Новости библиотеки
Республиканский интернет-форум «Даруя людям мудрость книг»
С 20 по 25 мая 2010 г. Национальная библиотека Чувашской Республики проводит республиканский интернет-форум «Даруя людям мудрость книг». Он посвящен Общероссийскому дню библиотек, который вот уже 15 лет ежегодно отмечается 27 мая.
Виртуальный форум как и традиционный, является одной из форм библиотечного общения, на котором апробируются новые идеи, совершенствуется мастерство сотрудников, обсуждаются проблемы. Отличительной особенностью мероприятия является то, что оно проводится без реального присутствия участников, для чего используются средства информационных и телекоммуникационных технологий, в частности, Интернет.
На сайте размещены материалы республиканского форума. В их обсуждении примут участие все муниципальные библиотеки.
В разделе «Книга и время» будут представлены выступления ведущих специалистов библиотек республики, деятелей культуры и архивного дела об интересных книжных коллекциях, наиболее ценных изданиях, представляющих культурное наследие республики в разные периоды времени.
Виртуальный форум как и традиционный, является одной из форм библиотечного общения, на котором апробируются новые идеи, совершенствуется мастерство сотрудников, обсуждаются проблемы. Отличительной особенностью мероприятия является то, что оно проводится без реального присутствия участников, для чего используются средства информационных и телекоммуникационных технологий, в частности, Интернет.
На сайте размещены материалы республиканского форума. В их обсуждении примут участие все муниципальные библиотеки.
В разделе «Книга и время» будут представлены выступления ведущих специалистов библиотек республики, деятелей культуры и архивного дела об интересных книжных коллекциях, наиболее ценных изданиях, представляющих культурное наследие республики в разные периоды времени.
Поэт и век, которого он не увидел
20—23 мая на Филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке Правительства Санкт-Петербурга проходит Международная научно-исследовательская конференция «Иосиф Бродский ХХI век», посвященная семидесятилетию со дня рождения поэта.
Конференция, на которую приедут ученые из многих стран мира, позволит привлечь внимание к русской поэзии XX века, проникнуть в проблематику как отдельных произведений Иосифа Бродского, так и его творчества в целом. В рамках конференции проводится поэтический конкурс среди общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, посвященный творчеству Иосифа Бродского. Победители конкурса получат возможность выступить на торжественном открытии конференции 20 мая, где им будут вручены грамоты и подарки (книги о творчестве И. Бродского с автографами авторов).
Поэт умер в Нью-Йорке в 1996 году, в возрасте 55 лет.
http://konkretno.ru/o_visokom/26741-poyet-i-vek-kotorogo-on-ne-uvidel.html
Конференция, на которую приедут ученые из многих стран мира, позволит привлечь внимание к русской поэзии XX века, проникнуть в проблематику как отдельных произведений Иосифа Бродского, так и его творчества в целом. В рамках конференции проводится поэтический конкурс среди общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, посвященный творчеству Иосифа Бродского. Победители конкурса получат возможность выступить на торжественном открытии конференции 20 мая, где им будут вручены грамоты и подарки (книги о творчестве И. Бродского с автографами авторов).
Поэт умер в Нью-Йорке в 1996 году, в возрасте 55 лет.
http://konkretno.ru/o_visokom/26741-poyet-i-vek-kotorogo-on-ne-uvidel.html
Шеститомный словарь казачьих говоров вышел в свет
Уникальный шеститомный словарь казачьих говоров вышел в свет в Волгоградской области. «По сути это — энциклопедия наших предков. 16,5 тысяч словарных статей, но не только. В издании представлены сведения о домашней утвари, одежде, кухне казаков, особенностях ведения хозяйства», — рассказал один из составителей словаря профессор Волгоградского педагогического университета Василий Супрун.
По его словам, впечатлить и удивить читателя словаря может практически любое слово. Например «пупленок» — так называют маленький огурец, огурчик. Слово «овсень» — обрядовое. Оно обозначает обычай накануне Нового года ходить с песнями по дворам, получая угощение и подарки. А словом «сопуха» на Дону называют сажу — словаки и чехи до сих пор так именуют дымоход.
«В словаре представлен материал, собранный в течение нескольких поколений учеными и студентами в 290 населенных пунктах всех 18 казачьих районов Волгоградской области, — отметил Супрун. — Русский язык по-настоящему живет и развивается в станицах, селах, деревнях. Благодаря яркому, меткому и поэтичному народному языку можно спасти наш литературный язык от безобразных наслоений, непомерных наслоений и безудержной «блатной музыки».
