Всемирный день книги и авторского права 23 апреля — это символическая для мировой литературы дата: в этот день в 1616 году умерли Сервантес, Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, X. Лакснесс, Владимир Набоков, Дж. Пла и Мануэль Мехиа Вальехо.
Вполне естественно, что проходившая в 1995 году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО, решила отдать в этот день дань уважения книгам и их авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества и учредила Всемирный день книги и авторского права и Премию ЮНЕСКО за пропаганду идеалов терпимости в детской и юношеской литературе.
В 2011 году исполняется 16 лет с момента провозглашения ЮНЕСКО 23 апреля Всемирным днем книги и авторского права. Число отмечающих его партнеров постоянно увеличивается, так как этот День с самого начала стал значительным событием, дающим прекрасную возможность узнать и осмыслить то, что происходит в этой важной сфере.
День книги отмечают в более чем ста странах миллионы людей, объединенных в сотни различных ассоциаций, его отмечают в школах, государственных учреждениях, профессиональных организациях и на частных предприятиях. За этот продолжительный период времени Всемирный день книги и авторского права сделал друзьями книги большое число людей, принадлежащих к различным культурам, на всех континентах; он способствовал также укреплению охраны авторских прав. Он дал им возможность открыть для себя, по достоинству оценить и глубже понять все то, что связано с многогранной ролью книги как носителя знаний, выразителя ценностей, хранителя нематериального наследия, «окна», позволяющего познать разнообразие культур, и как средство диалога, источника материального благосостояния и творческого произведения, охраняемого в соответствии с авторским правом. Все эти разнообразные грани книги стали объектом многих инициатив, связанных с проведением информационно-разъяснительной и популяризаторской работы, которая принесла реальные результаты. Эти усилия необходимо неустанно продолжать и развивать.
Всемирный день книги и авторского права подготовил плодотворную почву для последующей инициативы, с которой в 2000 г. выступили профессиональные организации, получившие поддержку со стороны ЮНЕСКО и государств: избрание Всемирной столицы книги. В ее рамках каждый год выбирается город, который берет на себя обязательство продолжать активные усилия, начатые в рамках празднования Дня книги, путем осуществления в течение этого года своих собственных мероприятий. Города почти всех регионов мира передавали друг другу эту эстафету, превратив День книги и авторского права в неиссякаемый источник еще большего расширения культурной и географической сферы влияния книги.
В последние годы День книги продемонстрировал, что он может стать символом для проведения крупных акций поддержки, в частности в странах Латинской Америки и Африки, новых начинаний в области культуры.
Всемирная антипиратская обсерватория
Отмечая 23 апреля Всемирный день книги и авторского права, ЮНЕСКО подчеркивает важность борьбы с пиратством, в защиту творческой деятельности.
Всемирная служба наблюдения, которая была создана ЮНЕСКО в январе 2010 года для борьбы с пиратством («Всемирная антипиратская обсерватория»), является реферативной веб-системой. Здесь содержится информация о политике и мерах, предпринимаемых станами по защите авторских прав, а также новости и материалы о передовом опыте в борьбе с пиратством.
Авторское право
Многие из нас не осознают ту важную роль, которую авторское право играет в нашей жизни. Когда мы читаем книгу, смотрим кино, слушаем радио, пользуемся интернетом или идём в театр, мы являемся потребителями продукта, охраняемого авторским правом.
Ещё в 1947 г. Генеральная Конференция ЮНЕСКО провозгласила: «ЮНЕСКО должна… в соответствии с существующим соглашением, заниматься совершенствованием защиты авторского права в международном плане».
НОРМОТВОРЧЕСТВО
В 1952 г. в Женеве на Межправительственной конференции по авторскому праву была принята Всемирная конвенция об авторском праве. Ее задача – не заменить уже существующие нормативные акты, в частности Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений. Наоборот, Конвенция имела целью создание общего юридического знаменателя с тем, чтобы страны совершенно разные в плане цивилизации, культуры и экономического развития могли стать частью международной системы охраны авторского права путём присоединения к Конвенции в качестве первого шага, предшествующего присоединению к Бернской конвенции с её более высокими требованиями.
