Новости библиотеки
Физики уточнили возраст одной из самых загадочных книг
Группа физиков из Университета Аризоны, использовав метод радиоуглеродного датирования, определила возраст манускрипта Войнича и, таким образом, поставила точку хотя бы в одном из вопросов, связанных с этой самой таинственной в мире рукописью.
Манускрипт Войнича, принадлежащий перу неизвестного автора, представляет собой книгу из двухсот с лишним пергаментных страниц, заполненных непонятными рисунками и неясным текстом, написанных на неизвестном языке с использованием загадочного алфавита. Он был обнаружен и куплен в 1912-м году торговцем антикварными книгами Вильфридом Войничем (мужем Этель Лилиан Войнич) в одной из иезуитских вилл к югу от Рима. Последние 18 лет своей жизни Войнич полностью посвятил попыткам расшифровать книгу, но его старания, как и усилия других, оказались тщетными. На рисунках, большей частью цветных, изображены неизвестные науке растения, астрономические карты с Солнцем, Луной и знаками Зодиака, непонятные круги, а также множество обнаженных женщин, находящихся внутри странных систем из сосудов, заполненных жидкостью. Еще более странен текст, состоящий частично из латинских букв, а частично из букв, вообще никогда не виденных.
Манускрипт Войнича, принадлежащий перу неизвестного автора, представляет собой книгу из двухсот с лишним пергаментных страниц, заполненных непонятными рисунками и неясным текстом, написанных на неизвестном языке с использованием загадочного алфавита. Он был обнаружен и куплен в 1912-м году торговцем антикварными книгами Вильфридом Войничем (мужем Этель Лилиан Войнич) в одной из иезуитских вилл к югу от Рима. Последние 18 лет своей жизни Войнич полностью посвятил попыткам расшифровать книгу, но его старания, как и усилия других, оказались тщетными. На рисунках, большей частью цветных, изображены неизвестные науке растения, астрономические карты с Солнцем, Луной и знаками Зодиака, непонятные круги, а также множество обнаженных женщин, находящихся внутри странных систем из сосудов, заполненных жидкостью. Еще более странен текст, состоящий частично из латинских букв, а частично из букв, вообще никогда не виденных.
Меченый атом
70 лет назад 11 февраля родился поэт Юрий Кузнецов
Андрей Платонов и тем более Кэндзабуро Оэ — авторы из круга чтения «советского поэта-почвенника»? Неужто Анатолий Поперечный когда-либо цитировал Вагинова, Феликс Чуев — Кортасара и Борхеса, а Валентин Сорокин изящно вплетал в свои поэмы строки из Малларме?
Если разделить всех поэтов на «поэтов с биографией» и «поэтов без биографии», Юрий Кузнецов, пожалуй, «поэт без биографии». Хотя вехи его жизни вроде бы известны…
Официальная версия
Юрий Поликарпович Кузнецов родился 11 февраля 1941 года на Кубани, в семье красного командира-пограничника. Отец Юрия Кузнецова в первые дни войны ушёл на фронт, а семья с матерью переехала в село Александровское Ставропольского края.
Село это пережило фашистскую оккупацию. В 1942 году по удивительной случайности среди советских воинов, освободивших село и спасших семью Кузнецовых от расстрела фашистами, оказался отец поэта. В 1944 году он погиб на поле сражения в Крыму.
Андрей Платонов и тем более Кэндзабуро Оэ — авторы из круга чтения «советского поэта-почвенника»? Неужто Анатолий Поперечный когда-либо цитировал Вагинова, Феликс Чуев — Кортасара и Борхеса, а Валентин Сорокин изящно вплетал в свои поэмы строки из Малларме?
Если разделить всех поэтов на «поэтов с биографией» и «поэтов без биографии», Юрий Кузнецов, пожалуй, «поэт без биографии». Хотя вехи его жизни вроде бы известны…
Официальная версия
Юрий Поликарпович Кузнецов родился 11 февраля 1941 года на Кубани, в семье красного командира-пограничника. Отец Юрия Кузнецова в первые дни войны ушёл на фронт, а семья с матерью переехала в село Александровское Ставропольского края.