В планах волгоградских филологов — подготовить к изданию краткий словарь донских говоров и словарь «Донское слово в художественных текстах» на основе произведений донских писателей. Работа над лексиконами уже началась.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=450928&cid=48
По его словам, впечатлить и удивить читателя словаря может практически любое слово. Например «пупленок» — так называют маленький огурец, огурчик. Слово «овсень» — обрядовое. Оно обозначает обычай накануне Нового года ходить с песнями по дворам, получая угощение и подарки. А словом «сопуха» на Дону называют сажу — словаки и чехи до сих пор так именуют дымоход.
«В словаре представлен материал, собранный в течение нескольких поколений учеными и студентами в 290 населенных пунктах всех 18 казачьих районов Волгоградской области, — отметил Супрун. — Русский язык по-настоящему живет и развивается в станицах, селах, деревнях. Благодаря яркому, меткому и поэтичному народному языку можно спасти наш литературный язык от безобразных наслоений, непомерных наслоений и безудержной «блатной музыки».
В планах волгоградских филологов — подготовить к изданию краткий словарь донских говоров и словарь «Донское слово в художественных текстах» на основе произведений донских писателей. Работа над лексиконами уже началась.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=450928&cid=48
Президент возвращает долги
Спустя 221 год после выдачи в библиотеку Нью-Йорка вернулась книга, взятая первым президентом США Джорджем Вашингтоном и считавшаяся пропавшей, передает информационная служба Би-би-си.
«Заигранным» изданием, которое было обнаружено в библиотечном подвале, оказались «Права наций» — научное исследование проблем международных отношений. Несмотря на счастливое возвращение некоторые вопросы все же остались неразрешенными. Вопрос первый: кто должен платить штраф 300 тысяч долларов за то, что книга была просрочена. Вопрос второй: где «гуляет» еще одна книга, которую взял в свое время высокопоставленный американский книголюб?
http://www.reshetoria.ru/literaturnye_hroniki/meynstrim/news2798.php
«Заигранным» изданием, которое было обнаружено в библиотечном подвале, оказались «Права наций» — научное исследование проблем международных отношений. Несмотря на счастливое возвращение некоторые вопросы все же остались неразрешенными. Вопрос первый: кто должен платить штраф 300 тысяч долларов за то, что книга была просрочена. Вопрос второй: где «гуляет» еще одна книга, которую взял в свое время высокопоставленный американский книголюб?
http://www.reshetoria.ru/literaturnye_hroniki/meynstrim/news2798.php
Твардовский выйдет на Страстной
Подготовка к столетию со дня рождения поэта Александра Твардовского идет полным ходом. Торжества в честь одного из крупнейших российских поэтов ХХ века пройдут и на его родине в Смоленске, и в Москве. Человек, который создает образ Твардовского в буквальном смысле слова, — это известный скульптор Владимир Суровцев. Наши корреспонденты побывали в его мастерской.
Владимир Суровцев — автор памятника Александру Твардовскому, который в сентябре появится на Страстном бульваре столицы. Творчество поэта близко скульптору по духу. Тема человека на войне проходит через многие произведения Твардовского. Большинство работ Суровцева посвящено военно-патриотической тематике. Его знаменитый барельеф «Валькирии», символизирующий первую встречу союзных войск в 1945 году, стоит в германском городе Штрела. В Брюсселе, в Королевском музее военной истории, можно увидеть бюст Петра Первого и бюст Кутузова. Всего композиций, посвященных войне, у Суровцева около 30.
Мастерская Владимира Суровцева в Замоскворечье построена на месте бывшей конюшни. Здесь когда-то держал лошадей хозяин московского доходного дома.
- Вот макет, — Владимир Александрович демонстрирует будущий памятник поэту, вылепленный из пластилина. — Работа уже близится к завершению.
Владимир Суровцев — автор памятника Александру Твардовскому, который в сентябре появится на Страстном бульваре столицы. Творчество поэта близко скульптору по духу. Тема человека на войне проходит через многие произведения Твардовского. Большинство работ Суровцева посвящено военно-патриотической тематике. Его знаменитый барельеф «Валькирии», символизирующий первую встречу союзных войск в 1945 году, стоит в германском городе Штрела. В Брюсселе, в Королевском музее военной истории, можно увидеть бюст Петра Первого и бюст Кутузова. Всего композиций, посвященных войне, у Суровцева около 30.
