Новости библиотеки
Поэт и век, которого он не увидел
20—23 мая на Филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке Правительства Санкт-Петербурга проходит Международная научно-исследовательская конференция «Иосиф Бродский ХХI век», посвященная семидесятилетию со дня рождения поэта.
Конференция, на которую приедут ученые из многих стран мира, позволит привлечь внимание к русской поэзии XX века, проникнуть в проблематику как отдельных произведений Иосифа Бродского, так и его творчества в целом. В рамках конференции проводится поэтический конкурс среди общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, посвященный творчеству Иосифа Бродского. Победители конкурса получат возможность выступить на торжественном открытии конференции 20 мая, где им будут вручены грамоты и подарки (книги о творчестве И. Бродского с автографами авторов).
Поэт умер в Нью-Йорке в 1996 году, в возрасте 55 лет.
http://konkretno.ru/o_visokom/26741-poyet-i-vek-kotorogo-on-ne-uvidel.html
Конференция, на которую приедут ученые из многих стран мира, позволит привлечь внимание к русской поэзии XX века, проникнуть в проблематику как отдельных произведений Иосифа Бродского, так и его творчества в целом. В рамках конференции проводится поэтический конкурс среди общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, посвященный творчеству Иосифа Бродского. Победители конкурса получат возможность выступить на торжественном открытии конференции 20 мая, где им будут вручены грамоты и подарки (книги о творчестве И. Бродского с автографами авторов).
Поэт умер в Нью-Йорке в 1996 году, в возрасте 55 лет.
http://konkretno.ru/o_visokom/26741-poyet-i-vek-kotorogo-on-ne-uvidel.html
Шеститомный словарь казачьих говоров вышел в свет
Уникальный шеститомный словарь казачьих говоров вышел в свет в Волгоградской области. «По сути это — энциклопедия наших предков. 16,5 тысяч словарных статей, но не только. В издании представлены сведения о домашней утвари, одежде, кухне казаков, особенностях ведения хозяйства», — рассказал один из составителей словаря профессор Волгоградского педагогического университета Василий Супрун.
По его словам, впечатлить и удивить читателя словаря может практически любое слово. Например «пупленок» — так называют маленький огурец, огурчик. Слово «овсень» — обрядовое. Оно обозначает обычай накануне Нового года ходить с песнями по дворам, получая угощение и подарки. А словом «сопуха» на Дону называют сажу — словаки и чехи до сих пор так именуют дымоход.
«В словаре представлен материал, собранный в течение нескольких поколений учеными и студентами в 290 населенных пунктах всех 18 казачьих районов Волгоградской области, — отметил Супрун. — Русский язык по-настоящему живет и развивается в станицах, селах, деревнях. Благодаря яркому, меткому и поэтичному народному языку можно спасти наш литературный язык от безобразных наслоений, непомерных наслоений и безудержной «блатной музыки».
В планах волгоградских филологов — подготовить к изданию краткий словарь донских говоров и словарь «Донское слово в художественных текстах» на основе произведений донских писателей. Работа над лексиконами уже началась.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=450928&cid=48
По его словам, впечатлить и удивить читателя словаря может практически любое слово. Например «пупленок» — так называют маленький огурец, огурчик. Слово «овсень» — обрядовое. Оно обозначает обычай накануне Нового года ходить с песнями по дворам, получая угощение и подарки. А словом «сопуха» на Дону называют сажу — словаки и чехи до сих пор так именуют дымоход.
«В словаре представлен материал, собранный в течение нескольких поколений учеными и студентами в 290 населенных пунктах всех 18 казачьих районов Волгоградской области, — отметил Супрун. — Русский язык по-настоящему живет и развивается в станицах, селах, деревнях. Благодаря яркому, меткому и поэтичному народному языку можно спасти наш литературный язык от безобразных наслоений, непомерных наслоений и безудержной «блатной музыки».
В планах волгоградских филологов — подготовить к изданию краткий словарь донских говоров и словарь «Донское слово в художественных текстах» на основе произведений донских писателей. Работа над лексиконами уже началась.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=450928&cid=48
Президент возвращает долги
Спустя 221 год после выдачи в библиотеку Нью-Йорка вернулась книга, взятая первым президентом США Джорджем Вашингтоном и считавшаяся пропавшей, передает информационная служба Би-би-си.