Село это пережило фашистскую оккупацию. В 1942 году по удивительной случайности среди советских воинов, освободивших село и спасших семью Кузнецовых от расстрела фашистами, оказался отец поэта. В 1944 году он погиб на поле сражения в Крыму.
"Лирика" Вознесенского. Последнее интервью поэта
На фестивале премии "Триумф" показали фильм о последних годах жизни Андрея Вознесенского. Фильм Петра Шепотинника "Лирика" - последнее интервью поэта, данное им незадолго до смерти.
С этого кинопоказа в Доме литераторов, приуроченного к вручению литературной премии "Триумф", зрители выходили в слезах. Фильм Петра Шепотинника "Лирика" - в сущности, последнее интервью поэта Андрея Вознесенского, данное им незадолго до смерти.
"Это был 2008 год, за два года до того, как не стало Андрея Андреевича - он умер 1 июня 2010 года - и он себя очень плохо чувствовал. Отменить съёмку было уже невозможно, уже группа ехала. И решили: пусть будет таким, как есть. И фильм получился таким тяжёлым", - вспоминает вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская.
"Творчество - такая вещь, что нельзя плохо написать. Когда пишешь хорошо, это удача", - говорит в своём последнем интервью Андрей Вознесенский.
С этого кинопоказа в Доме литераторов, приуроченного к вручению литературной премии "Триумф", зрители выходили в слезах. Фильм Петра Шепотинника "Лирика" - в сущности, последнее интервью поэта Андрея Вознесенского, данное им незадолго до смерти.
"Это был 2008 год, за два года до того, как не стало Андрея Андреевича - он умер 1 июня 2010 года - и он себя очень плохо чувствовал. Отменить съёмку было уже невозможно, уже группа ехала. И решили: пусть будет таким, как есть. И фильм получился таким тяжёлым", - вспоминает вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская.
"Творчество - такая вещь, что нельзя плохо написать. Когда пишешь хорошо, это удача", - говорит в своём последнем интервью Андрей Вознесенский.
Первый текстовой «компьютер» был изобретен в России
«...В 30-й же год царствования его благоверный царь Иван Васильевич повелел устроить на средства своей казны дом, где производить печатное дело. И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям — дьякону церкви Николы Гостунского Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела». Так почти четыре с половиной века назад, в 1564-м, возникло у нас книгопечатание.
Иван Федоров считается официально признанным русским первопечатником благодаря тому, что позаботился указать на титульном листе своего самого раннего «Апостола» дату выхода тома в свет. Его вероятные предшественники подобной предусмотрительности не проявили.
Чтобы издать «Апостола», средневековым мастерам-типографам понадобилось более года. Ученые полагают, что тираж был весьма внушителен по тем временам — около 2000 экземпляров (до нашего времени сохранилось 47). А уже в 1565 г. типография Федорова выпустила другую книгу — «Часовник», которая пользовалась большой популярностью, поскольку именно по ней в старину многих обучали грамоте. Первопечатнику впоследствии даже пришлось дважды переиздавать этот «бестселлер».
Иван Федоров считается официально признанным русским первопечатником благодаря тому, что позаботился указать на титульном листе своего самого раннего «Апостола» дату выхода тома в свет. Его вероятные предшественники подобной предусмотрительности не проявили.
Чтобы издать «Апостола», средневековым мастерам-типографам понадобилось более года. Ученые полагают, что тираж был весьма внушителен по тем временам — около 2000 экземпляров (до нашего времени сохранилось 47). А уже в 1565 г. типография Федорова выпустила другую книгу — «Часовник», которая пользовалась большой популярностью, поскольку именно по ней в старину многих обучали грамоте. Первопечатнику впоследствии даже пришлось дважды переиздавать этот «бестселлер».
Google Ngram Viewer: Сталин популярнее Ленина, а слово Интернет появилось в конце 19 века
По крайней мере, таковы расчеты сервиса Books Ngram Viewer — новой филологической онлайн-игрушки от корпорации Google.
