Советуем почитать
Советуем почитать
![](/images/stories/read20090908/ahern.jpg)
Вы думаете, что книга, которая так начинается, не может стать бестселлером? Еще как может! Роман ирландской писательницы Сесилии Ахерн, который она написала в 21 год, уже издан тиражом свыше 5 миллионов экземпляров, переведен на множество языков и завоевал любовь читателей более чем в 40 странах. Книга занимала первые места в рейтингах бестселлеров США, Англии, Германии, не говоря уже об Ирландии, где ее автор по популярности может соперничать со своим отцом (Берти Ахерн, между прочим, самый яркий политик современной Ирландии, премьер-министр, находившийся у власти рекордные для страны 11 лет, с 1997 по 2008). Сейчас Сесилия Ахерн - лауреат многочисленных премий, сценарист и продюсер популярного комедийного телешоу, автор нескольких книг.
Причина успеха романа, возможно, в том, что история, начавшаяся со столь пронзительной трагической ноты, получает вполне жизнеутверждающее развитие. Героиня находит в себе силы жить дальше, постепенно освобождаясь от власти мучительных воспоминаний. И помогает ей в этом сам Джерри, ее муж, во время смертельной болезни тайно составивший для Холли Список. В Списке - те поступки, которые она должна совершить, чтобы справиться с бедой. Каждый месяц, вскрывая по одному конверту, Холли получает разные задания: купить в спальню ночник, принять участие в конкурсе караоке, найти себе работу по душе... Холли погружается в новые заботы, заводит новые знакомства, и, по мере того как жизнь ее наполняется новыми красками, тональность повествования постепенно меняется. Автор с большой симпатией и юмором фиксирует все этапы "возрождения" своей героини, показывая повседневную жизнь современной женщины, не совсем уже юной и неопытной, но находящейся в поисках собственного жизненного пути, открывающей для себя смысл простых вещей и вечных истин.
Правда, тех, кто надеется на классический хэппи-энд, ждет некоторое разочарование. Это все-таки нечисто голливудская история, хотя роман и был с успехом экранизирован в Голливуде: в России премьера фильма с Хилари Суонк и Джерардом Батлером в главных ролях состоялась 14 февраля - в день святого Валентина, покровителя всех влюбленных. Джерри не вернется из небытия целый и невредимый, Холли не удастся сразу найти новую любовь... Но она все же сохранит здравый рассудок, волю к жизни и даже некоторую толику оптимизма, а в наше время и в такой ситуации это, согласитесь, очень даже неплохо!
Гостевская Н.
Источник: У книжной полки.- 2008.- № 2.- C. 22
Второй роман писателя, надежно скрывающегося под псевдонимом Анна Борисова*, стал самой обсуждаемой книгой первых месяцев 2009 года. Причина такой популярности, впрочем, не в литературных достоинствах, а в масштабной рекламной кампании, совершенно неожиданной для смутных экономических времен. Даже не столько в самом масштабе этой кампании (хотя он впечатляет - наружная реклама накрыла буквально всю Москву), а в ее содержании: новинку хвалят Людмила Улицкая, Павел Санаев и Януш Леон Вишневский. Подобные прецеденты были у первого романа Борисовой* "Там" и "Девятного Спаса" Анатолия Брусникина*. Оба этих проекта, кстати, провалились. Но очередная попытка доказывает, что литературной мистификации так просто умереть не дадут. И вот уже критики в очередной раз спорят, кто скрывается за "Анной Борисовой*": Борис Акунин* (потому что любит эксперименты и имеет те же инициалы) или Александр Мамут (потому что очень уж литературой интересуется - сперва книготорговая сеть, потом и вовсе издательская группа). В общем, все поддерживают продажи в меру своих сил.
Меж тем "Креативщик", с одной стороны, по стилю похож на "Там" (тот же цикл новелл, в первом романе связанный общим началом и верберовским духом, во втором - рассказчиком), с другой - и это заметили многие критики - в художественном плане его превосходит. То есть налицо творческий рост. И благодаря этому росту новинка (за вычетом крайне неудачного названия, от которого невольно ожидается очередной "шедевр" социальной прозы в духе "Гастарбайтера", и совсем не тянущего на роман объема) получилась вполне читабельной.
Вкратце сюжет: в пустой квартире обычного питерского панельного дома с утра тяжело просыпается старик. Долго тщательно приводит себя в порядок, выходит из дома. А дальше начинается череда случайных встреч, в которых старик мало того, что обнаруживает себя тонким душевным диагностом и прекрасным рассказчиком (каждому встреченному он рассказывает именно ту историю, которая наиболее интересна собеседнику), да еще и молодеет час от часа. Так что вечером и вовсе оказывается маленьким мальчиком. Тогда он признается настигнувшему его в подъезде и, конечно, ничего не понимающему филологу, который, оказывается, следил за ним последние несколько часов, что он Демон. И в качестве награды за упорство и настойчивость проводит небольшой антирелигиозный ликбез, сводящийся к утверждению: Вера - это великая и печальная мечта человеческой души о том, что она на свете не одинока, что она кому-то нужна и важна, что она бессмертна. После чего заходит из обычного питерского подъезда в обычную питерскую квартиру. А из нее - на листе фанеры в окно, в ставшее вдруг парижским небо.
Незамысловатая композиция, простой и легкий язык, увлекательные истории (и, что немаловажно, компактный формат) - все это делает "Креативщика" неплохой книгой для чтения в общественном транспорте.