«Заигранным» изданием, которое было обнаружено в библиотечном подвале, оказались «Права наций» — научное исследование проблем международных отношений. Несмотря на счастливое возвращение некоторые вопросы все же остались неразрешенными. Вопрос первый: кто должен платить штраф 300 тысяч долларов за то, что книга была просрочена. Вопрос второй: где «гуляет» еще одна книга, которую взял в свое время высокопоставленный американский книголюб?
http://www.reshetoria.ru/literaturnye_hroniki/meynstrim/news2798.php
«Заигранным» изданием, которое было обнаружено в библиотечном подвале, оказались «Права наций» — научное исследование проблем международных отношений. Несмотря на счастливое возвращение некоторые вопросы все же остались неразрешенными. Вопрос первый: кто должен платить штраф 300 тысяч долларов за то, что книга была просрочена. Вопрос второй: где «гуляет» еще одна книга, которую взял в свое время высокопоставленный американский книголюб?
http://www.reshetoria.ru/literaturnye_hroniki/meynstrim/news2798.php
Твардовский выйдет на Страстной
Подготовка к столетию со дня рождения поэта Александра Твардовского идет полным ходом. Торжества в честь одного из крупнейших российских поэтов ХХ века пройдут и на его родине в Смоленске, и в Москве. Человек, который создает образ Твардовского в буквальном смысле слова, — это известный скульптор Владимир Суровцев. Наши корреспонденты побывали в его мастерской.
Владимир Суровцев — автор памятника Александру Твардовскому, который в сентябре появится на Страстном бульваре столицы. Творчество поэта близко скульптору по духу. Тема человека на войне проходит через многие произведения Твардовского. Большинство работ Суровцева посвящено военно-патриотической тематике. Его знаменитый барельеф «Валькирии», символизирующий первую встречу союзных войск в 1945 году, стоит в германском городе Штрела. В Брюсселе, в Королевском музее военной истории, можно увидеть бюст Петра Первого и бюст Кутузова. Всего композиций, посвященных войне, у Суровцева около 30.
Мастерская Владимира Суровцева в Замоскворечье построена на месте бывшей конюшни. Здесь когда-то держал лошадей хозяин московского доходного дома.
- Вот макет, — Владимир Александрович демонстрирует будущий памятник поэту, вылепленный из пластилина. — Работа уже близится к завершению.
Владимир Суровцев — автор памятника Александру Твардовскому, который в сентябре появится на Страстном бульваре столицы. Творчество поэта близко скульптору по духу. Тема человека на войне проходит через многие произведения Твардовского. Большинство работ Суровцева посвящено военно-патриотической тематике. Его знаменитый барельеф «Валькирии», символизирующий первую встречу союзных войск в 1945 году, стоит в германском городе Штрела. В Брюсселе, в Королевском музее военной истории, можно увидеть бюст Петра Первого и бюст Кутузова. Всего композиций, посвященных войне, у Суровцева около 30.
Мастерская Владимира Суровцева в Замоскворечье построена на месте бывшей конюшни. Здесь когда-то держал лошадей хозяин московского доходного дома.
- Вот макет, — Владимир Александрович демонстрирует будущий памятник поэту, вылепленный из пластилина. — Работа уже близится к завершению.
В Луганске открыт памятник Владимиру Далю
В Луганске сегодня состоялось торжественное открытие памятника автору «Толкового словаря живого великорусского языка», ученому и писателю Владимиру Далю. В нем принял участие находившийся с рабочей поездкой в Луганске президент Украины Виктор Янукович.
Памятник великому русскому ученому установлен перед входом в главный корпус Восточноукраинского национального университета, которому в 2001 году было присвоено имя Владимира Даля.
Уроженец Луганска, датчанин по происхождению Владимир Иванович Даль родиной своей считал не Данию, а Россию. В 17 лет посетив Данию, кадет Даль написал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое — Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
А свою малую родину он прославил уже в зрелом возрасте под литературным псевдонимом Казак Луганский. Именно в образе Казака Луганского, «странника, собирающего душу народную», и запечатлели Даля авторы скульптуры — заслуженный художник Украины Николай Можаев и заслуженный деятель искусств Украины Виктор Горбулин.
