Кто он-лайн

Сейчас 70 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Кто он-лайн

We have 70 guests and no members online

Погода

Наша кнопка

Централизованная библиотечная система г. Орска

Система ГАРАНТ

Журнальный зал


Новости библиотеки

 Самые серьёзные революции последнего времени те, что совершаются тихо и без особого пафоса. Так, одно из самых серьёзных достижений закончившейся недавно книжной ярмарки во Франкфурте – признание электронных технологий, которые, похоже, призваны сильно потеснить монополию бумажных книг. А это означает совсем не то, что предрекали театру в связи с появлением вначале кинематографа, а затем и видео. И чего, разумеется, не случилось. Просто издатели всерьёз считают, что самая больная проблема онлайнового книжного бизнеса – соблюдение авторского права – вполне поддаётся решению.
Самым большим интернет-кошмаром для писателей и издателей до недавнего времени были так называемые онлайновые библиотеки. Первые из них, сейчас далеко не самые крупные, такие как библиотека Мошкова и тому подобные, начинались на чистом энтузиазме. Поскольку ещё 10 лет назад трудоёмкий перевод «бумажных» изданий в цифровую форму был даже теоретически неокупаем.

Сегодняшние онлайновые собрания текстов книг являются средством привлечения солидного трафика, то есть посетителей на сайт. А количество посетителей в Интернете легко переводится в деньги даже посредством контекстной рекламы. Уже не говоря о том, что деньги могут поступать от платной регистрации в библиотеках или от продажи контента, то есть самих книг. Тем более что в электронном виде книга, как правило, раз в 10 дешевле своего «бумажного» аналога, а стало быть, намного привлекательнее для читателя.
А вот с последним интереснее. При взимании денег за продажу цифровой книги собственник библиотеки прямо упирается в проблему нарушения авторских прав. А это попахивает судебными исками и скандалами. Особенно если на продажу выставлен перевод популярного зарубежного автора, за которым стоят не только лицензионные соглашения с каким-то российским издательством, но и зубастые западные юристы. Поэтому владельцы многих библиотек, не желающие себе проблем, в последнее время безропотно соглашаются убрать из своего сайта книгу автора при первом же поступлении претензий от него. И таких случаев полно.

Однако что делать, если местом регистрации онлайновой библиотеки является далёкая, не поддающаяся законам об авторском праве страна, а сервер, где она «физически» располагается, ещё поискать надо? Такова, например, знаменитая сегодня «Либрусек», которая работает на зарегистрированном в Эквадоре домене и пользуется серверными мощностями голландской хостинговой компании. Одним из её основателей считают модного издателя, известного скандальными методами пиара своих авторов. Эта библиотека, в частности, знаменита ещё и тем, что пополняется самими читателями, которые могут загрузить на неё как книгу любимого автора, так и собственную графоманию. Так что вроде бы с создателей взятки гладки – это-де не магазин, поскольку тексты книг распространяются бесплатно, а нечто вроде файлообменника. Тем более, уверены читатели, взять книгу для прочтения в электронном виде – это всё равно как в «бумажной» библиотеке, а кто же там платит за прочтение книг?

Но всё равно, крестовый поход против «Либрусека» недавно объявил «Литрес» – онлайн-магазин цифровых книг. Он создан с участием одного из крупнейших российских издательств и поэтому с соблюдением авторских и лицензионных прав там всё нормально. Гендиректор «Литреса» Алексей Кузьмин назвал первой жертвой своей «священной войны» с онлайн-пиратами проживающего в Эквадоре официального создателя «Либрусека» и его хостинг-провайдера. К удивлению всего интернет-сообщества, война была закончена через полтора месяца без единого выстрела и судебного иска. Как признавался сам создатель, они «придумали, как достигать целей, не сильно мешая друг другу. Эта же схема может быть использована и с другими электроиздательствами». Предложенная схема предполагала, что, поскольку основные деньги делаются на новинках, «Либрусек» не ворует новинки с «Литреса» в течение месяца. То есть скачать их будет невозможно. Читать онлайн – да, при этом в нагрузку с рекламой «Литреса».

При этом некоторые из читателей эквадорской библиотеки заметили, что уже сейчас на ней невозможно разместить книги, скачанные в интернет-магазине «Литреса». Но при этом интересно то, что своим соглашением «Литрес» с «Либрусеком» практически сократили установленный российским законом срок копирайта на книги – с 70 лет после смерти автора до одного месяца после публикации. Поэтому вся схема может быть вполне разрушена любым писательским иском против всего этого.

Однако самым серьёзным подспорьем в деле соблюдения авторских прав могут стать крупнейшие интернет-компании, разрабатывающие программное обеспечение для электроники. Такие, к примеру, как «Майкрософт» или «Гугл». Именно последний и произвёл фурор на Франкфуртской ярмарке, заявив о том, что в начале следующего года запустит собственную платформу для дистрибуции электронных книг и подключит к ней книжных ретейлеров. Предполагается, что в каталоге Google Editions для начала будет представлено от 400 до 600 тыс. книг. При этом стоимость электронных копий будут определять продавцы, а доступ к новому сервису будет производиться через браузер.


