Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Советуем почитать

Писательница и сценаристка Евгения Некрасова продолжает работать с тоскливой, вымученной реальностью, высвечивая в своих текстах сказочное и неявное. Так, проблематика ее прошлогоднего романа «Калечина-Малечина», в котором кухонная Кикимора содействует беспомощной Кате, перекликается с новым сборником рассказов «Сестромам. О тех, кто будет маяться»: сквозь слоистый, потрепанный быт вновь проступают страшные, неотвратимые чудеса, а застарелые травмы достигают физического воплощения.

Роман рассказывает о семи сестрах Деплеси, каждая из которых получила имена в честь звезд в созвездии Плеяд. Плеяды – в древнегреческой мифологии – это семь нимф: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Астеропа, Тайгета и Электра. По легенде плеяды были спутницами Артемиды, но их стал преследовать охотник Орион. В итоге Зевс превратил плеяд и Ориона в созвездия недалеко друг от друга, чтобы он всегда пытался догнать девушек, но никогда не мог этого сделать.

В первой книге серии Майя и ее сестры собираются вместе в доме своего детства «Атлантида» – замке, расположенном на уютном берегу Женевского озера. Им сказали, что их любимый отец, который удочерил их всех в младенчестве, умер. Каждой дается подсказка о ее истинном происхождении. Именно эта подсказка приводит Майю в полуразрушенный особняк в Рио-де-Жанейро. Оказавшись там, она и начинает собирать кусочки своей истории.

Каждый раз, когда выходит новый роман Несбё, ждешь одного – не получится ли текст хуже предыдущего. Когда же у прекрасного норвежца закончатся идеи и силы, в какой момент он устанет любить «обаятельного паршивца» Харри Холе и убьет его на одной из страниц? Пока автор предпочитает убивать других, важных и дорогих нашему сердцу персонажей. Нужно сказать, что «Нож» во всей своей темной эпичности смогут лучше оценить преданные фанаты Холе, которые читали хотя бы несколько последних книг, привязались к героям и не очень хотят их терять. Но Несбё точно не станет никого жалеть: ни персонажей, ни читателей.

Подростки тут делают макияж «модильяни», пока на кухне варится оленина, ищут цветмет в заброшенном санатории, посещают занятия по робототехнике и ломают друг другу носы.

Имена им под стать. Жесть, Приходька, Маньяк, Страшный, Мафия — герои этой распавшейся, фрагментарной истории, читать которую временами сложно. Дело не столько в проблематике — в одну повесть вместились и буллинг, и потерянная дружба, и поиск себя, и травма, — сколько в нарочитой усложненности (аннотация расставляет все по своим местам, в самом тексте же повествование нелинейно) и обилии диалогов, местами действительно смешных. В пьесе или экранизации это смотрелось бы органично, в книге — тормозит восприятие, позволяя на собственном опыте прочувствовать, каково это — заново строить свой мир при сомнительных исходных данных.

Сразу за авторским посвящением в начале книги следуют благодарности переводчика всем, «кто помогал разобраться в конноспортивном дискурсе, природных и бытовых реалиях Австралии и парадоксальном языке и образном строе Маркуса Зусака». Это краткое послание — пожалуй, наиболее удачная аннотация к книге. Оно не раскрывает сюжета, но обозначает главные темы.

Краткий пересказ тоже не даст представления о фактурности и многогранности романа: это история о жизни простой австралийской семьи, в которой мать умерла, а отец ушел неизвестно куда. История о том, как по-разному люди переживают горе.