Крупнейший мировой поисковик прогнал через свои фильтры все литературное наследие человечества за последние 200 лет. Что из этого получилось, рассказывается в очередном выпуске научно-популярной программы «Инфомания», которая выходит на канале СТС.
«Откуда в 19-м веке слово «интернет»?» — недоумевают пользователи нового сервиса Books Ngram Viewer, которые обнаружили первые сообщения о глобальной Сети в далеких 1890-х годах. «В любой системе есть погрешности», — честно отвечают разработчики Google. Впрочем, они тут же добавляют, что у слова «интернет» имеется одно устаревшее значение и предлагают пользователям его найти. Праздные блоггеры бьются над этой задачей уже больше месяца. Лингвистическую программу на платформе поисковика Google запустили гарвардские ученые. Они закачали на сервер около 5 миллионов книг, опубликованных за период c 1800 по 2009 год. Любой желающий теперь может проследить, с какой частотой определенные слова упоминались на протяжении веков.
Крупнейший мировой поисковик прогнал через свои фильтры все литературное наследие человечества за последние 200 лет. Что из этого получилось, рассказывается в очередном выпуске научно-популярной программы «Инфомания», которая выходит на канале СТС.
«Откуда в 19-м веке слово «интернет»?» — недоумевают пользователи нового сервиса Books Ngram Viewer, которые обнаружили первые сообщения о глобальной Сети в далеких 1890-х годах. «В любой системе есть погрешности», — честно отвечают разработчики Google. Впрочем, они тут же добавляют, что у слова «интернет» имеется одно устаревшее значение и предлагают пользователям его найти. Праздные блоггеры бьются над этой задачей уже больше месяца. Лингвистическую программу на платформе поисковика Google запустили гарвардские ученые. Они закачали на сервер около 5 миллионов книг, опубликованных за период c 1800 по 2009 год. Любой желающий теперь может проследить, с какой частотой определенные слова упоминались на протяжении веков.
Александр Авдеев: На культуру нужно выделять в два раза больше средств
Министр культуры РФ Александр Авдеев заявил сегодня на парламентских слушаниях, посвящённых вопросам художественного образования, что бюджетных средств, выделяемых на культуру в России, не хватает более чем в два раза, сообщает РИА «Новости».
«Минимум на культуру нужно 200 миллиардов рублей, а сейчас выделяется 88-89, значительная часть из которых идёт на две великие стройки – Мариинский театр и Большой театр», – сказал министр.
По его словам, в России на культуру выделяется 0,75% от бюджета, в то время как в других странах этот показатель составляет не менее 2%. «Из базисной недооценки культуры происходит то, что мы называем «феноменом Манежной площади«. Будет нормальное отношение к культуре, будут нормальные ценностные категории в голове у молодёжи», – считает Авдеев.
По данным, озвученным Авдеевым, 40% зданий, где обучаются дети и студенты, требуют срочного ремонта, а 15-16% и вовсе находятся в аварийном состоянии. В связи с этим министр культуры предложил внести необходимые дополнения в той части закона, которая касается художественного образования.
http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/news/common/news16037.html
«Минимум на культуру нужно 200 миллиардов рублей, а сейчас выделяется 88-89, значительная часть из которых идёт на две великие стройки – Мариинский театр и Большой театр», – сказал министр.
По его словам, в России на культуру выделяется 0,75% от бюджета, в то время как в других странах этот показатель составляет не менее 2%. «Из базисной недооценки культуры происходит то, что мы называем «феноменом Манежной площади«. Будет нормальное отношение к культуре, будут нормальные ценностные категории в голове у молодёжи», – считает Авдеев.
По данным, озвученным Авдеевым, 40% зданий, где обучаются дети и студенты, требуют срочного ремонта, а 15-16% и вовсе находятся в аварийном состоянии. В связи с этим министр культуры предложил внести необходимые дополнения в той части закона, которая касается художественного образования.
http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/news/common/news16037.html
В Российской национальной библиотеке представили нового гендиректора
В Российской национальной библиотеке сегодня прошло официальное представление нового генерального директора — Антона Лихоманова, назначенного на эту должность распоряжением председателя правительства РФ.
