каких обстоятельствах книги из библиотеки Вадима Шефнера оказались на помойке у дома 34 по улице Ленина, не уточняется. Поэт Илья Фаников в беседе с радиостанцией «Свобода» выразил сомнения в том, что книги мог выбросить сын Шефнера Дмитрий: как утверждает Фаников, он бережно относился к наследию отца. Как уточняет радиостанция, найденные на свалке книги находятся у Дмитрия Браткина, дальнейшая их судьба пока не решена.
В доме на улице Ленина Шефнер провел последние годы жизни. Писатель и поэт публиковался с середины 1930-х годов. Он был удостоен многочисленных литературных премий, в том числе Пушкинской премии и Государственной премии России имени Горького.
http://lenta.ru/news/2010/10/26/dump/
По словам Браткина, среди предметов, оказавшихся на свалке, есть как книги самого Шефнера, так и произведения других писателей из его библиотеки с дарственными надписями, в том числе поэтов Павла Шубина и Ольги Берггольц. Там же был найден редкий сборник произведений Анатолия Чивилихина.
При каких обстоятельствах книги из библиотеки Вадима Шефнера оказались на помойке у дома 34 по улице Ленина, не уточняется. Поэт Илья Фаников в беседе с радиостанцией «Свобода» выразил сомнения в том, что книги мог выбросить сын Шефнера Дмитрий: как утверждает Фаников, он бережно относился к наследию отца. Как уточняет радиостанция, найденные на свалке книги находятся у Дмитрия Браткина, дальнейшая их судьба пока не решена.
В доме на улице Ленина Шефнер провел последние годы жизни. Писатель и поэт публиковался с середины 1930-х годов. Он был удостоен многочисленных литературных премий, в том числе Пушкинской премии и Государственной премии России имени Горького.
http://lenta.ru/news/2010/10/26/dump/
«Аксенов-фест» пройдет в ноябрьские праздники
Ежегодный литературно-музыкальный фестиваль «Аксенов-фест» пройдет в Казани с 4 по 7 ноября. В этом году его посвятили публикации последнего романа Василия Аксенова «Lend-leasing, или Дети ленд-лиза». Писателю, к сожалению, не суждено было закончить свое произведение. Но две написанные его части являются завершенными и могут считаться самостоятельным произведением.
Первая и основная часть романа посвящена Казани и детским годам главного героя, которые пришлись на первые годы Великой Отечественной войны.
Как сообщили в пресс-службе мэрии города, «Аксенов-фест» будет одновременно проходить на нескольких площадках, где пройдут авторские вечера прозы, поэзии и музыки; литературные «посиделки» с участием мэтров и талантливой творческой молодежи; встречи писателей с читателями; состоится презентация журнала «Октябрь» с публикацией последнего романа Василия Аксенова; впервые будет представлен литературно-музыкальный перформанс по мотивам рассказа Василия Павловича Аксенова «Простак в мире джаза».
Два джазовых дня фестиваля пройдут на сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева. 5 ноября на сцене ГБКЗ выступят известная джазовая певица Текора Роджерс (США), трио Евгения Борца и специальный гость – Александр Гуреев (тенор- и сопрано-саксофонист). 6 ноября в рамках IV «Аксенов-феста» Андрей Макаревич представит в Казани новую музыкальную программу «L.O.V.E. – Песни про любовь» вместе с трио Евгения Борца и вокальным ансамблем A`cappella ExpreSSS.
http://116.ru/newsline/332040.html
Первая и основная часть романа посвящена Казани и детским годам главного героя, которые пришлись на первые годы Великой Отечественной войны.
Как сообщили в пресс-службе мэрии города, «Аксенов-фест» будет одновременно проходить на нескольких площадках, где пройдут авторские вечера прозы, поэзии и музыки; литературные «посиделки» с участием мэтров и талантливой творческой молодежи; встречи писателей с читателями; состоится презентация журнала «Октябрь» с публикацией последнего романа Василия Аксенова; впервые будет представлен литературно-музыкальный перформанс по мотивам рассказа Василия Павловича Аксенова «Простак в мире джаза».
