Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Иэн Бэнкс — современный шотландский писатель. В 2008 году имя писателя было внесено в список 50 лучших писателей Великобритании с 1945 года газеты The Times. Британские литературные критики и журналисты нарекли Бэнкса прозвищем Тарантино от литературы.

Иэн Бэнкс родился в Шотландии в 1954 году. Закончил Университет Стерлинг, где изучал английский язык, философию и психологию, бакалавр гуманитарных наук (1975). Сменил множество профессий, как специалист по компьютерам работал в корпорации «Ай-би-эн» (1978). После окончания учёбы Бэнкс переехал в Лондон, где жил вплоть до 1988 года, а затем вернулся в Шотландию. В 1992 году Бэнкс женился на девушке Энни, брак с которой продлился вплоть до 2006 года и закончился разводом в 2007 году. Развод дался писателю тяжело и ознаменовался четырёхлетним перерывом в публикации новых произведений.

Иэн Бэнкс известен своими левыми политическими взглядами. В 2003 году он совершил эксцентричный поступок: порвал свой паспорт и послал обрывки Блэру в знак протеста против ввода британских войск в Ирак.

Пишет как «реалистичные» произведения (под именем Iain Banks), так и научно-фантастические (под именем Iain M. Banks).

Пренебрегая жанровыми отличиями триллера, «фэнтези» и научной фантастики, Бэнкс известен как «сочинитель ужасов», что давало повод сравнивать его вещи с психологической прозой Ф.Кафки и Э.А.По. Для этого подошел уже его первый опубликованный роман «Осиная фабрика» (1984), на обложке которого стоит «ИБ». Семейная напряженность, выявляющаяся за время, пока семнадцатилетний герой книги Фрэнк ожидает возвращения домой своего душевно больного старшего брата, передана психологически достоверно, в то время как его сны и все поведение переводятся в сюрреалистические сферы современного романа ужасов. В романе «Ступая по стеклу» (1985), также подписанном «ИБ», Бэнкс еще решительнее смешивает жанры, объединяя точно воссозданный процесс  взросления подростка, овладевшую смещенным сознанием параноика мысль, что он – воин со звезды, и военные действия «настоящих» участников звездных войн из научно-фантастического романа, втянутых в междоусобный конфликт. «Мост» (1986), лучший пока роман Бэнкса («ИБ»), представляет сложное по замыслу повествование о жизни потерявшего память человека, погруженного в свой придуманный мир.

Внутренне связаны первые четыре научно-фантастических романа, подписанных «ИМБ». «С учетом Флебаса» (1987), «Играющий в игры» (1988), «Состояние искусства» (1989; также одноименный сборник, 1991) и роман «Применение оружия» (1990) включают в себя отдаленно связанные фрагменты сюжета о некоей межзвездной, базирующейся на космических кораблях Культуре. Культура может похвалиться отсутствием такой системы, когда власть держится на контроле над ограниченными ресурсами. В Культуре нет империй, нет протянувших повсюду свои щупальца корпораций, нет анклава, жителям которого тайные знания помогают сохранить независимость от бряцающего оружием далекого Царя, венчающего пирамиду власти. Примечательно, что автор показывает обитателей этой Культуры, занятых в основном тем, что наблюдают и изучают Вселенную в огромных, управляемых искусственным интеллектом космических кораблях, изъявляющими готовность жить в этой Утопии, для них в некотором роде и созданной. Что касается самих романов, не раскрывающих подробностей этого «рая», они сосредоточены на войнах, которые Культура ведет время от времени со своими противниками.

Научно-фантастические творения Бэнкса относят к жанру космическая опера. Они представляют собой цикл, действие которого происходит в мире, где искусственный разум давно превзошёл разум homo sapiens по мощности, и разумные звездолёты и CPU действуют в его книгах бок о бок с представителями разумных рас, эволюционировавших биологическим путём. Мир Бэнкса — это почти утопия: там побеждены физические болезни, в принципе можно жить бесконечно долго, почти в любую точку Вселенной можно попасть за короткое время, совершив гиперпространственный скачок (скорость света давно перестала быть пределом), для людей (точнее, это не совсем люди, так как они не происходят с Земли) построено множество «обиталищ» в космосе, на любой вкус; практически любое желание разумного существа может быть удовлетворено. Нет органов постоянной власти — в случае необходимости такие органы создаются «на ходу» («адхократия», от латинского ad hoc) — например, как результат сотрудничества нескольких сверхразумов, в реальности представляющих собой миры-звездолеты или миры-астероиды.

Проблемы в обществе изобилия, описанном Бэнксом, тем не менее, возникают, — например, за счёт взаимодействия с враждебными культурами («Вспомни о Флебе»), или при столкновении c явлениями из «мира извне» («Эксцессия»).

За пределами научно-фантастической литературы, Бэнкс продолжает свои романные эксперименты получая все новые положительные отклики прессы. В романе «Сны канала» (1989) рассказывается о концертирующей японской виолончелистке, настолько боящейся летать на самолетах, что она готова совершать свои гастрольные турне, передвигаясь, например, на танкере с нефтью. Во время одного такого плавания героиня оказывается в центре террористической акции. Критика назвала роман «ошеломительной выдумкой на грани сюрреалистических галлюцинаций», причислив автора наряду с М.Эмисом и И.Макьюеном к «авангарду самых дерзких прозаиков современной Великобритании». «Воронья дорога» (1992) относится к самым сложным по структуре романам Бэнкса в рамках мейнстрима, развитие действия во многом определяют вмонтированные в сюжет кадры из прошлого, связанные с похоронами. К другим произведениям Бэнкса в русле «основного потока» относятся «Соучастие в преступлении» (1993), «Изида среди неспасшихся» (1995) и «Песнь камня» (1997). Бестселлером в Англии стал роман «Бизнес» (2000), названный в прессе «источником интеллектуального наслаждения». Научную фантастику, помимо упомянутых, представляют романы «Превышение» (1996) и «Перестановки» (1998). Последний вызвал новые восторги критики, упрочив репутацию Бэнкса – сочинителя «умных и вызывающих» историй.

