Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Литературные события

 Первая напечатанная книга Эдгара Аллана По, которая в пятницу будет выставлена на аукционе в Нью-Йорке, может стать самым дорогим произведением американской литературы, сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на представителя аукционного дома Christie's Фрэнсиса Вальгрена (Francis Wahlgren).

В 1827 году 18-летний По, впоследствии ставший родоначальником детективной литературы, напечатал свой первый сборник «Тамерлан и другие стихотворения» (Tamerlane and Other Poems), однако книга так и не вышла в свет.

По данным агентства, тираж составлял не более 40-50 экземпляров, и только 12 из них сохранились до наших дней. Примечательно, что имя американского писателя и поэта не фигурирует на страницах книги — «Тамерлан и другие стихотворения» были написаны По под псевдонимом «Бостонец».

По словам Вальгрена, директора отдела книг и манускриптов Christie's в Нью-Йорке, стоимость книги может стать рекордной для произведений американской литературы — по прогнозу специалиста, цена редкой книги на торгах может варьироваться от 500 тысяч долларов (331 тысяча евро) до 700 тысяч долларов (463 тысяч евро).

Обладание экземпляром первой напечатанной книгой По, по словам Вальгрена, является «редкой возможностью, шансом, который дается раз в жизни».

Продавец первой напечатанной книги Эдгара Аллана По — 88-летний Уилльям Селф (William Self) — экс-президент Twentieth Century Fox Television, подразделения принадлежащей медиамагнату Руперту Мердоку компании Fox Entertainment Group. Селф также выставил на продажу свою коллекцию раритетных книг, в том числе произведения Марка Твена, Джейн Остин и Чарльза Диккенса.

«Эти книги доставили мне столько удовольствия, теперь пришло время для того, чтобы они доставили удовольствие кому-то другому», — цитирует агентство слова Селфа.

Произведения По «Золотой жук», «Колодец и маятник», «Падение дома Ашеров», «Убийство на улице Морг», «Ворон» и многие другие известны по всему миру, многие из них были экранизированы.
РИА Новости
 Новый роман популярного американского писателя Дэна Брауна «Утраченный символ» (The Lost Symbol) появится в книжных магазинах России ровно через неделю — 10 декабря, сообщили РИА Новости в издательстве АСТ.

«Утраченный символ» — это продолжение приключений профессора Роберта Лэнгдона — героя бестселлеров «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны». На этот раз Лэнгдон раскрывает величайшую тайну масонов», — рассказала пресс-секретарь издательства Валерия Осипова.

По сюжету романа, который вплоть до выхода книги держался в строгом секрете, в 1991 году в сейф директора ЦРУ поместили некий документ, который хранится там и по сей день. В загадочном тексте упоминаются древний портал и подземный тайник. Также в нем можно найти фразу «Оно сокрыто где-то там». Все организации, фигурирующие в этой книге, реальны — включая масонов, Невидимый колледж (Королевское общество), ЦРУ, Центр технической поддержки Смитсоновского музея и Институт Ноэтических наук (Калифорния, США).

Все ритуалы, научные исследования, произведения искусства и памятники также существуют на самом деле.

«Права на публикацию этого произведения купили более 60 стран. Эту книгу ждали миллионы поклонников Брауна по всему миру, и только за первый день продаж было раскуплено более миллиона экземпляров книги», — отметила Осипова.

Роман впервые вышел 15 сентября в Англии и в США одновременно.

Браун, автор всемирно известных бестселлеров, работал над новой книгой шесть лет.

Самый известный — четвертый роман Брауна «Код да Винчи» вышел в 2003 году. Экранизация этого бестселлера с Томом Хэнксом и Одри Тоту в главных ролях принесла создателям в мировом прокате 758 миллионов долларов. Сборы другой экранизации произведения Брауна — фильма «Ангелы и демоны», вышедшего в прокат 2009 году, составили 468 миллионов долларов.
РИА Новости, Светлана Вовк
 Давно известны музеи книги, эстампов, открыток, однако Музея Читателя до сих пор не существовало. Идея создать этот уникальный, не имеющий аналогов проект, появилась в результате изучения читательской аудитории РГБИ и специфики обслуживания библиотеки, созданной в 1922 году в недрах Малого театра. 

