Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

У книжной полки

Буллинг – теперь частая тема педагогических дискуссий. Конечно, травля в детских коллективах существовала всегда. Но публично эта проблема обсуждалась очень редко, и лишь такие выдающиеся художественные произведения, как фильм Ролана Быкова «Чучело», могли вывести общество из ступора. Сегодня детей наконец-то стали учить, как правильно противостоять травле. И книга Труди Людвиг «Невидимый мальчик» как раз об этом.

Мальчик Брайан учится в начальной школе, и автор называет его «невидимым»: Брайана не замечают ни одноклассники, ни учительница, мисс Карлотти. Он не участвует в общих играх и занятиях, большая школьная перемена для него самая настоящая пытка это «целых двадцать д-о-о-лгих минут, когда дети болтают, смеются и играют с кем угодно, но только не с ним». Чтобы как-то «заглушить» свои переживания Брайан постоянно рисует: на переменах, во время общих игр, на уроках. Понятно, что так он пытается справиться с чувством своей ненужности окружающим. Но однажды в школу приходит новенький, кореец по имени Джастин, и все меняется. Новый ученик в классе – это всегда стрессовая ситуация, причем не только для самого «пришельца», но и для уже устоявшегося детского коллектива. Одноклассники Брайана находятся в раздумьях, «действительно ли Джастин настолько крут, чтобы стать их другом». А Джастина, конечно же, волнует, сумеет ли он «вписаться» в класс.

Время от времени игрушки оживают. Всем детям, нынешним и бывшим, хорошо известно, как и когда это происходит. Разумеется, когда все уходят в детский сад и на работу. Но особенно часто по ночам. В магазине «Детский мир», например, после закрытия случаются настоящие приключения. У игрушек – и это тоже известно каждому – есть свой тайный язык. Ребенку важно понимать, что все вокруг него имеет душу. Что в мире всё живо. Поэтому Андерсен оживлял фарфоровые фигурки и оловянных солдатиков. Сергей Седов – кукол и машинки из «Детского мира». Ксения Горбунова одушевляет самое, на первый взгляд, скучное – юбки и джинсы, водолазки и шубы, футболки и пижамы, сложенные и развешенные в гардеробе.

Сам по себе шкаф – место романтичное. Часто ребенок видит в нем место для игры, тайную комнатку. Здесь даже лучше играется, чем под столом. Но шкаф, заполненный вещами, лишается всякой романтики. Играть в нем уже не хочется, да и не позволит никто, ведь вещи от такой игры могут пострадать. А ведь можно представить, что жизнь этих вещей очень похожа на человеческую: у каждой вещи свой возраст, характер, интересы, манера речи. Они дружат, ссорятся, отстаивают принципы, в которые верят. И даже путешествуют.

Мы, конечно, хотим, чтобы наши дети были успешными, креативными, дружелюбными. Мы водим их для этого на всевозможные кружки и занятия. Но иная коротенькая история с яркими, завораживающими картинками может дать малышам для внутреннего развития больше, чем самые креативные занятия. Книга Дэвида Литчфилда «Великан. Дедушкин секрет» как раз такая. Как справляться с трудностями? Как общаться с тем, кто не такой, как ты? Как научиться надеяться и ждать, если не всё сразу происходит так, как ты задумал? Дэвид Литчфилд предлагает маленькому читателю неожиданные ответы на эти сложные вопросы.

Главный герой истории, маленький Билли, однажды рисовал со своими друзьями на улице огромную картину во всю стену, и им никак не удавалось ее закончить. Никто не мог добраться до самого верха. Что делать? Надо попросить доброго великана, который всегда помогает жителям городка, – советует дедушка. Но Билли точно знает, что никаких великанов не существует, это все сказки для малышей. А дедушка так не думает. Кто охранял нас в ночном походе? Кто спас во время шторма? Кто вернул воздушного змея, унесенного ветром? «Но это НЕВОЗМОЖНО! Я не видел великана»! – настаивает на своем Билли.

Когда ты маленький, тебя окружает очень вкусный мир. Вкусный и в переносном смысле слова, и в самом прямом – ведь пока ты не осознаешь, что живешь по часам, твое время отмеряется поджаристыми оладушками, манной кашей, жарким борщом и сладким компотом. Блюдце с малиновым вареньем или стакан молока на ночь становятся пожеланием доброй ночи – его овеществленной частью. А запах утренних блинчиков остается в памяти на всю жизнь как прекраснейшее воспоминание детства.

Еда становится символом счастья. Но и обратное превращение слов и эмоций в лакомства почти волшебно – пока мы печем пироги или варим суп, мы вкладываем в эту обычную на вид еду свою любовь. И это абсолютно реальный, не выдуманный процесс.

Нобуко Итикава (р. 1960) – японская детская писательница. Она – автор детских сказок и историй для книжек-картинок. Лауреат нескольких премий для авторов детской литературы. Книги Нобуко Итикавы - это всегда полёт фантазии, ей неизменно удаётся взглянуть на повседневное под неожиданным углом, с юмором описать обыденное.
Книги ее предназначены для детей младшего школьного возраста.

«Бывают дни, когда папа маленького Ацу приходит домой ужасно поздно.

– Ну, малыш, пора спать, – мама выключает телевизор и гасит свет. А папа все не возвращается. В такие дни Ацу всегда засыпает с мыслью: «Где же сейчас папа? Что он делает?»

Так начинается книга японского писателя Нобуко Итикава «Когда папа приходит поздно…», которую для российских читателей перевела Елена Байбикова. За этим вступлением следуют четыре истории, которые «объясняют» читателю (и маленькому Ацу), почему папа «сегодня» так поздно вернулся домой. Оказывается, с папой по дороге с работы то и дело случаются какие-то невероятные истории…