Иэн Бэнкс — один из самых известных шотландцев. После Шона Коннери, конечно.

Произведения Бэнкса инсценируются для театра, радио и ТВ.


Иэн Бэнкс: первое интервью по-русски:

— Легко ли вам писать?
— Безусловно, легко… Если бы мне было сложно писать, я бы реже писал книги, а стал бы делать то, что мне казалось бы увлекательным, прибыльным и приносило бы удовлетворение.
— Например? Кем бы вы были, если бы не стали писателем?
— Наверное, писал бы музыку. А если бы с творчеством не сложилось, стал бы геологом или астрономом. Обе эти сферы очень интересуют меня (а может, всё дело в том, что и та и другая имеют дело с большими цифрами?).
— Какие книги читаете вы сами?
— Похожие на то, что пишу я сам. Большей частью это мейнстрим — проза и научная фантастика. Наверное, я читаю меньше нон-фикшна, чем мне хотелось бы, но я слишком люблю просто читать хорошие романы! Еще я читаю то, что мне советуют знакомые, и пытаюсь наконец расправиться с теми классиками, которых я не дочитал в университете.
— Как получилось, что вы увлеклись научной фантастикой, и кто повлиял на вас?
— Я просто много читал фантастику. Думаю, на меня повлияли все авторы, которых я читал, в особенности — естественно, в положительном смысле — могу выделить Брайана Олдисса, Сэма Дилэйни, Барри Бэйли, Альфреда Бестера, Джона Браннера и Джона Слейдека. И это лишь некоторые из имен. А в отрицательном, реакционном смысле на меня, и в частности на мое представление о Культуре, повлияли многие правые американские писатели.

 
 Книги Иэна Бэнкса в Отделе обслуживания ЦГБ им.Горького:

 Бэнкс, И. 
Осиная фабрика [Текст] : роман / И. Бэнкс. - М. : ЭКСМО, 2008. - 256 с. - ISBN 978-5-699-25747-8


Знаменитый роман выдающегося шотландца, самый скандальный дебют в английской прозе последних десятилетий. Познакомьтесь с шестнадцатилетним Фрэнком. Он убил троих. Он - совсем не тот, кем кажется. Он - совсем не тот, кем себя считает. Добро пожаловать на остров, который стерегут Жертвенные Столбы. В дом, где на чердаке ждет смертоносная Осиная Фабрика.
 Бэнкс, И. 
Шаги по стеклу [Текст] : роман / И. Бэнкс. - М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2008. - 336 с. - ISBN 978-5-699-28517-4


«Шаги по стеклу» — второй роман одного из самых выдающихся писателей современной Британии. Произведение ничуть не менее яркое, чем «Осиная Фабрика», вызвавшая бурю восторга и негодования. Три плана действия — романтический, параноидальный и умозрительно-фантастический — неумолимо сближаются, порождая парадоксальную развязку.
 Бэнкс, И. 
Улица отчаяния [Текст] : роман / И. Бэнкс. - М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2010. - 432 с. - (Pocket book). - ISBN 978-5-699-39682-5


«Два дня назад я решил покончить с собой» — на такой "оптимистической" ноте начинается очередная трагикомедия знаменитого шотландца, хронологически прихотливое жизнеописание бывшего рок-идола, успевшего к тридцати годам достичь вершин славы и уйти в глухое подполье. И это действительно только начало... Как и в "Осиной Фабрике", изобретательность и оригинальность Бэнкса поражает.
 Бэнкс, И. 
Песнь камня [Текст] : роман / И. Бэнкс. - М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2009. - 256 с. - ISBN 978-5-699-36427-5


Война, возможно, на исходе. Дороги забиты беженцами. Повсюду шныряют дезертиры и мародеры. Для незваных гостей древний замок - это желанное укрытие, для отчаявшихся хозяев - это вместилище воспоминаний, в равной мере бесценных и болезненных. Такого Бэнкса вы еще не читали.
 Бэнкс, И.
Пособник [Текст] : роман / И. Бэнкс. - М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2010. - 368 с. - (Интеллектуальный бестселлер). - ISBN 978-5-669-34531-1


Камерон Колли - акула пера и шакал ротационных машин, опытный ас информационной войны, любитель экстремального адюльтера и всевозможных веществ, раб компьютерной игры "Деспот" - находится в шаге от очередной сенсации. Да еще какой! Безымянный осведомитель - по телефону, через синтезатор речи - сливает ему наивкуснейший компромат о коррупции в самых верхах, о высокопоставленных покойниках, якобы ставших жертвой международного заговора. Тем временем другие трупы громоздятся в опасной близости от самого Колли, навлекая на него подозрения полиции... Как сказал в интервью сам Бэнкс, "Пособник" напоминает "Осиную Фабрику", только без хеппи-энда и характерной жизнерадостной атмосферы".