Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Орская газета. — 2011. — 17 авг. — С. 12.

Владимир Маканин о родине и о себе

Предлагаем вашему вниманию ответы известного писателя В. С. Маканина на вопросы, заданные ему во время встречи с читателями в Центральной городской библиотеке.

— Владимир Семенович, как часто вы бываете на родине, в Орске?
— Реже, чем хотелось бы. Последний раз был лет 10-12 назад. Но Орск всегда в моей душе. На встречах с читателями я рассказываю об этом городе, расположенном на реке Урал. Для многих людей в новинку, что река является географической границей между Европой и Азией. Особенно запомнилась сама вода и страх мальчика, который он испытывал, когда видел большую зеленую волну, где как он знал, утонул Чапаев.

— Кем вы хотели стать в детстве?
— Шахматистом. Я был даже чемпионом школы по шахматам. Когда предстояла ответственная игра, мы полночи просиживали с отцом, который давал мне советы, просчитывал ходы на бумаге. Игрок он был не сильный, но тактику знал хорошо. А потом меня подвело зрение, и я оставил шахматы. Когда собрался поступать в МГУ на математический факультет, отец утешал: будешь учиться и параллельно займешься шахматами. Но, как я убедился потом, такого не бывает. Шахматы — как всякая страсть, поглощает человека полностью…

— А в вашем творчестве нашла отражение тема шахмат?
— Игре в шахматы я посвятил эссе, где есть размышление о том, как эта игра влияет на мировоззрение. В памяти на всю жизнь остается ощущение индивидуальной борьбы и победы. И до сих пор, когда я пишу повесть или роман, всегда знаю — я играю белыми или черными. Очень своеобразное ощущение. Играешь белыми — это когда тему более-менее хорошо знаешь. Когда тебе важно быстро, динамично, не упуская преимущества, рассказать то, что ты хочешь. Играя белыми, ты должен помнить: один раз тебе дали первый ход, держи инициативу.
Конечно, самое интересное, когда играешь черными, когда тема тебе мало знакома, когда ты вступаешь, как в темный лес — вот это дает ощущение творчества по какому-то более высокому счету. Это нечто метафизическое, я бы сказал.

— Владимир Семенович, что подвигло вас написать книгу о чеченской войне?
— Вы, наверное, имеете в виду роман «Асан»? Он, как и нашумевший рассказ «Кавказский пленный», написан от первого лица… До его создания я читал рассказы о Чечне молодых российских авторов. И испытывал неудовлетворение: в этих книгах много знания и мало полета... Но их честная правда мне очень помогла. Литература ведь насквозь преемственна. Не только молодой перенимает опыт у старого, но и наоборот. Но в «Асане» меня интересовала не столько чеченская война как таковая, а то, как на войне вдруг разыгрывается драма человеческой души. Не та драма, когда человек гибнет в силу случая. Мне хотелось показать, как ведут себя люди не в боевой обстановке, а в быту…

— Герой вашего романа «Андеграунд» совершает два убийства, а старичок из романа «Испуг» соблазняет соседок… Как родились эти персонажи?
— Читатель склонен проводить прямую параллель между автором и его героями. Я уже привык к подобным ошибкам. Дело в том, что в основном я пишу книги от первого лица. Так гораздо достовернее. Вот и спрашивают: это вы о себе писали? Это то же самое, что спросить у актера: вы всегда играете самого себя? Прием «от первого лица» очень помогает, когда берешь образ малознакомый и как раз не близкий тебе. Ты вживаешься в роль. Рассказ получается живее.

— Владимир Семенович, кто ваш первый читатель? Жена?
— Ни в коем случае. Я не сторонник показывать книгу кому бы то ни было до ее публикации. К тому же, существуют два литературных процесса: один — созидания текстов, другой — их потребления. Писатель отвечает за первую часть. А вот то, как будет принята книга — экранизирована, забыта или отодвинута на 50 лет, — это проблема уже общества. Думаю, потребление в последнее время становится более примитивным, чем было. Доминирует привычка к экрану, а магия слова уже мало кого зазывает. Книга становится придатком кино. Люди сначала ждут экранизации, а потом уже читают. Если вообще читают. Представьте, лет через 50 будут говорить о ком-нибудь с восхищением: этот человек умеет читать?! Сейчас подобная ситуация мне уже не кажется фантастической. Мы все больше воспринимаем информацию «картинками». И это совсем не радует.

Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске. Окончил механико-математический факультет МГУ, учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Первый роман опубликовал в 1965. В 1985 г. стал членом правления Союза писателей СССР, в 1987 г. вошёл в редколлегию журнала «Знамя». Живет и работает в Москве. Возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга».

В 1965 г. опубликовал первый роман «Прямая линия», в 1971 г. увидела свет повесть «Безотцовщина». Выпускал сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения (рассказ «Ключарев и Алимушкин», 1974; повесть «Голубое и красное», 1975; роман «Портрет и вокруг», 1978).

Одним из самых известных его произведений является «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998). Лауреат Госпремии России в области литературы и искусства за 1999 год, Пушкинской премии (ФРГ) фонда Тепфера и др.
Александр Иванов
http://orgazeta.ru/news/moe_tvorchestvo_igra_chernymi_63_ot_17_08_2011g/2011-08-18-1439