Журнальный зал


 Обыкновенно в свой день рождения Владимир Путин уезжает в Санкт-Петербург, где отрешается от государственных дел и проводит время с самыми близкими людьми. И хотя в этот раз празднование не состоялось в родном городе премьера, все же он встретился с родной литературой. Побеседовать с главой исполнительной власти приехали Александр Архангельский, Андрей Битов, Алексей Варламов, Алексей Иванов, Александр Кабаков, Сергей Лукьяненко, Олеся Николаева, Юрий Поляков, Валентин Распутин, Татьяна Устинова. В трехэтажный особняк на Пречистенке, где уже более десяти лет располагается Государственный музей А.С. Пушкина, писатели подтягивались неспешно. Каждый приехал со своими мыслями, идеями, замыслами. Кто-то примерил на себя роль правозащитника, кто-то пришел отстаивать собственные и коллективные интересы в Переделкине, кого-то интересовали чисто литературные проблемы.

Впрочем, практически все литераторы заверяли, что общение с властью совершенно ни к чему их не обязывает, и наверное, надеются они, обязывать никогда не будет. «Я человек не пишущий, поэтому я избавлен от такой опасности. Впрочем, я никогда не боялся», объяснил «РГ» Валентин Распутин. Другой писатель Юрий Поляков в беседе с «РГ» задается риторическим вопросом: «А для чего существует государство, как не помогать своим гражданам, попавшим в сложную ситуацию? Мы же не просим встать на нашу сторону». Комментируя конфликт в подмосковном дачном поселке писателей Переделкино Поляков замечает: «Мы просим юридической помощи у премьера. Потому что, когда писатели вступают в борьбу с профессиональными рейдерами, они бессильны. Писатели умеют хорошо писать книги, а рейдеры умеют хорошо захватывать чужую собственность. И в этом отношении они всегда нас победят».

Андрей Битов пообещал, что будет защищать интересы российского Пен-центра, который возглавляет. «Путин был у нас десять лет назад, и тогда сказал: «Как вы убого живете!». Сейчас мы живем гораздо более убого», рассказал Битов. Впрочем, по мнению писателя, от власти лучше держаться подальше даже в самые лучшие времена при самых лучших правителях. «Это полезно для собственной свободы», поясняет Битов.

Однако даже в день рождения премьера в писательских кругах случился своего рода раскол. Нельзя ничего просить у власти, уверен Александр Архангельский, который называет это «архаичной формой правления». «У гражданина упал доступ к культурной информации. Вот чтобы исправить такое положение дел об этом можно просить, это незазорно. Для этого государство и существует»), считает литературный критик. Его поддерживает Алексей Кабаков: «Просить о чем-то абсолютно неприлично. Если кто-то будет говорить, что писателям мало платят, а Переделкино отобрали, то это просто непристойно».

Кстати, Архангельский поинтересовался у Путина насчет дела «ЮКОСа», а именно степени показательности процесса и виновности его участников. Как сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков после встречи, Владимир Путин заявил, что, упоминая о Ходорковском и других фигурантах этого дела, главное, помнить, что они были причастны к убийствам людей и это было доказано судом. «При этом премьер-министр подчеркнул, отвечая на вопрос о возможном помиловании Ходорковского, что и такая возможность предусмотрена законом, но чтобы воспользоваться ею, осужденному необходимо полностью признать свою вину и обратиться с соответствующей просьбой», сказал Песков. Впрочем, по мнению Архангельского, Россия еще не прошла точку невозврата, и именно поэтому прозаик подарил Путину книгу об Александре I. «Когда власти направляют движение в нужную сторону, а потом загоняют его в подполье, это опасно», пояснил Архангельский. Однако другой писатель, Сергей Лукьяненко, был вынужден с ним не согласиться, правда, заочно. На титуле своей книги «Искатели небес» Лукьяненко написал следующую фразу: «Владимиру Владимировичу от автора с пожеланием доброго здоровья и ощущением правильности того, что вы делаете».

А Татьяна Устинова и вовсе признается, что ничего не знает о Путине, и в этом смысле вчерашняя встреча для нее стала крайне познавательной. «Я не видела его никогда, я хочу посмотреть. Мне не хватило десятилетия, чтобы понять его. Мы получаем крайне однобокую информацию о власти», заметила она.

Впрочем, желания писателей охотно исполняются в пространстве литературы, в жизни не всегда. Вчера Владимир Путин постарался соединить две реальности, заметив, что «литература всегда была очевидным брендом нашей страны». Премьер отметил несколько проблем падения тиражей и интереса к чтению. И в этом, следовало из слов Путина, виноват не только Интернет, но и сами писатели. «Если молодой человек юноша или девушка имеет возможность взять в руки интересную для них книгу, книгу, которая связана с их жизнью напрямую, отражает среду, в которой они живут, говорит о проблемах, которыми они живут, то, конечно, такая книга будет находить интерес у читателя», говорил премьер. Ко всему, Путин убежден, что в погоне за требованиями рынка литература теряет очень многое в своем качестве.

В разговоре с писателями председатель правительства напомнил о тех временах, когда литераторам давали регулярные премии и обеспечивали дачами и квартирами. Возможно, это помогало «отрасли», однако, убежден премьер, «тогда ждали, а подчас требовали определенной отдачи в идеологической сфере. Теперь этого никто не ждет, ничего не требует, но и поддержки нет». Зато премьер сообщил, что поскольку за последние три года в рамках Государственной премии по искусству и литературе ни один литератор не был награжден, то дал поручения министерству финансов и министерству культуры пересмотреть правила использования этих средств с тем, чтобы представитель вашего цеха регулярно, ежегодно был отмечаем в рамках премии правительства.

И все же Путин предложил сотрудничать сообща поддерживать русский язык и интерес к русской культуре. Взявший первым слово Валентин Распутин для начала поблагодарил премьера, намекнув, что личная жизнь последнего переносится на все государство: «Дай Бог, чтобы и у вас получилось то же самое. Мы вас поздравляем. Желаем, чтобы все хорошо было у вас. А что такое хорошо у вас? Это хорошо стране. Это хорошо нам». Распутин признался: его удивило то, что Путин решился на встречу с писателями. Ведь никто не собирается говорить об успехах народного хозяйства или эффективной борьбы с кризисом.

Писатель пожаловался на сокращение тиражей литературных журналов, на то, что школа окончательно перестала воспитывать в детях хороший вкус, и, наконец, нынешняя литература перестала считаться таковой по определению. В итоге за последние десять лет «народа не стало, он превратился в население»). Однако Путин не согласился с Распутиным, заметив ему, что наша страна и весь мир рано или поздно вернутся к «абсолютно вечным ценностям».

— В конечном итоге все сводится к бюджетным расходам и к дотациям, если сказать по-простому. Ничего другого мы не изобретем. Нужна просто статья в бюджете и прямые деньги, — заключил российский премьер.
http://www.rg.ru/2009/10/08/brend.html