Два джазовых дня фестиваля пройдут на сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева. 5 ноября на сцене ГБКЗ выступят известная джазовая певица Текора Роджерс (США), трио Евгения Борца и специальный гость – Александр Гуреев (тенор- и сопрано-саксофонист). 6 ноября в рамках IV «Аксенов-феста» Андрей Макаревич представит в Казани новую музыкальную программу «L.O.V.E. – Песни про любовь» вместе с трио Евгения Борца и вокальным ансамблем A`cappella ExpreSSS.
http://116.ru/newsline/332040.html
По легким следам от ребячьих сандалий
Этот человек удивительно легко организует вокруг себя пространство. Стоит Влади-славу Крапивину сказать одно бодро-добро-строгое слово, как расшалившиеся школяры и учительницы-наседки в годах в мгновение находят свободное место, устраиваются и затихают в ожидании смешной или серьезной истории.
Начало третьих чтений имени замечательного детского писателя было точно таким же. В самой большой аудитории института филологии и журналистики Тюменского госуниверситета смех, шум-гам, очереди за автографами… «Хлопушка» вроде бы не хлопала, но наступила тишина. Прямо скажем, неожиданно навалилась. Через минут десять – снова «подрыв дисциплины». Право слово, на встрече с Владиславом Петровичем по-другому не выходит. Он и сам любит пошалить: расскажет такой анекдот из собственного детства, да с такими интонациями… Ну как тут не рассмеяться от души?!
Третьи Крапивинские чтения в Тюмени оказались наполненными и официальными поздравлениями. Во-первых, 14 октября автор отметил именины. В этот же день по сравнительно молодой традиции писатель участвовал в награждении лауреатов, удостоенных литературной премии его имени за успехи в области детской литературы. Недавно в Екатеринбурге Владислав Петрович сам получил диплом премии имени Андерсена за двухтомник «Белые башни Родины». Подобной наградой отметили и издательство ТюмГУ. Прекрасно оформленные книги с оригинальными иллюстрациями и красивой обложкой (название выполнено золотым напылением). Тираж, правда, небольшой – уже сейчас их можно встретить только в букинистических магазинах по очень кусачим ценам.
Начало третьих чтений имени замечательного детского писателя было точно таким же. В самой большой аудитории института филологии и журналистики Тюменского госуниверситета смех, шум-гам, очереди за автографами… «Хлопушка» вроде бы не хлопала, но наступила тишина. Прямо скажем, неожиданно навалилась. Через минут десять – снова «подрыв дисциплины». Право слово, на встрече с Владиславом Петровичем по-другому не выходит. Он и сам любит пошалить: расскажет такой анекдот из собственного детства, да с такими интонациями… Ну как тут не рассмеяться от души?!
Третьи Крапивинские чтения в Тюмени оказались наполненными и официальными поздравлениями. Во-первых, 14 октября автор отметил именины. В этот же день по сравнительно молодой традиции писатель участвовал в награждении лауреатов, удостоенных литературной премии его имени за успехи в области детской литературы. Недавно в Екатеринбурге Владислав Петрович сам получил диплом премии имени Андерсена за двухтомник «Белые башни Родины». Подобной наградой отметили и издательство ТюмГУ. Прекрасно оформленные книги с оригинальными иллюстрациями и красивой обложкой (название выполнено золотым напылением). Тираж, правда, небольшой – уже сейчас их можно встретить только в букинистических магазинах по очень кусачим ценам.
Сокращенный «Архипелаг ГУЛАГ»
В России вышла новая версия «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, сокращенная специально для школьной программы более чем в четыре раза.