А это означает только одно – программа будет сконструирована так, что устройства, использующие программы «Гугла», просто не будут читать «нелицензированные» копии.
Издатель и продюсер Дмитрий Дмитриади уверен, что нынешнее лояльное отношение выпускаемой для чтения цифровых книг электроники к пиратской продукции предусмотрено только как стадия «завлекаловки» читателей к новому продукту. «Так, именно широкое распространение когда-то пиратских копий Windows сильно помогло компьютеризации России. Ведь платить за легальные копии тогда не мог никто. Было, возможно, негласное соглашение с «Майкрософт», что до поры до времени они не обращают на это внимания. А теперь гайки начали закручивать. То же самое, думаю, будет и на цифровом книжном рынке».

В самом деле. Известно, что сейчас иметь легальную копию операционной системы и некоторых других программ намного выгоднее, поскольку, будучи подключенным к Интернету, компьютер с установленным пиратским ПО ругается и блокирует половину функций незаконно используемого продукта. Этого добились производители программ. Точно по такому же пути идут сейчас и производители программ для электронных «читалок», когда скачанная нелегально книга не будет иметь специального кода, позволяющего читать её.

Но при этом многие писатели уверены, что распространители пиратских копий их книг в Интернете наносят им большой материальный ущерб. Так, последняя книга известного драматурга и писательницы Марии Арбатовой «Кино, вино и домино», по её словам, появилась в электронной версии в Интернете за месяц до выхода из типографии. А это сильно снижает уровень продаж и, стало быть, больно бьёт по карману писателя, который получает процент от распространения. Арбатова уверена, что «утечка» текста идёт в таких случаях даже не из типографии, а из издательства. «Причём мой агент уверен, что бороться с сайтами, которые незаконно распространяют мои книги, бесполезно, потому что они зарегистрированы, к примеру, на той же Украине, которая не подписала никаких соглашений об охране авторских прав, или на экзотических островах».

А вот издатели почему-то с этим не согласны. Дмитрий Дмитриади уверен, что предотвратить процесс кражи книги всё равно невозможно. «Даже перед громкими премьерами фильмов известных режиссёров всегда найдётся тот, кто стащит болванку с новинкой за две недели до показа и выложит фильм в Сеть». Стало быть, этот процесс нужно возглавлять, используя факт воровства книги для её рекламы. Ведь плохие книги не крадут. «У нас недавно был случай, когда по электронным библиотекам и файлообменникам разошлась первая глава книги, которую мы сами выложили в Сеть для рекламы. Причём это выдавалось за целое произведение. Пришлось нам дополнительно оповещать читателей, что полный текст книги, со всеми интригами и лихо закрученным сюжетом, можно получить только у нас. Но продвижению книги эта история сильно помогла».

Именно по этому же пути идут и некоторые известные издательства, которые выкладывают полный текст книги популярного автора в Интернет параллельно с началом её «бумажных» продаж. И это реально увеличивает их объём. А на последней Московской книжной ярмарке стенды интернет-магазинов, занимающихся распространением цифровых книг, пользовались не меньшей популярностью, чем у «бумажных» издательств. И именно к ним подходили для переговоров руководители коммерческих отделов крупнейших книжных магазинов. Так, тот же книжный магазин «Москва» намерен в ближайшее время открыть у себя терминал для продажи книг в электронном формате. А некоторые из них будут доступны и в бесплатном варианте. Потому что умные издатели и продавцы уверены, что после прочтения цифрового варианта текста многие читатели потянутся и за привычной бумажной книжкой автора в красивой обложке. Чтобы было что подержать в руках и поставить на полку.

Евгения Ларина, заместитель генерального директора издательства «Олимп»:

— Скажем откровенно, бороться с пиратами в Интернете так же трудно, как и с пиратами из Сомали. Только в нашем случае эта борьба по большому счёту и не нужна. Во-первых, хотим уверить наших авторов, это никак не влияет на продажи бумажного варианта книги. Во-вторых, то, что книгу не поленились перевести в электронный вид и выложить в Интернете, говорит о том, что автор состоялся, что книга нужна и востребована. Согласны с мнением, что это даже своеобразная реклама. Единственный случай, когда мы обязательно будем добиваться снятия книги с сайта – если в ней ошибки, случайные или намеренные. Это может ударить и по престижу автора, и по престижу издательства. Борьба с незаконным выкладыванием электронных версий станет актуальной только после повсеместного распространения в России e-books, устройств для чтения электронных книг.
Юлия Пелехова
http://versia.ru/articles/2009/oct/28/internet_biblioteki