Продолжением сотрудничества ЮНЕСКО с другими учреждениями системы ООН и международными организациями в области нормотворчества стало принятие Римской конвенции (1961 г.) об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (известной как “конвенция о смежных правах”). На заседаниях объединенных комитетов ЮНЕСКО/ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) регулярно обсуждались многие важные темы, касающиеся авторского права, такие, как юридическая охрана фольклора, произведений, являющихся общественным достоянием. При этом особое внимание уделялось авторскому праву в области культуры и развития, которые всегда были приоритетами ЮНЕСКО.
Многие годы по просьбе ряда развивающихся стран, ЮНЕСКО содействует созданию национальных рамок в области авторского права – предоставляет юридическую помощь для разработки законов, техническое содействие – для развития структур по защите авторских прав.
ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
После первого Всемирного конгресса по преподаванию авторского права (середина 80-х) ЮНЕСКО выступила инициатором проекта по популяризации и оказанию содействия преподаванию авторских прав в вузах развивающихся стран. В результате, сегодня в университетах разных стран мира насчитывается более 15 кафедр ЮНЕСКО по авторскому праву.
Электронный бюллетень по авторскому праву — единственный в мире юридический журнал по вопросам авторского права, издающийся на шести языках – лишь один из примеров тех средств для преподавания и информирования, которые ЮНЕСКО предоставляет кафедрам по авторскому праву, а также более широкой аудитории адвокатов и экспертов в этой области.
Другая приоритетная задача в этой области – добиться более глубокого понимания общественностью важной роли охраны авторских прав в поощрении творчества. Многие авторитетные специалисты по авторскому праву хорошо помнят, как в своё время «Азбука авторского права» облегчила им понимание принципов авторского права. Такие новаторские подходы, как выпущенный ЮНЕСКО видеофильм, в котором мим Марсель Марсо жестами объясняет, что такое авторские права, также облегчают работу с широкой общественностью.
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Использование цифровых технологий и интернета тоже связано с охраной прав авторов. Процесс копирования сегодня значительно упростился, он позволяет получать копии превосходного качества — как легальные, так и нелегальные…
Расширились возможности как для создания, так и распространения авторских произведений.
Соответственно расцвело и пиратство, которое угрожает индустриям культуры развивающихся стран и стран переходного периода. В целях содействия созданию более юридически гарантированных и благоприятных условий ЮНЕСКО определила борьбу с пиратством в качестве одного из основных направлений деятельности Глобального альянса за культурное разнообразие, который был создан в 2002 г. для объединения усилий государственного, частного и неправительственного секторов и обеспечения устойчивого развития индустрий культуры в развивающихся странах. В качестве примеров эффективных мер по соблюдению авторских прав, можно назвать новаторские проекты с множительным эффектом в области надзора за соблюдением авторских прав, и новые формы кампаний по повышению информированности об авторских правах.
В связи с использованием цифровых технологий особенно актуальной в рамках дискуссий стала проблема хрупкого баланса интересов авторов и широкой общественности в вопросе о доступе к знаниям. ЮНЕСКО не могла оставаться в стороне от этих важных вопросов, входящих в ее компетенцию.
Одна из четырех глав Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству (2003 г.) посвящена «утверждению потребности в справедливой сбалансированности интересов правообладателей и общественных интересов». Вот лишь небольшой перечень тем, которыми сейчас занимается ЮНЕСКО и которые, как ожидается, вызовут отклик мирового сообщества: исключения и ограничения в области охраны авторского права в цифровой среде, информация, являющаяся общественным достоянием, совместное использование охраняемых авторским правом произведений в интернете, права вещательных компаний и свобода выражения мнений.
http://libymax.ru/?p=24836