Новости библиотеки
22 октября — Литературный праздник «Белые журавли»

Также новый литературный праздник способствует укреплению многовековых традиций дружбы народов и культур многонациональной России.
Упоминания о прекрасной птице — журавле — встречаются в культурах многих народов мира. Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начала.
В Японии образ журавля — цуру — символизирует долголетие и процветание. В Китае также журавля часто связывают с бессмертием. У многих народов, например, африканских, журавль является посланником богов и символом общения с богами. Считается, что полет журавля воплощает духовное и телесное возрождение. Христианская культура имеет схожий символизм — здесь с журавлем связывают лояльность, терпение, бдительность, добротность, добрый порядок и послушание в монастырской жизни.
Основные праздничные мероприятия «Белых журавлей» включают встречи представителей многочисленных дагестанских народов и народов других республик, которые проходят для того, чтобы поговорить и вспомнить погибших воинов.
http://www.tia-ostrova.ru/?div=news&id=188254
26-29 октября пройдет фестиваль «Петербургский текст»

Как отметил председатель правления Международной ассоциации «Живая классика» доктор филологических наук Борис Аверин, фестиваль стремится многообразно представить самобытность петербургской культуры в целом, где само понятие «петербургский текст» аккумулирует не только литературные явления, но и театр, музыку, архитектуру, кинематограф и само пространство города.
Этим объясняется полифоничность фестивальной программы. Так, будет представлен первый в мире киносериал «Играем Гоголя», где все роли исполняют писатели. Три литератора соберут зрителей на спектакль- импровизацию «Поприщин и окрестности». Пройдет презентация четырех серий фильма Александра Городницкого о Петербурге, в музее современного искусства «Эрарта» откроется выставка живописи, скульптуры и инсталляций «Аберрация памяти». Теме фестиваля будет посвящена научная конференция, а в Доме книги пройдет вечер «живых мемуаров».
На «Мосфильме» снимают фильм по «Солдатским сказкам» Саши Черного

В этом октябре в России отмечают 130-летие Александра Гликберга, писавшего под псевдонимом Саша Черный (1880-1932), русского поэта и прозаика Серебряного века.
«Не всем известно, что иронично-сатирические опусы Черного — это вовсе не детские истории, а серия остроумных рассказов для взрослых интеллигентных людей, — отметил Федоров. — А переведенные на киноязык, они приобретают интригующую эклектику, когда в сценарии есть и сюжет писателя, и элементы современной жизни».
Вышла в свет биография Валерия Брюсова

«Творчество Брюсова действительно изучено подробно, и на какой-либо новый взгляд в изучении именно его творчества я не претендую, но биография, жизнеописание — это первое и, насколько мне известно, это первая книга, в которой, например, подробно рассмотрены сложные отношения Брюсова к христианству, — рассказывает автор книги Василий Молодяков. — Это первая книга, в которой подробно рассмотрены его сложные отношения с большевистской властью».
Об этой книге автор говорит: «Полгода писал, год исправлял и 20 лет готовился». 672 страницы текста — это результат длительной работы в архивах, изучения дневников и переписки Брюсова, воспоминаний его современников. Детальное жизнеописание поэта дополнено внушительным массивом фотографического и портретного материала, представлены и иллюстрации к его произведениям. Многое опубликовано впервые. Например, посвящение Брюсова Зинаиде Гиппиус во втором томе собрания его стихотворений — «Пути и перепутья». Или портрет поэта на смертном одре, сделанный художницей Татьяной Мавриной.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=481568&cid=48
Вологжанин удостоен литературной премии имени Сергея Есенина

На конкурс вологодский автор представил поэму «В двух мирах», посвященную своему старшему брату Евгению. Это произведение вошло в сборник стихов «В чувственном взоре». Как победитель конкурса, Валерий получил в награду статуэтку работы скульптора Григория Потоцкого.
Валерий Воронов работает дизайнером. Стихи начал писать относительно недавно – три года назад. В 2009 году стал одним из победителей районного поэтического конкурса «И это все родимые места», организованного газетой «Маяк».
Найден неизвестный рассказ автора «Заводного апельсина»

