Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 В Москве проходит фестиваль памяти Дмитрия Александровича Пригова. Описывать творчество классика отечественного концептуализма – дело рискованное. Могут получиться сложные для восприятия наукообразные речевые конструкции. Впрочем, все события фестиваля создают целостное представление о модели творчества этого художника, писателя, мыслителя. Ключевая деталь этой головоломки – выставка под названием «Обо всех вещах» в Государственном центре современного искусства.

Инсталляции были любимым жанром Дмитрия Александровича. В них он соединял живопись, графику, художественные объекты. Теперь их реконструируют его друзья. Игорь Шелковский воссоздал инсталляцию с газетами, а чашу Грааля представила Елизавета Дзуцева. Перформанс со шкафом не был реализован при жизни Дмитрия Александровича. Его идея принадлежала Олегу Кулику. Пригову отводилась роль поэта. Он должен был читать «Евгения Онегина», находясь в шкафу.

«Эта тема шкафа – тема русского пространства. У Достоевского есть такая фраза: «Комната Раскольникова похожа на шкаф», и шкаф Гаева в «Вишневом саде», и вот – шкаф, в котором Дмитрий Александрович должен был читать «Евгения Онегина», – замечает куратор фестиваля Виталий Пацюков.  Инсталляция «Ноктюрн для бумаги» была создана музыкантом Владимиром Тарасовым. В 1998 году вместе с Приговым он был приглашен принять участвие в немецком фестивале «Что-то все из бумаги». Тогда Дмитрий Александрович помог ему создать собственную инсталляцию. Та, что представлена на выставке, – реконструкция и дань памяти.

«Вот эти листы – поэзия, написанная, ненаписанная. В воздухе мерцающие звуки. Может, мистика поэтическая, я надеюсь, в данном случае, очень тесно связанная с Дмитрием Приговым», – говорит Владимир Тарасов.

Еще один друг Дмитрия Пригова из мира музыки – Владимир Мартынов. В данном случае знаменитый композитор выступил в роли художника. На выставке представлена его инсталляция «Партитура». У Дмитрия Пригова поэтические и визуальные образы составляли единое целое. Тот же синтез – в рисунках Леонида Тишкова.

«Они похожи на то, как Дмитрий Александрович делал рисунки в размере А-4 и из них выстраивал целые инсталляции», – поясняет Тишков.

В синтетической форме предпочитает работать и сын Дмитрия Александровича Пригова – Андрей. На этот раз он объединил видео с перформансом. Его проект называется «Потомок».

«Проект лежал в ящике пять лет. А так как я являюсь потомком Дмитрия Александровича, я подумал, что сегодняшняя ситуация, когда можно осуществить его в первый раз», – рассказывает Андрей Пригов.

Дмитрий Пригов любил размывать границы жанров и проникать из одной сферы искусства в другую. Теперь это делают его друзья и коллеги.
Новости культуры