Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!





Драгунская Ксения Викторовна —
российский драматург и прозаик, сценарист, детский писатель, искусствовед.
Дочь писателя Виктора Юзефовича Драгунского.

Про детство и папу...
Родилась 20 декабря 1965 года  в Москве.

"Когда я была маленькая, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа. Все думали, что это дедушка. Потому что он был уже не очень молодой. Я — поздний ребенок. Младшая. Но написать что-нибудь про папу обычно просят меня.
 
 Мой папа родился давным-давно. И не где-нибудь там он родился, а в Нью-Йорке. Это вот как вышло: его мама и папа были очень молодые, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку, за счастьем и богатством. Про счастье не знаю, но с богатством у них совсем не сложилось. Питались они исключительно бананами, а в доме, где они жили, бегали здоровенные крысы. И они вернулись обратно в Гомель, а через некоторое время переселились в Москву. Там мой папа плохо учился в школе, зато любил читать книжки. Потом он работал на заводе, учился на актера и работал в Театре сатиры, а еще клоуном в цирке и носил рыжий парик. Наверное, поэтому у меня волосы рыжие. И в детстве я тоже хотела стать клоуном.

Меня часто спрашивают, как поживает мой папа, и просят, чтобы я его попросила что-нибудь такое смешное написать.


Не хочется вас огорчать, но папа мой давно умер, когда еще мне было шесть лет... Поэтому я помню совсем мало историй про него. Одна история такая. Папа мой очень любил собак. Он все время мечтал завести собаку, только мама ему не разрешала, но наконец, когда мне было лет пять с половиной, в нашем доме появился щенок спаниеля по имени Тото. Такой чудесный. Ушастый и с толстыми лапами. Его надо было кормить шесть раз в день, как грудного ребенка, отчего мама немножко злилась. И вот однажды мы с папой приходим откуда-то или просто сидим дома одни, и есть что-то хочется. Идем мы на кухню и находим кастрюльку с манной кашей, да с такой вкусной (я вообще терпеть не могу манную кашу), что тут же ее съедаем. А потом выясняется, что это Тотошина каша, которую специально мама заранее сварила, чтобы ему смешать с какими-то витаминами, как положено щенкам. Мама обиделась, конечно. Безобразие — детский писатель, взрослый человек, и съел щенячью кашу."

Про творчество...

"Я не знаю, есть ли у меня звание детского писателя. Я как-то совершенно не пыталась его заработать, завоевать, заслужить. Дело в том, что я вообще не планировала ничего писать для детей никогда. Но когда у меня родился сын, то что-то случилось, какие-то гормональные всплески – и вдруг я стала сочинять какие-то детские истории, совершенно не собираясь их вообще нигде показывать. Но как-то так получилось, что сначала какие-то детские журналы заинтересовались - журнал "Трамвай". Потом я написала детскую пьесу, называется "Вверх тормашками". Она написана больше 20 лет назад и до сих пор идет, можно сказать, пожаром по стране. Если в городе есть театр, то там или шла, или идет пьеса "Вверх тормашками" или пьеса "Все мальчишки – дураки".

 Я ничего серьезного не планировала, не собиралась делать из этого свой основной род занятий. Поэтому, когда вдруг ко мне в Тамбове подошла учительница и сказала: "А мы с детьми играем ваших героев", – я была просто ошарашена, потому что я ничего такого не планировала абсолютно. А так всегда и бывает, кстати. Когда ты пишешь именно не специально, а понарошку, то вот тут и получаются самые хорошие результаты. Как-то ребенок это чувствует, когда ему как-то норовят угодить умозрительно или с какими-то корыстными целями: "Дай-ка я эту пьесу напишу, ее поставят 200 театров – и я поправлю материальное положение, куплю кровлю для строительства дома".

Как писал Паустовский про Андерсена: "Если у тебя в голове рождается сказка, то как-то удушить, уничтожить, не написать ее – это все равно что убить живое существо. Ты обязан, чтобы она на бумажке сначала обрела какие-то очертания, чтобы ее кто-нибудь услышал". Мне кажется, что Паустовский очень прав в этом случае, это именно так.

Дети очень ценят… Особенно подростки, то есть люди уже старше восьми, даже семи лет, сформировавшиеся. Пошел в школу – все, уже взрослый человек, абсолютно самоценная личность. Они ценят, когда с ними общаются, как с взрослыми людьми, а не как с какими-то малявками на горшочках, с какими-то недолюдьми. И, конечно, современная детская литература должна готовить ребенка к тому, что жизнь не сахар.
  