Мастерская Владимира Суровцева в Замоскворечье построена на месте бывшей конюшни. Здесь когда-то держал лошадей хозяин московского доходного дома.
- Вот макет, — Владимир Александрович демонстрирует будущий памятник поэту, вылепленный из пластилина. — Работа уже близится к завершению.
В Луганске открыт памятник Владимиру Далю
В Луганске сегодня состоялось торжественное открытие памятника автору «Толкового словаря живого великорусского языка», ученому и писателю Владимиру Далю. В нем принял участие находившийся с рабочей поездкой в Луганске президент Украины Виктор Янукович.
Памятник великому русскому ученому установлен перед входом в главный корпус Восточноукраинского национального университета, которому в 2001 году было присвоено имя Владимира Даля.
Уроженец Луганска, датчанин по происхождению Владимир Иванович Даль родиной своей считал не Данию, а Россию. В 17 лет посетив Данию, кадет Даль написал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое — Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
А свою малую родину он прославил уже в зрелом возрасте под литературным псевдонимом Казак Луганский. Именно в образе Казака Луганского, «странника, собирающего душу народную», и запечатлели Даля авторы скульптуры — заслуженный художник Украины Николай Можаев и заслуженный деятель искусств Украины Виктор Горбулин.
Как информирует ИТАР-ТАСС, памятник сооружен на благотворительные взносы луганчан — пенсионеров, рабочих, студентов и бизнесменов, неравнодушных к памяти своего выдающегося земляка. При этом никого в городе не смутило, что в Луганске уже установлены два памятника великому ученому — во дворике перед домом-музеем Даля и на улице, носящей его имя. Как остроумно заметил сегодня один из жителей Луганска: «Даля много не бывает».
http://www.izvestia.ru/news/news241899
Памятник великому русскому ученому установлен перед входом в главный корпус Восточноукраинского национального университета, которому в 2001 году было присвоено имя Владимира Даля.
Уроженец Луганска, датчанин по происхождению Владимир Иванович Даль родиной своей считал не Данию, а Россию. В 17 лет посетив Данию, кадет Даль написал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое — Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
А свою малую родину он прославил уже в зрелом возрасте под литературным псевдонимом Казак Луганский. Именно в образе Казака Луганского, «странника, собирающего душу народную», и запечатлели Даля авторы скульптуры — заслуженный художник Украины Николай Можаев и заслуженный деятель искусств Украины Виктор Горбулин.
Как информирует ИТАР-ТАСС, памятник сооружен на благотворительные взносы луганчан — пенсионеров, рабочих, студентов и бизнесменов, неравнодушных к памяти своего выдающегося земляка. При этом никого в городе не смутило, что в Луганске уже установлены два памятника великому ученому — во дворике перед домом-музеем Даля и на улице, носящей его имя. Как остроумно заметил сегодня один из жителей Луганска: «Даля много не бывает».
http://www.izvestia.ru/news/news241899
В Лондоне за 10 ближайших лет оцифруют все газеты из Британской библиотеки за последние 300 лет
Британская библиотека объявила о запуске 10-летнего проекта, результатом которого должен стать онлайн-доступ к 40 миллионам газетных полос из ее архива. Журналистские материалы более чем за 300 лет, в том числе статьи о Крымской и Англо-бурской войнах, будет выложены в сети издательской компанией BrightSolid.
Это позволит историкам сэкономить массу времени, которое пока уходит на поиск оригинала издания или его микрофильма. С оцифрованными документами можно будет бесплатно ознакомиться в основном здании библиотеки на Сент-Панкрасе в Лондоне. За работу удаленно с базой данных будет взиматься плата, сообщает NEWSru.ua со ссылкой на BBC.
Проект впервые позволит интернет-пользователям искать в базе данных архивные статьи о важных международных событиях, скажем о Крымской войне или о движении суфражисток. Статьи, написанные в период переписи населения в Великобритании с 1841 по 1911 годы, также будут выложены в сеть.
Это позволит историкам сэкономить массу времени, которое пока уходит на поиск оригинала издания или его микрофильма. С оцифрованными документами можно будет бесплатно ознакомиться в основном здании библиотеки на Сент-Панкрасе в Лондоне. За работу удаленно с базой данных будет взиматься плата, сообщает NEWSru.ua со ссылкой на BBC.
Проект впервые позволит интернет-пользователям искать в базе данных архивные статьи о важных международных событиях, скажем о Крымской войне или о движении суфражисток. Статьи, написанные в период переписи населения в Великобритании с 1841 по 1911 годы, также будут выложены в сеть.