Создатели музея стремились показать библиотеку как творческую лабораторию, когда в результате взаимодействия библиотекаря и читателя рождаются произведения искусства.

В музее представлены уникальные материалы, связанные с историей возникновения библиотеки и первым десятилетием ее деятельности.

На выставке можно увидеть единственные в своем роде документы: читательские заявки – В.Н. Пашенной, И.В. Ильинского, Д.В. Зеркаловой; подлинные фотографии – А.И. Сумбатова-Южина, А.В. Луначарского, Б.А. Бабочкина; книги с автографами выдающихся театральных деятелей – А.Н. Островского, М.С. Щепкина, А.П. Чехова, К.С. Станиславского, И.М. Смоктуновского; а также письма, официальные документы, газетные статьи, театральные программы, живописные и графические работы известных художников.

Немалую часть экспозиции составляет фонд книг, используемых художниками при создании спектаклей, фильмов, ценные и редкие издания по искусству, а также личные коллекции – известного актера В. Гвоздицкого и художника В.Н. Куликова, крупнейшего специалиста в области военного костюма.

Музейное пространство не ограничивается традиционной экспозицией –выставка продолжена в виртуальном пространстве. Среди экспонатов, с которыми можно познакомиться во время виртуальной экскурсии, изобразительные материалы, предоставленные библиотекой Малому театру для подготовки таких спектаклей, как «Отелло» (1935), «…И Аз воздам» (1991), «Корсиканка» (2001).

В презентации участвуют: художественный руководитель Малого театра Ю.М. Соломин, а также другие выдающиеся актеры и деятели культуры.

Торжественное открытие Музея читателя состоится 10 декабря в 15 часов 30 минут в Российской Государственной библиотеке искусств.
 Премия имени академика Дмитрия Лихачева за сохранение культурного наследия России будет вручена сегодня в Санкт-Петербурге. Чествование лауреатов состоится в Шереметевском дворце.

На конкурс поступило 49 заявок из регионов России. После непростого отбора жюри присудило премию пятерым победителям — людям, отдавшим много лет жизни сохранению и пропаганде культурного наследия. Их имена будут оглашены на церемонии, которую возглавит председатель правления фонда Лихачева писатель Даниил Гранин.

Премия имени Дмитрия Лихачева включает художественную Лихачевскую медаль, памятный диплом и денежный приз. Победителей определяют по четырем номинациям:

сохранение памятников истории и культуры, сохранение музейных, библиотечных и архивных коллекций, развитие краеведческого движения в России и пропаганда историко-культурного наследия.
http://www.cultradio.ru/doc.html?id=316672&cid=44
 Мне было всё равно. Возможно, поэтому я и дожил до 80 лет», — сказал писатель, принимая «АиФ» в Белграде.

Книги Павича изданы миллионными тиражами, при жизни ему ставимли памятник. В понедельник, 30 ноября пришло печальное известие о кончине Милорада Павича. Так случилось, что интервью для нашего еженедельника стало одним из последних для писателя.
«Пишу ночью в постели»

…Сербская академия наук и искусств, где служит мэтр, расположена на главной пешеходной улице Белграда. На входе в старинное здание среди прочих имён академиков выгравировано и имя Павича. В Москве пошли дальше — сербскому писателю там недавно открыли памятник. Оценили его вклад в культуру — «Хазарский словарь» переведён на десятки языков, в том числе и русский.

В гигантском кабинете хозяина не сразу и отыщешь: рабочий стол пуст, второй — с мягкими креслами — тоже необитаем. Старинная мебель, скульптуры, книжные шкафы — в одном из которых писатель как раз наводит порядок.

Милорад Павич раскуривает трубку и окунается в воспоминания: «Моё детство пришлось на годы Второй мировой войны. Еды не хватало. В Белграде была улица со множеством кафе и ресторанчиков, вдоль неё ходил трамвай. Причём так близко, что пассажиры из окна могли разглядеть содержимое тарелок, а в ресторанах на столах посуда ходила ходуном. Мы с друзьями любили проехаться на этом трамвае, не покушать — так посмотреть. Потом немцы оккупировали наш город. И однажды меня чуть не расстреляли за то, что я вышел на улицу без документов.