Нового руководителя представил коллективу заместитель министра культуры России Андрей Бусыгин, что было воспринято просто как обязательная формальность. Антон Владимирович уже тридцать лет работает в этой старейшей общедоступной книжной сокровищнице страны, где после окончания исторического факультета Государственного университета начинал со скромной должности библиотекаря.
По словам заместителя министра, аргумент «своего человека« в коллективе вместе с хорошими деловыми и организаторскими качествами Лихоманова сыграл не последнюю роль в выборе кандидатуры руководителя, способного своей деятельностью поддерживать лидирующие позиции Российской национальной библиотеки.
На этом посту 46-летний кандидат исторических наук Антон Лихоманов сменил Владимира Зайцева, скончавшегося в октябре минувшего года. Новый генеральный, поблагодарив за оказанное ему доверие, заявил о намерении сохранить преемственность в руководстве. Своими первостепенными задачами он считает дальнейшее расширение использования информационных технологий и укрепление материально-технической базы национальной библиотеки, а также завершение строительства второй очереди ее Нового здания на Московском проспекте.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=583208&cid=48
Нового руководителя представил коллективу заместитель министра культуры России Андрей Бусыгин, что было воспринято просто как обязательная формальность. Антон Владимирович уже тридцать лет работает в этой старейшей общедоступной книжной сокровищнице страны, где после окончания исторического факультета Государственного университета начинал со скромной должности библиотекаря.
По словам заместителя министра, аргумент «своего человека« в коллективе вместе с хорошими деловыми и организаторскими качествами Лихоманова сыграл не последнюю роль в выборе кандидатуры руководителя, способного своей деятельностью поддерживать лидирующие позиции Российской национальной библиотеки.
На этом посту 46-летний кандидат исторических наук Антон Лихоманов сменил Владимира Зайцева, скончавшегося в октябре минувшего года. Новый генеральный, поблагодарив за оказанное ему доверие, заявил о намерении сохранить преемственность в руководстве. Своими первостепенными задачами он считает дальнейшее расширение использования информационных технологий и укрепление материально-технической базы национальной библиотеки, а также завершение строительства второй очереди ее Нового здания на Московском проспекте.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=583208&cid=48
Национальный союз библиофилов будет пропагандировать идею личных книжных собраний
Книжное собирательство сегодня — увлечение из разряда умирающих: домашние библиотеки постепенно исчезают как вид, а людей, всерьез заинтересованных в поиске и сохранении редких, ценных или просто старых книг, на всю страну наберется от силы несколько сотен.
Воспрепятствовать процессу исчезновения традиционной книги, а также объединить истинных ценителей букинистических и антикварных раритетов призван Национальный союз библиофилов — некоммерческая организация, первое собрание которой состоялось на днях.
В планах союза — издание журнала, каталогов, альбомов, а также популяризаторская, исследовательская и культуртрегерская деятельность. Так, февральское заседание библиофильского клуба будет посвящено книге русского авангарда в частных собраниях, а в марте под эгидой Союза библиофилов, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российской государственной библиотеки пройдет масштабная международная конференция «Библиофильство и личные собрания», в которой примут участие докладчики из десяти стран.
Воспрепятствовать процессу исчезновения традиционной книги, а также объединить истинных ценителей букинистических и антикварных раритетов призван Национальный союз библиофилов — некоммерческая организация, первое собрание которой состоялось на днях.
В планах союза — издание журнала, каталогов, альбомов, а также популяризаторская, исследовательская и культуртрегерская деятельность. Так, февральское заседание библиофильского клуба будет посвящено книге русского авангарда в частных собраниях, а в марте под эгидой Союза библиофилов, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российской государственной библиотеки пройдет масштабная международная конференция «Библиофильство и личные собрания», в которой примут участие докладчики из десяти стран.