Соловьева Т.
Источник: У книжной полки.- № 2.- 2009.- С.36
______________________
*Настоящий материал (информация) касается деятельности иностранного агента Чхартишвили Григория (псевдонимы: Анна Борисова, Анатолий Брусникин, Борис Акунин), содержащегося в реестре иностранных агентов согласно ФЗ от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
![](/images/stories/read20090908/gelasimov.jpg)
Несмотря ни на бескрайние пространства, ни на богатырского размаха алкогольную тему, ни на загадочное шахтовое проклятие, история эта на самом деле очень тихая и камерная. Здесь нет ни проклятых русских вопросов, ни парадоксальных русских ответов, да и вообще никакой монументальной бытийной конструкции не стремится Андрей Геласимов возвести. По сути это просто роман-зарисовка из жизни - посмотри, проникнись и двигайся дальше. Такие зарисовки - форма, вообще-то, коварная: они являются популярнейшим прибежищем для писателей, которые наблюдать и описывать умеют, а на что-то посложнее наблюдения и описывания литературной дыхалки уже не хватает. Но это не случай Геласимова. "Степные боги" - такая зарисовка, что будет получше многих современных образцов русской прозы "с идеей". Это книга с просто потрясающей плотью, которая полностью компенсирует отсутствие всяких рефлексивных упражнений. Читать - простое и чистое удовольствие. Советская реальность Геласимова - реальность в высшей степени колоритная, осязаемо шероховатая-угловатая, с нотками классического русского абсурда (точнее, того, что было бы чудесным абсурдом, если бы не было чистой правдой). И - что особенно славно в наши времена поисков, метаний и ностальгических спазмов - начисто лишенная каких бы то ни было идеологических перегибов и заносов, зато с очень трогательной психологией и огромной любовью к смешной и несовершенной натуре человеческой. Японская же линия - воспоминания и мемуары Хиротаро - немедленно отзывается в сердце любителя литературы Страны восходящего солнца знакомой и милой нотой. Тут все... живое, больше ничего и не скажешь и больше ничего и не надо.
А после "Степных богов" в книге напечатана маленькая повесть "Разгуляевка" - своего рода при квел к Петькиной истории. Произведение второстепенное, но читать его приятно - так же, как фанатам Толкиена приятно после "Властелина колец" углубиться в "Сильмарилллион", "Детей Хурина" и иже с ними. Геласимовский эпос, ко всему прочему, по-настоящему затягивает.
Мельникова М.
Источник: Книжное обозрение.- 2009.- № 3.- C. 5
Захар Прилепин (настоящее имя – Евгений Николаевич) родился в 1975 году в деревне Ильинка Рязанской области. Окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета. Успел поработать грузчиком, рабочим на кладбище, вышибалой в ночных клубах, командиром отделения ОМОН. Принимал участие в боевых действиях в Чечне. Автор романов «Патологии» (2005), «Санькя» (2006, премия «Ясная поляна»), «Грех» (2007, премия «Национальный бестселлер»), сборников эссе «Я пришел из России» и рассказов «Ботинки, полные горячей водкой» (2008).
Его называют лучшим молодым писателем современной России.
Название романа молодого прозаика Захара Прилепина очень простое, но не без "выверта" – «Санькя». Так, по-простонародному, зовет молодого главного героя его деревенский дед. Народ в романе Прилепина - вообще одна из центральных тем. О народе постоянно говорят. Одни, как правило, отрицательные персонажи подписывают ему и всей России смертный приговор. Причем это не только "демократы", но и приспособившиеся к власти "патриоты". Но настоящим живым олицетворением народа в романе Прилепина является мать главного героя. Этот образ несчастной, затравленной, тяжело работающей за гроши женщины, не понимающей революционные устремления сына, пожалуй, действительно самый сильный в романе.
Итак, появилось новое племя революционеров. Это "лимоновцы". И, хотя имя их вождя скрыто за прозрачным псевдонимом Костенко, догадаться о том, кто сей грозный вождь, поэт и философ, кумир революционной молодежи, сидящий "за оружие", несложно. Тем более несложно догадаться о его настоящем имени, когда его последователи захватывают башню в Риге и получают сроки по 15 лет тюрьмы. Кстати, Костенко в романе представлен весьма неоднозначно. Он за пределами действия романа, но его тень присутствует в нем постоянно, и, надо признать, тень эта вызывает скорее отрицательные эмоции. В самом деле, его мальчики и девочки, одуревшие от обожания своего кумира, бьются с "режимом", получают по 15 лет, погибают, страдают их матери, а вождь где-то там сидит, уважаемый "блатняком", чуть ли не как "вор в законе". В целом же роман очень серьезный. Весь роман пронизан ужасающей смертной тоской молодых людей по "честным" поступкам в атмосфере всеобщей лжи.
Сюжет книги Юрия Полякова разворачивается вокруг любви и отечества - автор знаменитых женских романов и скандально известный режиссер направляются за город сочинять киносценарий. Они рассказывают друг другу массу комичных и невеселых историй, вспоминают обожаемых женщин и случайных знакомых. Но в их беспечную жизнь внезапно вмешиваются события, связанные с крупной игрой, ставка в которой - собственность на землю в историческом заповеднике.
Тонкий юмор, закрученный сюжет и изысканная эротика - отличительные черты прозы Юрия Полякова. И при том большинство мужчин считают его чуть ли не предателем, а женщины - профессиональным гидом по закоулкам мужской души.