Журнальный зал


Новости библиотеки

У книжной полки

С самых первых строк повесть держит читателя в напряжении. Сашка отправляется в небольшой приморский городок отдыхать вместе с родителями. На пляже он знакомится с девчонкой, которая ведёт себя очень независимо. Каждый раз она приходит на море с новой собакой. Все её питомцы послушные и преданные. Сашка мечтает о собаке и с удовольствием принимается помогать Летке, так зовут девочку (своё настоящее имя Евгения она не любит), в её заботах о своеобразном приюте. Летка устроила этот приют прямо во дворе у дома своей бабушки.

Но дружба, не успев начаться, обрывается. Мама Сашки ссорится с мужем и увозит сына домой. Родители Летки – геологи. Вернувшись из длительной командировки, они забирают девочку с собой в Москву. У Летки отлажена помощь «зоопарку» – в городке есть сердобольные люди, которые помогали ей с пропитанием для собак и кошек и пообещали не бросать животных и после отъезда девочки. И вот начинается новая жизнь Летки-Евгении в новой благоустроенной квартире (отец получил повышение по службе, у него даже есть служебная машина с водителем) и в новой престижной школе, «лучшей в районе».

Но ни бытовой комфорт, ни роскошная коллекция камней, которой так дорожит отец, не могут заменить ей собак и кошек, оставленных на юге. Она скучает по вольной жизни, по морю, по своим питомцам, по бабушке, которая так хорошо понимала внучку… Одноклассница Юлька предлагает ей стать волонтёром приюта для животных. Летка соглашается, но делает это втайне: родители против того, чтобы она «принесла какую-нибудь заразу» от бездомных животных. Наконец конфликт с родителями достигает точки кипения, и девочка высказывает им наболевшее: «Вам на меня вообще наплевать, особенно папе, ему только камни его дурацкие нужны!»

К чести Леткиных родителей, они оказываются достаточно мудрыми и самокритичными и первыми делают шаги к примирению, даже разрешают дочке взять собаку из приюта. В завершение счастливой истории Летка встречает в приюте Сашку. Он тяжело переживает развод родителей. Но постепенно и отец и мама налаживают новую жизнь, мама выходит из депрессии, и Сашке тоже разрешают взять собаку и тоже из приюта. Именно здесь и происходит встреча ребят в новогодние праздники, так что историю можно считать немного святочной.

Звучит в повести актуальная в последние годы (десятые – начало двадцатых ХХI века) тема моды на фото и мемы с кошечками, за которой редко стоит настоящая любовь к «братьям нашим меньшим»: «Летку страшно раздражала девчоночья любовь к «котикам» и «собачкам», а точнее – к фотографиям щенков и котят. Умиляться и сюсюкать – легко. А ты попробуй по-настоящему помочь хотя бы кому-нибудь! Летка вот старается-старается, а получается через раз…»

Текст Лилии Волковой поначалу напоминает русскую классическую подростковую прозу второй половины ХХ века: Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Анатолия Алексина, Владимира Железникова… Во всяком случае, характер главной героини – независимой, справедливой и отважной Летки прописан «в канонах» лучших образцов произведений для подростков. В целом получилась довольно симпатичная история о преодолении непонимания между детьми и взрослыми, о милосердии к животным, о великодушии и взрослении.

Повесть стала лауреатом 2017 года конкурса Книгуру (Лучшее художественное произведение).

https://bibliogid.ru/knigi/podrobno-o-knige/15268-liliya-volkova-pod-sozvezdiem-brodyachikh-psov

Книга «Давай поедем в Уналашку» Анны Красильщик вполне заслуженно претендует на роль главного детского текста прошедшего года. История мальчика Марка – одновременно детективное расследование и реалистичная повесть о современности, где жизнь с разведёнными родителями показана без нарочитой драмы, а попытка разгадать семейную тайну приводит к неожиданным знакомствам.

Вторая книга писательницы и переводчицы, одной из ведущих подкаста «Экспекто патронум» на сайте «Арзамас», вызвала большой интерес у читателей. И связано это не только с её содержанием, но и с общим настроением и стилем повествования. Это в первую очередь очень добрая и дружелюбная к читателю книга.

«В «Уналашке» не мальчик Марк разговаривает со своей мамой, а я разговариваю с собой. Я люблю дурачиться со своими детьми, шутить и говорить на любые темы», – говорит автор в одном из интервью на портале «Папмамбук». И это, без сомнения, не могло не повлиять на читательский успех книги.