Рассказ был обнаружен среди бумаг писателя главой Международного фонда Энтони Берджесса Эндрю Бисуэллом (Andrew Biswell). По его словам, рассказ написан очень хорошо, что свидетельствует о мастерстве Берджесса в этом жанре. Также Бисуэлл добавил, что тема рассказа указывает на известную увлеченность Берджесса картами таро и предсказанием будущего.
«Его очень интересовали гороскопы, карты таро и вещие сны. Во втором томе своей автобиографии он даже утверждал, что ему удалось предсказать убийство Кеннеди в 1963 году», — рассказал Бисуэлл. Известно, что после смерти Берджесса в его личных вещах нашли семь колод карт таро, одну из которых писатель сделал сам.
Предполагается, что рассказ «Хорошо бы если» был написан в 1965 году, однако так и не был издан — Берджесс предлагал его нескольким литературным журналам, но ни один из них не согласился напечатать текст. Теперь рассказ будет прочтен в британском радиоэфире — на станции BBC Radio 3 22 октября. Предполагается, что текст также будет включен в сборник рассказов Берджесса, который составляет Бисуэлл и который будет издан в 2013 году.
http://lenta.ru/news/2010/10/19/burgess/
Нобелевский лауреат Варгас Льоса опубликует новый роман

Книга под названием «Мечта Кельта» выйдет на испанском языке. Сюжет основан на истории о том, как в руки к главному герою романа — ирландцу Роджеру Кейзменту попадают документы, в которых описаны жестокие преступления в Бельгийском Конго, а также уничтожение индейских племен, проживающих в районе Амазонки.
«Я специально ездил в ДР Конго, чтобы подготовить материал для книги — и это был страшный опыт», — заявил писатель.
http://interfax.ru/culture/news.asp?id=161374
Большинство сотрудников главной детской библиотеки согласны на присвоение имени Михалкова

Напомним, руководство библиотеки выступило с предложением о присвоении РГДБ имени известного детского поэта и писателя Сергея Михалкова. Но часть коллектива не согласилась с этим предложением и организовала в интернете протестную кампанию. Свою позицию они аргументировали тем, что фигура Сергея Михалкова — неоднозначна, так как он был не только талантливым писателем, но и чиновником, видным функционером, выступавшим, в частности, против Пастернака, Солженицына, Даниэля и Синявского. И в этом смысле он вряд ли может послужить положительным примером для подрастающего поколения.
Среди тех, кто оказался против присвоения главной детской библиотеке страны имени Сергея Михалкова, — руководитель отдела рекомендательной библиографии Алексей Копейкин.
Лауреатом литературной премии «Планета» стал Эдуардо Мендоса

Книга, благодаря которой писатель получит премию в размере 601 тыс. евро, «Кошачий бой. Мадрид, 1936 год» (Rinas de gatos. Madrid 1936), повествует о приезде в столицу Испании молодого искусствоведа из Великобритании. Он знакомится с «очень известным» историческим персонажем, имя которого писатель предпочел не раскрывать раньше времени, пишет Lenta.Ru. Барселонец Мендоса охарактеризовал свою работу как «роман, выстроенный вокруг интриги».
События в книге разворачиваются на фоне надвигающейся гражданской войны в стране 1936 — 1939 годов.
В финале конкурса книга Мендосы обошла рассказ писательницы Кармен Аморагас «Время, между тем...» (El tiempo mientras tanto). Она получит премию в размере 150 тыс. евро.
Добавим, премия «Планета» по размеру вознаграждения в области литературы уступает лишь Нобелевской премии.
http://www.rosbalt.ru/2010/10/16/781364.html
Люди, которые спасают книги

Один из пациентов этой реставрационной клиники – Евангелие XIV века, и специалисты уже поставили ему диагноз. По пятнам, которые видны невооруженным взглядом, понятно: на многие страницы пролили лампадное масло. Оно создает на поверхности листа жирный слой, который, во-первых, плохо очищается, а во-вторых, не дает материалу дышать, и он становится очень ломким.
Грязь, скопившуюся в завитках старинных шрифтов, удаляют специальным карандашом. Вместо графита в нем что-то вроде заточенного ластика. Он нужен, чтобы ненароком не стереть историю, ведь еле видные точки в каждой строке – тоже часть священного текста. Мастер-реставратор – это поэт и художник старины. Его инструментарий – карандаши и кисти с жесткой щетиной для тщательной очистки.