Квартиру с рукописями Кафки ограбили
Неопубликованные рукописи Франца Кафки могли быть украдены в Иерусалиме, сообщает «Гаарец». Ева Хоффе (Eva Hoffe), унаследовавшая бумаги писателя, заявила, что в ее квартиру вламывались уже трижды за последнее время. Преступники унесли несколько документов из архива Макса Брода, душеприказчика Кафки; были ли среди них рукописи автора «Процесса», пока не ясно.
По словам Хоффе, в сентябре 2009 года грабитель вломился к ней, сломав шпингалет на окне. Он, однако, сбежал, когда хозяйка подняла крик. Второй грабитель 10 мая 2010 года сломал дверной замок и разбросал по полу книги, бумаги и другие предметы. Третий 12 мая забрался в ту же комнату и унес некие документы из архива Брода.
Архив Кафки на протяжении долгого времени является предметом судебных тяжб: сестер Еву Хоффе и Рути Вислер (Ruti Wisler) пытаются принудить открыть архив, а те сопротивляются и намереваются продать бумаги в Германию. Представитель Национальной библиотеки Израиля заявил, что и раньше обращал внимание на неподходящие условия, в которых ответчицы хранят важные рукописи. Он потребовал от суда назначить осмотр в квартирах Хоффе и Вислер.
Сестры унаследовали архив Кафки от своей матери Эстер Хоффе, секретарши, и, по всей видимости, любовницы Макса Брода. Недавно, однако, суду было предоставлено письмо Брода, в котором говорится, что он завещал свой архив Национальной библиотеке. Следовательно, не исключено, что Хоффе и Вислер владеют бумагами незаконно. Однако удостовериться в этом нельзя, так как завещание Брода, по всей видимости, также находится в архиве у сестер.
http://lenta.ru/news/2010/05/20/kafka/
По словам Хоффе, в сентябре 2009 года грабитель вломился к ней, сломав шпингалет на окне. Он, однако, сбежал, когда хозяйка подняла крик. Второй грабитель 10 мая 2010 года сломал дверной замок и разбросал по полу книги, бумаги и другие предметы. Третий 12 мая забрался в ту же комнату и унес некие документы из архива Брода.
Архив Кафки на протяжении долгого времени является предметом судебных тяжб: сестер Еву Хоффе и Рути Вислер (Ruti Wisler) пытаются принудить открыть архив, а те сопротивляются и намереваются продать бумаги в Германию. Представитель Национальной библиотеки Израиля заявил, что и раньше обращал внимание на неподходящие условия, в которых ответчицы хранят важные рукописи. Он потребовал от суда назначить осмотр в квартирах Хоффе и Вислер.
Сестры унаследовали архив Кафки от своей матери Эстер Хоффе, секретарши, и, по всей видимости, любовницы Макса Брода. Недавно, однако, суду было предоставлено письмо Брода, в котором говорится, что он завещал свой архив Национальной библиотеке. Следовательно, не исключено, что Хоффе и Вислер владеют бумагами незаконно. Однако удостовериться в этом нельзя, так как завещание Брода, по всей видимости, также находится в архиве у сестер.
http://lenta.ru/news/2010/05/20/kafka/
Серебряный шар и век
В чем феномен рассказчика Виталия Вульфа
Виталия Вульфа к нам занесло из Серебряного века. Он даже грассирует, как Вертинский. И, как Вертинский, с трудом терпит современную рутину с ее примитивом, грубостью нравов и стриптизом малоинтересных душ.
Меньшую половину жизни он проводит среди этой повседневной банальщины. Большую половину — в кругу легенд и мифов, в мире идеала и мечты. Там он свой. Там он принят. Ему там хорошо. Там есть чем восхищаться. Восхищаться — естественнейшая его потребность. Он намеренно не замечает пятен на солнцах. Знает, что они есть, но не замечает — такая душевная установка. Великолепные женщины прошлого — Вера Холодная, Мария Бабанова, Алла Тарасова, Ангелина Степанова, Ольга Андровская, Валентина Серова, Любовь Орлова... Глаза с поволокой, изгиб руки, судьба, упакованная в изысканнейшие туалеты. Эти туалеты можно было перешивать из старых платьев, но они все равно изысканны.