Повесть состоит из коротких глав, написанных от лица девятилетнего Марка. Автор очень удачно воспроизводит неторопливую манеру рассказа с подробными описаниями, хронологическими отступлениями и особым углом зрения подрастающего ребёнка на взрослых и их непонятные проблемы. Герой повести начинает рассказывать о себе с самого начала – с раннего детства, постепенно расширяя рамки своей истории, как расширяется горизонт видения взрослеющего мальчика. Жизнь его отнюдь не идиллична – Марк растёт в неполной семье, родители в разводе. Мама просто зациклена на ведении Инстаграма, так что каждый шаг мальчика буквально с момента рождения задокументирован и предъявлен общественности.
Мама Марка тоже выросла в неполной семье и не знает своего отца. Это очень чувствуется в их жизни, одна и та же модель отношений воспроизводится в каждом поколении, словно травма передаётся по наследству. Но есть в жизни мальчика и хорошие стороны – это доверительные отношения с мамой, которая старается прислушиваться к своему ребёнку и на равных обсуждает с ним различные проблемы. Марку не понравилось в детском саду – мама решает не водить его туда. Он идёт в школу позже на два года, занимается дома с учителями и оказывается более образованным, чем его одноклассники. Поэтому на уроках ему просто-напросто скучно. Общение с ровесниками тоже не складывается. Всё меняется после того, как Марк находит себе дело по душе и записывается в фотокружок.
Именно увлечение фотографией и становится той точкой опоры, которая меняет буквально всё в жизни и самого Марка, и его семьи. Мама Марка знакомится с преподавателем фотографии, и между ними возникает симпатия. Мальчик проводит самое настоящее расследование и находит своего дедушку. Таким образом разрыв оказывается восстановленным на уровне всех поколений – и бабушки, и мамы, и самого Марка. И это, разумеется, меняет к лучшему и обогащает их жизнь. А причиной этих изменений, по сути дела, становится желание героя повести, чтобы все дружили и любили друг друга. Пусть это не всегда возможно, Марк сделал очень многое, чтобы жизнь его семьи стала более полной и гармоничной.

Именно об этом – о гармонии, которая не только желанна, но и возможна, говорит Анна Красильщик: «Книга – помощник, который утешает тебя, когда всё совсем худо. Книга как близкий друг, ты в ней находишь ответы на самые важные и тревожащие тебя вопросы. В этом смысле мне кажется, что «Уналашка» – про любовь, про то, что это самое главное, самое важное. И ещё про то, что всё будет хорошо, когда рядом те, кого ты любишь. Но и не только. Она про то, что взрослые – тоже люди, со своими проблемами, со своей болью, со своими переживаниями. Мне кажется, детям – не совсем маленьким – это важно понимать и помнить. Что не только родители – твой ресурс, но и ты сам их ресурс и поддержка».

Упомянутая в заглавии Уналашка – город на Аляске – воплощает мечту мальчика о дальних странствиях. Окна их квартиры на тринадцатом этаже выходят на вокзальную площадь, и потому до Марка постоянно доносятся объявления об уходящих поездах. Они становятся как бы пунктирным лейтмотивом всего детства мальчика. На самом деле, конечно, Уналашка – это не город на Аляске, а неведомая райская страна, где у них всё будет хорошо. Но затем благодаря усилиям самого Марка всё изменяется, и хорошо уже становится прямо здесь и сейчас, в их реальной жизни. А найденный дедушка действительно предлагает мальчику поехать следующим летом в эту самую Уналашку.

Особое очарование книге придают рисунки художницы Каси Денисевич, которые одновременно и немного «детские», и очень точно отражают характеры персонажей и тёплую атмосферу этой увлекательной и одновременно познавательной книги.

https://bibliogid.ru/knigi/podrobno-o-knige/15270-anna-krasilshchik-davaj-poedem-v-unalashku

Невероятные вопросы поднимает книга: жестокость или инстинкт, зло или добро, за что любить ребенка, всегда ли хорошо жить в роскоши, всегда ли трудиться тяжело? Я даже не предполагала, на эти вопросы можно посмотреть с такого ракурса, какой выбрал автор книги.

11-летний Сем с младшим братишкой осиротели. Их жизнь, наполненная любовью родителей, неожиданно сменилась на приют, откуда их забрала тетка. Мальчишки радовались, когда шли за ней домой – они ждали, что их снова будут любить, а получили тяжелый недетский труд.

«Почему мы не можем играть как другие дети, а только работаем?» – спрашивал Сем. «Потому что, если вы не будете работать, вы никому не нужны» – отвечала тетка.

В крупнейшем детском издательстве «РОСМЭН» вышел атмосферный детектив «Босоногая банда. Дело о пропавшей бабушке» (Die Barfuß-Bande und die geklaute Oma) современного немецкого писателя Йорга Штейнлейтнера (Jörg Steinleitner) – о летних каникулах в деревне, дружбе и головокружительных авантюрах.

Йорг Штейнлейтнер известен в Германии как автор книг для взрослых читателей, что не помешало ему написать весёлую и динамичную историю для детей с невероятно проработанными портретами членов босоногой банды, которые моментально западают в сердце читателей любого возраста.

Прочитала, точнее прослушала, вторую книгу «средневековой серии» издательства «Самокат» (первая – «Мим» Лилли Таль) и спешу ее вам порекомендовать. Особенно, наверное, шестиклассникам, которые в следующем учебном году должны изучают историю средних веков.

Главная героиня книги, 13-летняя Мирелла, сирота. Она работает водоноской в городе Гамельне, где как раз начинается нашествие крыс. А где крысы – там и чума. Гамельн борется с чумой привычными средневековыми средствами: молитвами, карантином и немного ампутацией. А потом приходит странник, который обещает избавить город от крыс. Вот только у него не очень это получается. Зато получается у Миреллы, которой помогают прокаженные, дети и дух покойной матери!