Под знаком Милоша
В Литве с 17 по 20 февраля пройдет XII Международная Вильнюсская книжная ярмарка, передает новостная лента «Delfi».
Участниками предстоящего книжного салона, местом работы которого станет столичный выставочный центр «LITEXPO», станут 220 издательств, книготорговцев, научных учреждений и организаций из девяти стран.
Объектом особого внимания в этом году станет Чеслав Милош (1911–2004) — в дискуссионном клубе состоятся два мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения знаменитого выходца из Литвы и нобелевского лауреата. О его влиянии на польскую и литовскую культуру расскажут и поделятся воспоминаниями Томас Венцлова, Александр Фют, Виктория Дауётите, Ежи Иллг, Агнежка Косинская, Миндаугас Кветкаускас. В диалогах Альфредаса Бумблаускаса и Томаса Венцловы речь пойдет о том, насколько традиции Великого княжества Литовского актуальны для сегодняшней культуры Литвы. Что значит сегодня для Литвы Милош, который искал свою родину?
Среди прочих посвященных Милошу мероприятий — спектакль по его творчеству «Могущество языка» (режиссер Даля Михелявичюте), презентация новых переводов его книг, выставка фотографии, специальная гостиная, творческие мастерские и три документальных фильма.
Участниками предстоящего книжного салона, местом работы которого станет столичный выставочный центр «LITEXPO», станут 220 издательств, книготорговцев, научных учреждений и организаций из девяти стран.
Объектом особого внимания в этом году станет Чеслав Милош (1911–2004) — в дискуссионном клубе состоятся два мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения знаменитого выходца из Литвы и нобелевского лауреата. О его влиянии на польскую и литовскую культуру расскажут и поделятся воспоминаниями Томас Венцлова, Александр Фют, Виктория Дауётите, Ежи Иллг, Агнежка Косинская, Миндаугас Кветкаускас. В диалогах Альфредаса Бумблаускаса и Томаса Венцловы речь пойдет о том, насколько традиции Великого княжества Литовского актуальны для сегодняшней культуры Литвы. Что значит сегодня для Литвы Милош, который искал свою родину?
Среди прочих посвященных Милошу мероприятий — спектакль по его творчеству «Могущество языка» (режиссер Даля Михелявичюте), презентация новых переводов его книг, выставка фотографии, специальная гостиная, творческие мастерские и три документальных фильма.
Долгий долгий ужас
Объявлен лонг-лист Премии Брэма Стокера – литературного «Оскара» хоррора.
За главенство в самой престижной номинации «Лучший роман» по итогам минувшего года поспорят: Vipers Лоуренса Конолли, Siren Джона Иверсена, Horns («Рога») Джо Хилла, It Came From Del Rio Стивена Грэма Джонса, Sparrow Rock Ната Кэньона, Desperate Souls и The Frenzy Way Грегори Ламберсона, Rot and Ruin Джонатана Мэйберри, Apocalypse of the Dead Джо Маккинни, Empire of Salt Уэстона Очса, Dweller Джеффа Странда и A Dark Matter Питера Страуба.
Среди номинантов на награду в других категориях – Джон Литтл, Джо Лонсдейл, Стивен Кинг, Эллен Датлоу.
http://www.mirf.ru/News/Dolgii_dolgii_uzhas_13508.htm
За главенство в самой престижной номинации «Лучший роман» по итогам минувшего года поспорят: Vipers Лоуренса Конолли, Siren Джона Иверсена, Horns («Рога») Джо Хилла, It Came From Del Rio Стивена Грэма Джонса, Sparrow Rock Ната Кэньона, Desperate Souls и The Frenzy Way Грегори Ламберсона, Rot and Ruin Джонатана Мэйберри, Apocalypse of the Dead Джо Маккинни, Empire of Salt Уэстона Очса, Dweller Джеффа Странда и A Dark Matter Питера Страуба.
Среди номинантов на награду в других категориях – Джон Литтл, Джо Лонсдейл, Стивен Кинг, Эллен Датлоу.
http://www.mirf.ru/News/Dolgii_dolgii_uzhas_13508.htm