Вульф к этому миру тянулся с детства, и очень долго его туда не пускали. Бакинский парень в холодной Москве, студент-отличник, которому, тем не менее, отказали от аспирантуры «по пятому пункту», юрист без работы, преданный зритель МХАТа, «маяковцев», «вахтанговцев» и «Современника», живет по съемным углам, экономит на всем, чтобы купить билеты и программки, которые теперь стали театральной историей. Идет работать в таинственный Институт международного рабочего движения, где пишет о молодежных бунтах на Западе, а потом специально для него там создают театральный сектор. А настоящая его работа была невидима для окружающих: он коллекционировал встречи, впечатления, улетающие ощущения театральных спектаклей, ролей, триумфов и провалов. Это все в нем застревало и накапливалось, не находя применения и выхода.
Виталия Вульфа к нам занесло из Серебряного века. Он даже грассирует, как Вертинский. И, как Вертинский, с трудом терпит современную рутину с ее примитивом, грубостью нравов и стриптизом малоинтересных душ.
Меньшую половину жизни он проводит среди этой повседневной банальщины. Большую половину — в кругу легенд и мифов, в мире идеала и мечты. Там он свой. Там он принят. Ему там хорошо. Там есть чем восхищаться. Восхищаться — естественнейшая его потребность. Он намеренно не замечает пятен на солнцах. Знает, что они есть, но не замечает — такая душевная установка. Великолепные женщины прошлого — Вера Холодная, Мария Бабанова, Алла Тарасова, Ангелина Степанова, Ольга Андровская, Валентина Серова, Любовь Орлова... Глаза с поволокой, изгиб руки, судьба, упакованная в изысканнейшие туалеты. Эти туалеты можно было перешивать из старых платьев, но они все равно изысканны.
Вульф к этому миру тянулся с детства, и очень долго его туда не пускали. Бакинский парень в холодной Москве, студент-отличник, которому, тем не менее, отказали от аспирантуры «по пятому пункту», юрист без работы, преданный зритель МХАТа, «маяковцев», «вахтанговцев» и «Современника», живет по съемным углам, экономит на всем, чтобы купить билеты и программки, которые теперь стали театральной историей. Идет работать в таинственный Институт международного рабочего движения, где пишет о молодежных бунтах на Западе, а потом специально для него там создают театральный сектор. А настоящая его работа была невидима для окружающих: он коллекционировал встречи, впечатления, улетающие ощущения театральных спектаклей, ролей, триумфов и провалов. Это все в нем застревало и накапливалось, не находя применения и выхода.
Сокровенный маршрут
Вчера в здании редакции «Российской газеты» заместитель главного редактора «РГ» Юрий Лепский представил свою «книжку-маршрут» «В поисках Бродского». Презентация сопровождалась выставкой фоторабот автора, сделанных в Венеции — самом любимом, после Ленинграда, городе поэта.
Книга Юрия Лепского, вышедшая в издательстве «Российской газеты», удачно соединяет в себе несколько жанров. Это и чрезвычайно востребованный в наши дни культурный путеводитель, и живописный альбом фотографий, сделанный профессиональным фотохудожником, и собрание интервью автора с людьми, сопричастными судьбе Бродского, и, наконец, проникновенный лирический текст — признание в любви к поэту. Что важнее — определить невозможно.
«Мы никогда не были знакомы с ним, но ходили по одним улицам в одно и то же время», — начинает свою книгу Юрий Лепский. Этой тональности — незаметного наблюдателя — он придерживается до конца книги, что делает ее, я бы сказал, вызывающе скромной. Несколько раз она прерывается пассажами, которые не встретишь в других книгах: «А теперь отдохните от текста и просто погуляйте по Венеции (вариант: по Ленинграду. — Прим. П. Б.) Бродского. За двадцать лет она ничуть не изменилась». Далее — фотографии.
Книга Юрия Лепского, вышедшая в издательстве «Российской газеты», удачно соединяет в себе несколько жанров. Это и чрезвычайно востребованный в наши дни культурный путеводитель, и живописный альбом фотографий, сделанный профессиональным фотохудожником, и собрание интервью автора с людьми, сопричастными судьбе Бродского, и, наконец, проникновенный лирический текст — признание в любви к поэту. Что важнее — определить невозможно.
«Мы никогда не были знакомы с ним, но ходили по одним улицам в одно и то же время», — начинает свою книгу Юрий Лепский. Этой тональности — незаметного наблюдателя — он придерживается до конца книги, что делает ее, я бы сказал, вызывающе скромной. Несколько раз она прерывается пассажами, которые не встретишь в других книгах: «А теперь отдохните от текста и просто погуляйте по Венеции (вариант: по Ленинграду. — Прим. П. Б.) Бродского. За двадцать лет она ничуть не изменилась». Далее — фотографии.