Но все равно хороших людей больше, чем плохих. Потому что, если бы плохих людей было больше, чем хороших, мир просто перестал бы существовать. Поскольку мир еще существует, солнышко светит, троллейбусы ездят, кошки и собаки бегают, молочко доится, учителя приходят в школу учить, дети ходят по улицам, – значит, хороших людей больше, чем плохих. И с помощью хороших, умных, может быть, даже не слишком добрых, но порядочных и честных взрослых можно преодолеть любые преграды.

Дети из деревни – это вообще как с другой планеты. Это две разных планеты. Или проблемы детей из центра Москвы и проблемы, которые возникают у детей из каких-то маленьких городов. Но все равно у всех детей есть одна даже не мечта, а то, чего им не хватает, и то, по чему они скучают, может быть, даже сами этого не формулируя вербально – что придет какой-то добрый и веселый человек, какой-то хороший взрослый, который им поможет. Это то, чего не хватает действительно им.

  И, может быть, имеет смысл нашим писателям такого героя сперва сконструировать в книжке, чтобы он был заразительный, и чтобы именно взрослые захотели бы стать таким героем для детей. Поэтому я все-таки возлагаю надежды именно на какую-то совершенно неангажированную книгу, которую напишет какой-то писатель (или, может быть, не совсем писатель, а человек, который неожиданно напишет книгу) совершенно бескорыстно, искренне. Бескорыстие – это главное. Именно такой человек может принести нам нового героя, за которым пойдут дети."

Ксения Викторовна окончила ВГИК. В 1994 году удачно дебютировала пьесой «Яблочный вор» на фестивале молодой драматургии «Любимовка».

К настоящему времени написано более тридцати пьес, идущих во множестве театров России, ближнего и дальнего Зарубежья и переведённых на множество языков.
Пьесы Драгунской можно увидеть в академических театрах и в андерграундных подвальчиках, в любительских студиях и на студенческих показах. Если в российском городе есть театр, то там наверняка идёт или шла либо детская, либо «взрослая» пьеса Драгунской. Пьесы, рассказы и сценарии печатались в журналах «Современная драматургия», «Драматург», «Сюжеты», «Искусство кино», «Новый мир», «Октябрь». В 2008 и 2009 годах пьесы изданы двумя отдельными сборниками - «Трепетные истории» (издательство «Кайрос») и «Пить, петь, плакать» («Время»). Вкупе с работой профессионалов режиссуры, на сцене эти пьесы становятся уникальными в своём роде постановками, и пользуются высочайшим успехом у зрителей всех возрастов.

Также тексты Ксении Драгунской используются для обучения студентов и подготовки профессионалов в таких вузах, как РАТИ-ГИТИС, театральное училище им. Щукина, ВГИК, University of Iowa (США), Wayne State University (США), Сербская Академия Искусств.

Отзывы читателей:

Её произведения — это «трепетные истории», насквозь пронизанные искренностью, чистой и не пошлой любовью и романтикой, и замечательным юмором.

«Кажется, что в этих историях всегда лето и каникулы, велосипеды, костры, лодки и ёжики, а зима наступает на пять минут, для порядка, «чтоб было».

Это истории про нормальных людей - там мамы ходят в парк шуршать сухими листьями, папы весёлые и добрые, всегда поддержат бродячего барбоса в трудную минуту, и вообще, родители в курсе, что тоже были детьми.

Там есть внимание к необъяснимому, к тайне. И непоколебимая вера в чудо.

Драгунская говорит, что детские писатели детей не любят. Они просто их уважают и им сочувствуют. Они на их стороне.

Ещё она считает, что её читатель - любой человек, у которого всё в порядке с чувством юмора и извилин в голове больше двух. Человек, с которым в любом возрасте можно говорить и про смешное, и про серьёзное.

А ещё она умеет очень просто говорить об очень сложном.

И самое удивительное, что всё это правда! Все эти необыкновенные истории произошли на самом деле. Не верите? Почитайте сами.

Кстати, рассказы Драгунской очень хорошо читать по ролям.

Попробуйте!»

Егор, Ксения, Дуня и кошка Зося БЕРОЕВЫ

«Рассказы Ксении Драгунской много раз выходили отдельными книжками под завлекательными названиями вроде «Целоваться запрещено!». Дети, которые в правильном возрасте их прочитали, растут здоровыми, веселыми, социально активными, они хорошо засыпают и своевременно просыпаются, не доставляют родителям никаких хлопот и вообще.»

Кто читал? Успевайте, а то изымут...Ксения Драгунская «Целоваться запрещено» [Электронный ресурс] // Что читать? - Режим доступа: http://chto-chitat.livejournal.com/10560166.html . - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 23.11.2016).