Как информирует ИТАР-ТАСС, памятник сооружен на благотворительные взносы луганчан — пенсионеров, рабочих, студентов и бизнесменов, неравнодушных к памяти своего выдающегося земляка. При этом никого в городе не смутило, что в Луганске уже установлены два памятника великому ученому — во дворике перед домом-музеем Даля и на улице, носящей его имя. Как остроумно заметил сегодня один из жителей Луганска: «Даля много не бывает».
http://www.izvestia.ru/news/news241899
Памятник великому русскому ученому установлен перед входом в главный корпус Восточноукраинского национального университета, которому в 2001 году было присвоено имя Владимира Даля.
Уроженец Луганска, датчанин по происхождению Владимир Иванович Даль родиной своей считал не Данию, а Россию. В 17 лет посетив Данию, кадет Даль написал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое — Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
А свою малую родину он прославил уже в зрелом возрасте под литературным псевдонимом Казак Луганский. Именно в образе Казака Луганского, «странника, собирающего душу народную», и запечатлели Даля авторы скульптуры — заслуженный художник Украины Николай Можаев и заслуженный деятель искусств Украины Виктор Горбулин.
Как информирует ИТАР-ТАСС, памятник сооружен на благотворительные взносы луганчан — пенсионеров, рабочих, студентов и бизнесменов, неравнодушных к памяти своего выдающегося земляка. При этом никого в городе не смутило, что в Луганске уже установлены два памятника великому ученому — во дворике перед домом-музеем Даля и на улице, носящей его имя. Как остроумно заметил сегодня один из жителей Луганска: «Даля много не бывает».
http://www.izvestia.ru/news/news241899
В Лондоне за 10 ближайших лет оцифруют все газеты из Британской библиотеки за последние 300 лет
Британская библиотека объявила о запуске 10-летнего проекта, результатом которого должен стать онлайн-доступ к 40 миллионам газетных полос из ее архива. Журналистские материалы более чем за 300 лет, в том числе статьи о Крымской и Англо-бурской войнах, будет выложены в сети издательской компанией BrightSolid.
Это позволит историкам сэкономить массу времени, которое пока уходит на поиск оригинала издания или его микрофильма. С оцифрованными документами можно будет бесплатно ознакомиться в основном здании библиотеки на Сент-Панкрасе в Лондоне. За работу удаленно с базой данных будет взиматься плата, сообщает NEWSru.ua со ссылкой на BBC.
Проект впервые позволит интернет-пользователям искать в базе данных архивные статьи о важных международных событиях, скажем о Крымской войне или о движении суфражисток. Статьи, написанные в период переписи населения в Великобритании с 1841 по 1911 годы, также будут выложены в сеть.
Это позволит историкам сэкономить массу времени, которое пока уходит на поиск оригинала издания или его микрофильма. С оцифрованными документами можно будет бесплатно ознакомиться в основном здании библиотеки на Сент-Панкрасе в Лондоне. За работу удаленно с базой данных будет взиматься плата, сообщает NEWSru.ua со ссылкой на BBC.
Проект впервые позволит интернет-пользователям искать в базе данных архивные статьи о важных международных событиях, скажем о Крымской войне или о движении суфражисток. Статьи, написанные в период переписи населения в Великобритании с 1841 по 1911 годы, также будут выложены в сеть.
Квартиру с рукописями Кафки ограбили
Неопубликованные рукописи Франца Кафки могли быть украдены в Иерусалиме, сообщает «Гаарец». Ева Хоффе (Eva Hoffe), унаследовавшая бумаги писателя, заявила, что в ее квартиру вламывались уже трижды за последнее время. Преступники унесли несколько документов из архива Макса Брода, душеприказчика Кафки; были ли среди них рукописи автора «Процесса», пока не ясно.
По словам Хоффе, в сентябре 2009 года грабитель вломился к ней, сломав шпингалет на окне. Он, однако, сбежал, когда хозяйка подняла крик. Второй грабитель 10 мая 2010 года сломал дверной замок и разбросал по полу книги, бумаги и другие предметы. Третий 12 мая забрался в ту же комнату и унес некие документы из архива Брода.
Архив Кафки на протяжении долгого времени является предметом судебных тяжб: сестер Еву Хоффе и Рути Вислер (Ruti Wisler) пытаются принудить открыть архив, а те сопротивляются и намереваются продать бумаги в Германию. Представитель Национальной библиотеки Израиля заявил, что и раньше обращал внимание на неподходящие условия, в которых ответчицы хранят важные рукописи. Он потребовал от суда назначить осмотр в квартирах Хоффе и Вислер.
