Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Тысячи людей по—прежнему верят в Тайный Город. Новый этап Тайного Города как минимум не разочарует поклонников: разнообразие сюжетных линий, интриг и загадок, непредсказуемые повороты сюжета, колоритные персонажи, полюбившиеся читателям в предыдущих романах, капля юмора, фразы—афоризмы ("Правда всегда остается правдой, а ложь становится историей. А ложь в интересах дела становится политикой") и многое другое. Но в получившемся ассорти есть капля дегтя — некоторые герои воспринимаются как статисты, необходимый антураж, элемент интриги. Зато появился непостижимый Галла. Другим минусом романа является то, что он — неотъемлемая часть цикла и рассчитан в первую очередь на поклонников Тайного Города. А, следовательно, читать его как самостоятельное произведение, не зная других книг цикла, трудновато.

О чем же говорится в романе? "Всего лишь" о цене тех чудес, которых мы выбираем и о том будущем, за которое боремся. Все началось несколько тысяч лет назад, когда после долгих скитаний по Вселенной на Землю вернулся Галла, бог, сын Спящего, создателя миров. Именно Землю раз за разом превращали в метрополию. Галла посмотрел на одну из древних могущественных рас, правивших планетой — чудов, и "мне стало противно: чванливые, самовлюбленные, они искренне верили, что покорили Вселенную. Самое смешное, что они были правы: им действительно никто не мог противостоять". Галла всего лишь позволил им найти свой дом и показать свою силу. Чуды сами стали строить великие планы и, поняв возможности, которые открывало покровительство бога, отказались от всего и добровольно стали его рабами. Никто не устоял. Каждый Толкователь встречался с богом, слушал его речи и не мог побороть искушения.

Что же он говорил? "Галла сказал, что магия отнимает у чудов справедливость. Что наш народ ведет слепая судьба". Начался мятеж, перешедший в кровопролитную гражданскую войну. Рыцари, не обладающие магией, приняли сторону бога, а маги назвали этот культ Скверной и поднялись против Галла — в первую очередь — высшие, потому что они являлись столпами власти и их высокое положение и служебные перспективы гарантируют лояльность сложившейся системе. Если бы Галла победил, они потеряли не только власть, но и жизнь. Чуды задействовали всех своих магов, всю армию, всю энергию своего Источника. Скверна едва не погубила Великий Дом Чудь — поскольку стала апофеозом противостояния магов и обычных рыцарей. В битвах против чужаков они сражались вместе ("побеждать мы будем только в том случае, если будем вместе. . . рядом с воином всегда будет маг, потому что по отдельности мы слабы"), а в мирной жизни стали проявляться противоречия — Иерархия Ордена была построена на магии, и слишком многих рыцарей это не устраивало. Скверна показалась им шансом изменить мир. Был ли Спящий, создатель миров, магом? Но дело не в этом — каждый имеет право быть первым. . . Во имя живого бога адепты Галла призывали к обществу равных. Сначала они изгоняли магов, потом начали истреблять. Ответ магов был не менее жестоким. Четыре ложи были уничтожены полностью — расправляясь с приверженцами Скверны, маги не щадили даже детей. Прошли века, и теперь живущие в Тайном Городе Великие Дома научились беречь каждого соплеменника, а чуды вычеркнули те кровавые страницы из своей памяти.

И вот Галла вернулся из небытия и забвения. Что впереди — новая братоубийственная война, бойня, в которую могут оказаться ввергнуты и обычные люди (челы)? Галла отрицает магию (поскольку сам владеет магией непривычным для всех образом), а магия — это то, чем Тайный Город и его Великие Дома отгородились от людей. Появление бога — это не революция, а начало карательной акции. Потеряв магию, те останутся один на один с челами, без защиты, без маскировки и без того превосходства, которое она обеспечивает. Без магии не будет Тайного Города. Чем отличается любой житель Тайного Города от нас, обычных москвичей? Тем, что таскает в карманах пару—тройку или больше облегчающих жизнь устройств—артефактов, за счет которых совершает чудеса и при необходимости превращается в супермена. И лишь ортодоксальные сторонники не пользуются такими штучками. . .

Почему Великие Дома назвали этот культ Скверной? Это была единственная религия, которая существовала до появления челов. Ее адепты отрицали магию, но на равных сражались с колдунами. Приверженцев Галлы можно победить, но это не решит проблемы — останется сам Галла, и рано или поздно его найдут те, кто снова попытается использовать его могущество против других. Почему Великие Дома не открываются челам? Слишком много соблазнов. Великие Дома владеют знаниями, способными перевернуть жизнь на Земле. То же самое с живым богом, который является для Великих Домов таким же чудом, как и они для челов.

Неужели нельзя противостоять искушению? На это оказывается способен только один — и не потому, что умен и отважен, а потому, что любит. А тем, кто оказался не в силах преодолеть искушение могуществом, оказалась не в силах помочь даже поддержка бога. Но самое смертельно опасное — оказать тем, кто может знать тайны, ведомые лишь богу. Тайны, ради которых Великие Дома готовы превратить в пустыню целый мир.

Тайный Город — это не просто магическая изнанка Москвы, но и закрытая часть местной жизни. Сочетание реальности (те же улицы, здания, супермаркеты, ночной клуб "Кристалл") и магического создает эффект узнаваемости, чувствуешь себя причастным к тайнам и чудесам, дотертым из нашей действительности суровой службой утилизации Тайного Города, занимающейся сокрытием несанкционированного.
Громов А.
Источник: Книжное обозрение. —2009. — № 33. — C. 16.