«Текст сокращен более чем в четыре раза. Книга только вышла», — рассказала вдова писателя Наталья Солженицына «Интерфаксу» в понедельник. Она отметила, что данную сокращенную версию «Архипелага ГУЛАГ» будут изучать в конце 11 класса. По словам Солженицыной, «вся структура и архитектура книги сохранена, это не набор отдельных эпизодов и фрагментов, а последовательное непрерывное повествование». «Конечно, цельность и сила полностью присутствуют в исходной книге. Но я старалась сделать все, что от меня зависело, чтобы сила и свет в книге остались», — подчеркнула она.
Во вторник премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с Натальей Солженицыной; она показала главе правительства сокращенный для школы вариант романа.
«Текст сокращен более чем в четыре раза. Книга только вышла», — рассказала вдова писателя Наталья Солженицына «Интерфаксу» в понедельник. Она отметила, что данную сокращенную версию «Архипелага ГУЛАГ» будут изучать в конце 11 класса. По словам Солженицыной, «вся структура и архитектура книги сохранена, это не набор отдельных эпизодов и фрагментов, а последовательное непрерывное повествование». «Конечно, цельность и сила полностью присутствуют в исходной книге. Но я старалась сделать все, что от меня зависело, чтобы сила и свет в книге остались», — подчеркнула она.
Во вторник премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с Натальей Солженицыной; она показала главе правительства сокращенный для школы вариант романа.
В Петербурге учреждена всероссийская поэтическая премия «Послушайте!» имени Велимира Хлебникова
Ежегодная всероссийская поэтическая премия «Послушайте!» имени Велимира Хлебникова /1885 -1922/ учреждена в Санкт-Петербурге. Об этом объявил сегодня учредитель награды — Театр поэтов «Послушайте!», заручившись принципиальной поддержкой музея Хлебникова в поселке Крестцы, где скончался «Председатель Земного шара» /так называл себя этот самобытный мастер слова/.
Как пояснил президент премии Владимир Антипенко, возглавляющий в Петербурге Театр поэтов, новизна новой награды в том, что все члены жюри будут рассматривать кандидатуры он-лайн, то есть при их принципиальном согласии быть в жюри. Им разосланы досье на каждого из десяти номинантов в возрасте от 15 до 30 лет. Главные критерии при оценке: сами стихи, их исполнение, а также поэтическая деятельность и её достижения в течение всей жизни с точки зрения истории поэзии. В жюри приглашены писатель Виктор Ерофеев; поэт Андрей Дементьев; прозаик, поэт, сценарист Юрий Арабов; писатель, философ, телеведущий программы «Умники и умницы» Юрий Вяземский; режиссер, основатель 1-й поэтической кинокомпании России Александр Никандров и другие мэтры.
Впервые премия будет вручена в день рождения Велимира Хлебникова, 9 ноября, в питерском арт-клубе «Квартал». Вместе с дипломом лауреаты получат автограф поэта и красный рупор.
http://www.chtenie-21.ru/news/4750
Как пояснил президент премии Владимир Антипенко, возглавляющий в Петербурге Театр поэтов, новизна новой награды в том, что все члены жюри будут рассматривать кандидатуры он-лайн, то есть при их принципиальном согласии быть в жюри. Им разосланы досье на каждого из десяти номинантов в возрасте от 15 до 30 лет. Главные критерии при оценке: сами стихи, их исполнение, а также поэтическая деятельность и её достижения в течение всей жизни с точки зрения истории поэзии. В жюри приглашены писатель Виктор Ерофеев; поэт Андрей Дементьев; прозаик, поэт, сценарист Юрий Арабов; писатель, философ, телеведущий программы «Умники и умницы» Юрий Вяземский; режиссер, основатель 1-й поэтической кинокомпании России Александр Никандров и другие мэтры.
Впервые премия будет вручена в день рождения Велимира Хлебникова, 9 ноября, в питерском арт-клубе «Квартал». Вместе с дипломом лауреаты получат автограф поэта и красный рупор.
http://www.chtenie-21.ru/news/4750