Сестры унаследовали архив Кафки от своей матери Эстер Хоффе, секретарши, и, по всей видимости, любовницы Макса Брода. Недавно, однако, суду было предоставлено письмо Брода, в котором говорится, что он завещал свой архив Национальной библиотеке. Следовательно, не исключено, что Хоффе и Вислер владеют бумагами незаконно. Однако удостовериться в этом нельзя, так как завещание Брода, по всей видимости, также находится в архиве у сестер.
http://lenta.ru/news/2010/05/20/kafka/
По словам Хоффе, в сентябре 2009 года грабитель вломился к ней, сломав шпингалет на окне. Он, однако, сбежал, когда хозяйка подняла крик. Второй грабитель 10 мая 2010 года сломал дверной замок и разбросал по полу книги, бумаги и другие предметы. Третий 12 мая забрался в ту же комнату и унес некие документы из архива Брода.
Архив Кафки на протяжении долгого времени является предметом судебных тяжб: сестер Еву Хоффе и Рути Вислер (Ruti Wisler) пытаются принудить открыть архив, а те сопротивляются и намереваются продать бумаги в Германию. Представитель Национальной библиотеки Израиля заявил, что и раньше обращал внимание на неподходящие условия, в которых ответчицы хранят важные рукописи. Он потребовал от суда назначить осмотр в квартирах Хоффе и Вислер.
Сестры унаследовали архив Кафки от своей матери Эстер Хоффе, секретарши, и, по всей видимости, любовницы Макса Брода. Недавно, однако, суду было предоставлено письмо Брода, в котором говорится, что он завещал свой архив Национальной библиотеке. Следовательно, не исключено, что Хоффе и Вислер владеют бумагами незаконно. Однако удостовериться в этом нельзя, так как завещание Брода, по всей видимости, также находится в архиве у сестер.
http://lenta.ru/news/2010/05/20/kafka/
Серебряный шар и век
В чем феномен рассказчика Виталия Вульфа
Виталия Вульфа к нам занесло из Серебряного века. Он даже грассирует, как Вертинский. И, как Вертинский, с трудом терпит современную рутину с ее примитивом, грубостью нравов и стриптизом малоинтересных душ.
Меньшую половину жизни он проводит среди этой повседневной банальщины. Большую половину — в кругу легенд и мифов, в мире идеала и мечты. Там он свой. Там он принят. Ему там хорошо. Там есть чем восхищаться. Восхищаться — естественнейшая его потребность. Он намеренно не замечает пятен на солнцах. Знает, что они есть, но не замечает — такая душевная установка. Великолепные женщины прошлого — Вера Холодная, Мария Бабанова, Алла Тарасова, Ангелина Степанова, Ольга Андровская, Валентина Серова, Любовь Орлова... Глаза с поволокой, изгиб руки, судьба, упакованная в изысканнейшие туалеты. Эти туалеты можно было перешивать из старых платьев, но они все равно изысканны.
Вульф к этому миру тянулся с детства, и очень долго его туда не пускали. Бакинский парень в холодной Москве, студент-отличник, которому, тем не менее, отказали от аспирантуры «по пятому пункту», юрист без работы, преданный зритель МХАТа, «маяковцев», «вахтанговцев» и «Современника», живет по съемным углам, экономит на всем, чтобы купить билеты и программки, которые теперь стали театральной историей. Идет работать в таинственный Институт международного рабочего движения, где пишет о молодежных бунтах на Западе, а потом специально для него там создают театральный сектор. А настоящая его работа была невидима для окружающих: он коллекционировал встречи, впечатления, улетающие ощущения театральных спектаклей, ролей, триумфов и провалов. Это все в нем застревало и накапливалось, не находя применения и выхода.
Виталия Вульфа к нам занесло из Серебряного века. Он даже грассирует, как Вертинский. И, как Вертинский, с трудом терпит современную рутину с ее примитивом, грубостью нравов и стриптизом малоинтересных душ.
Меньшую половину жизни он проводит среди этой повседневной банальщины. Большую половину — в кругу легенд и мифов, в мире идеала и мечты. Там он свой. Там он принят. Ему там хорошо. Там есть чем восхищаться. Восхищаться — естественнейшая его потребность. Он намеренно не замечает пятен на солнцах. Знает, что они есть, но не замечает — такая душевная установка. Великолепные женщины прошлого — Вера Холодная, Мария Бабанова, Алла Тарасова, Ангелина Степанова, Ольга Андровская, Валентина Серова, Любовь Орлова... Глаза с поволокой, изгиб руки, судьба, упакованная в изысканнейшие туалеты. Эти туалеты можно было перешивать из старых платьев, но они все равно изысканны.