Электронные ресурсы:

1.    Драгунская, К. Не приучать ребенка к чтению — это неприлично! [Электронный ресурс] / К. Драгунская // ОТР. - Режим доступа: http://www.otr-online.ru/programmi/ot-pervogo-litsa-13688/kseniya-dragunskaya-ne-37894.html . - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 23.11.2016).

2.    Климова, В. «Это просто цирк — через голову кувырк!» : интервью с писателем Ксенией Драгунской [Электронный ресурс] / В. Климова // Ваш досуг. - Режим доступа: http://www.vashdosug.ru/spb/theatre/article/69301/ . - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 23.11.2016).

3.    Ксения Драгунская [Электронный ресурс] // Электронные пампасы. - Режим доступа: http://www.epampa.narod.ru/dragunskaya/ . - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 17.11.2016).

4.    Луповский, В. «Безобразие — детский писатель, взрослый человек, и съел щенячью кашу.» : интервью с писателем Ксенией Драгунской [Электронный ресурс] / В. Луповский // Московские новости. - Режим доступа: http://www.mn.ru/friday/88719 . - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 23.11.2016).

Произведения Ксении Драгунской:

 Драгунская, К. Большая меховая папа [Текст] / К. Драгунская. - М. Самокат, 2015 . - 224 с.

Рассказы в этой книжке - лучшее лекарство от уныния. Озорные и добрые эти истории можно рекомендовать, как вкусные пилюли, друзьям, на которых напала грусть-тоска. Лучше всего их читать в компании разновозрастных людей, в семье: здесь связь между поколениями дана в коллизиях, в ершистых столкновениях, которые разрешаются обычно ко всеобщей радости - и не без юмора. Рассказы Ксении Драгунской порождают споры, они позволяют лучше понять миры детей и взрослых, увидеть друг друга с неожиданной стороны. Драгунская - известный драматург, и эта грань её таланта представлена в книжке.
 Драгунская, К. Прыгучая котлета [Текст] / К. Драгунская. - М. : Рипол-Классик, 2015. - 136 с.

Вам когда-нибудь встречались прыгучие котлеты? Вы часто играете в "Лысую зелёную макаку"? А с Ксюндрой и ксятками вы знакомились? Нет?! Безобразие! Тогда читайте скорее эту книжку для детей и тех взрослых, которые помнят свое детство и не боятся посмеяться над собой. Книжку эту хорошо читать вслух всем вместе, с папой, мамой, бабушкой, дедушкой, барбосом, котом, рыбками в аквариуме и другими членами весёлой дружной семьи.
 Драгунская, К. Целоваться запрещено! [Текст] / К. Драгунская. - М. АСТ, 2012. - 350 с.

В этом сборнике Ксении Драгунской собраны ее самые веселые и озорные рассказы о приключениях мальчиков и девочек в школе и дома, а также самые популярные пьесы для детей и взрослых.
 Драгунская, К. Заблуждение велосипеда [Текст] / К. Драгунская. - М. : АСТ, 2010. - 338 с.

Ксения Драгунская написала по-настоящему пронзительную книгу о детстве.

«Заблуждение велосипеда» — это роман-автобиография. Повествование ведется от лица маленькой девочки Ксюши, мечтающей о велосипеде, собаке и родителях-друзьях, но ее постоянно оставляют на попечение чужим тетям и бабушкам, наказывают за желание быть любимым ребенком и не спешат исполнять самых заветных детских желаний. А что еще остается «одинокой-девочке-без-щенка», беседующей с речкой, косогором и дворовыми собаками, кроме как стать писателем и рассказать самую трогательную и немного грустную историю о детстве, которое не повторится?..

 

Драгунская, К. Лекарство от послушности [Текст] / К. Драгунская. - М. : Махаон, 2015. - 218 с.

Не удивляйтесь, если ваш ребёнок, начитавшись рассказов Ксении Драгунской, вдруг попытается расколдовать ананас в надежде вернуть ему прежнее ежиное обличье или примется за обе щёки уплетать нелюбимый суп за компанию с дворовым толстым котом. Это вполне нормально. Ведь из детей, лишённых возможности фантазировать и выходить за общепринятые рамки, вырастают занудные и скучные взрослые. С книгой Ксении Драгунской, полной хулиганств и безобразий, ребята внутренне раскрепостятся, распрощаются с комплексами и страхами, чтобы развиться в яркую и самодостаточную личность, способную без нотаций и назиданий отличить хорошее от плохого.