
Эту оперу написал молодой и талантливый композитор Александр Маноцков. Его имя хорошо известно театралам по работам с режиссерами Андреем Могучим, Кириллом Серебренниковым, Антоном Яковлевым.
По мнению Маноцкова, мало найдется авторов более музыкальных, чем Хармс, поэтому идею сочинить оперу по его пьесе композитор счел вполне естественной.
«Кроме того, я очень люблю Хармса и в меру своих возможностей старался сделать свое, создавал новое произведение, пользуясь его текстами» , — пояснил Маноцков РИА Новости.
«Хармс был отправной точкой, которая вдохновляла меня на собственное путешествие. И это путешествие, я надеюсь, сможет разделить со мной любой человек. И юный зритель — мой шестилетний племянник, например, с восторгом и не отрываясь смотрел с начала до конца, — и взрослая публика» , — добавил он. По словам Маноцкого, в отличие от расхожего мнения о невероятной эксцентричности, заумности и экспрессивности Хармса, опера создает совершенно непривычный образ творчества поэта: светлый и влюбленный в жизнь, проникнутый живой, радостной религиозностью.
«Я мечтал исполнить эту вещь в зале «Глобус» театра «Школа драматического искусства» , — сказал Маноцков. — Именно этот театр мыслился как идеальное место для осуществления постановки: именно на этой площадке, именно с этими артистами и режиссерами. Эта опера — мое приношение театру Васильева, мое признание в любви» .
Он отметил, что произведение написано специально для хора этого театра под руководством Светланы Анистратовой, а заглавная партия — для солиста Константина Исаева, артистический опыт которого позволяет свободно работать со всеми необходимыми для исполнения этой партии певческими традициями.
Вообще артисты хора театра «Школа драматического искусства» , по мнению композитора, абсолютно уникальны. В этом с ним согласны и равные соавторы спектакля — режиссер Александр Огарев и режиссер-хореограф Олег Глушков.
По словам Огарева, артисты хора работали не только с нотными партитурами, но активно осваивали все контексты, связанные с творчеством Хармса: литературный, религиозный, мифологический, психологический. Кроме того, не являясь профессионалами пластического театра, они прекрасно овладели достаточно смелым пластическим решением спектакля, которое предложил хореограф.
Следующей совместной работой Маноцкова и Огарева, как сообщил композитор, станет «Преступление и наказание» в этом же театре «Школа драматического искусства» .
Сейчас Маноцков пишет симфонию, но театр, в котором, по его словам, он понимает уже не меньше, чем в музыке, конечно, присутствует в его ближайших планах. Это драматический, синтетический спектакль со значительным участием живой музыки «Ромео и Джульетта» в Неаполе, — «В ожидании Годо» в Норвегии, «Мертвые души» с Кириллом Серебренниковым в Риге, «Дуэль» с Антоном Яковлевым во МХТе и «Синяя птица» с Андреем Могучим, предположительно, на сцене Александринского театра.
РИА Новости