Вульф к этому миру тянулся с детства, и очень долго его туда не пускали. Бакинский парень в холодной Москве, студент-отличник, которому, тем не менее, отказали от аспирантуры «по пятому пункту», юрист без работы, преданный зритель МХАТа, «маяковцев», «вахтанговцев» и «Современника», живет по съемным углам, экономит на всем, чтобы купить билеты и программки, которые теперь стали театральной историей. Идет работать в таинственный Институт международного рабочего движения, где пишет о молодежных бунтах на Западе, а потом специально для него там создают театральный сектор. А настоящая его работа была невидима для окружающих: он коллекционировал встречи, впечатления, улетающие ощущения театральных спектаклей, ролей, триумфов и провалов. Это все в нем застревало и накапливалось, не находя применения и выхода.
Сокровенный маршрут
Вчера в здании редакции «Российской газеты» заместитель главного редактора «РГ» Юрий Лепский представил свою «книжку-маршрут» «В поисках Бродского». Презентация сопровождалась выставкой фоторабот автора, сделанных в Венеции — самом любимом, после Ленинграда, городе поэта.
Книга Юрия Лепского, вышедшая в издательстве «Российской газеты», удачно соединяет в себе несколько жанров. Это и чрезвычайно востребованный в наши дни культурный путеводитель, и живописный альбом фотографий, сделанный профессиональным фотохудожником, и собрание интервью автора с людьми, сопричастными судьбе Бродского, и, наконец, проникновенный лирический текст — признание в любви к поэту. Что важнее — определить невозможно.
«Мы никогда не были знакомы с ним, но ходили по одним улицам в одно и то же время», — начинает свою книгу Юрий Лепский. Этой тональности — незаметного наблюдателя — он придерживается до конца книги, что делает ее, я бы сказал, вызывающе скромной. Несколько раз она прерывается пассажами, которые не встретишь в других книгах: «А теперь отдохните от текста и просто погуляйте по Венеции (вариант: по Ленинграду. — Прим. П. Б.) Бродского. За двадцать лет она ничуть не изменилась». Далее — фотографии.
Книга Юрия Лепского, вышедшая в издательстве «Российской газеты», удачно соединяет в себе несколько жанров. Это и чрезвычайно востребованный в наши дни культурный путеводитель, и живописный альбом фотографий, сделанный профессиональным фотохудожником, и собрание интервью автора с людьми, сопричастными судьбе Бродского, и, наконец, проникновенный лирический текст — признание в любви к поэту. Что важнее — определить невозможно.
«Мы никогда не были знакомы с ним, но ходили по одним улицам в одно и то же время», — начинает свою книгу Юрий Лепский. Этой тональности — незаметного наблюдателя — он придерживается до конца книги, что делает ее, я бы сказал, вызывающе скромной. Несколько раз она прерывается пассажами, которые не встретишь в других книгах: «А теперь отдохните от текста и просто погуляйте по Венеции (вариант: по Ленинграду. — Прим. П. Б.) Бродского. За двадцать лет она ничуть не изменилась». Далее — фотографии.
В Москве презентовали книгу о Нурсултане Назарбаеве
В Москве состоялась презентация книги «Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана». Впервые о казахском лидере написал западный писатель и биограф. А именно Джонатан Айткен, который долгое время был членом парламента и замминистра обороны Великобритании.
Однако по-настоящему известным он стал благодаря изданной им несколько лет назад биографии президента США Ричарда Никсона. На этот раз Айткен решил обратить свое внимание на постсоветское пространство. И сразу же его новая книга попала в число бестселлеров. «Мне мой друг посоветовал написать о Назарбаеве. Его судьба уникальна. На Западе невозможно, чтобы родившийся в степи мужчина стал президентом», — рассказал корреспонденту «РГ» Айткен.
Однако по-настоящему известным он стал благодаря изданной им несколько лет назад биографии президента США Ричарда Никсона. На этот раз Айткен решил обратить свое внимание на постсоветское пространство. И сразу же его новая книга попала в число бестселлеров. «Мне мой друг посоветовал написать о Назарбаеве. Его судьба уникальна. На Западе невозможно, чтобы родившийся в степи мужчина стал президентом», — рассказал корреспонденту «РГ» Айткен.