Журнальный зал

Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Авторский коллектив литературно-фантастического проекта встретился  на  российском фестивале фантастики «РосКон», который проходил в эти дни  в Подмосковье  (31 марта-3 апреля), с организаторами реального научного эксперимента «Марс-500».

«Дорога к Марсу» – ее «прокладывают» 12 российских писателей-фантастов в своем коллективном романе. Они пишут его по принципу литературной игры буриме (по цепочке).  Еще незавершенная эпопея уже претендует на попадание в Книгу рекордов Гиннесса.

С лета прошлого года научный эксперимент  проводится в московском Институте медико-биологических проблем. Интернациональная команда испытателей заключена на 500 дней в замкнутое пространство, имитирующее космический корабль, и выполняет ту программу, которую, по всей видимости, придется выполнить участникам реального полета на Марс – если это когда-либо случится. Как справедливо заметил в интервью «Голосу России» писатель Владимир Васильев, если раньше фантастика опережала науку, предсказывая будущее, то теперь они поменялись местами.

«Наука сегодня шагнула настолько вперед, что перестала быть понятной простому обывателю, — говорит писатель. — В прежние времена Жюль Верн написал о подводной лодке, и эту подводную лодку  мог себе представить, скажем, простой рыбак. А сегодня, если происходят какие-нибудь открытия, даже специалист далеко не всегда может  понять, о чем речь идет. Наука очень сильно опередила представления и объем знаний среднего человека, и угнаться за ней совершенно невозможно».

Вот поэтому встречи с учеными так важны для людей, занимающихся научной фантастикой. Ведь не станет же уважающий себя фантаст создавать романы, например, о жизни на Марсе, о красавице-марсианке Аэлите, как это в свое время сделал прекрасный русский писатель Алексей Толстой. Ведь уже известно, что жизни — в человеческом, обывательском понимании  — на Красной планете нет. Хотя там, как и на Земле, происходит смена времен года, обнаружена вода в состоянии льда. Писатель-фантаст Василий Головачев считает, что только ученые могут подпитать творчество его коллег, которые сегодня испытывают  дефицит идей. В интервью «Голосу России» писатель посетовал:

«К великому сожалению, большинство фантастов, появившихся в XXI веке, эксплуатируют идею «звездных войн». Среди 700 книг в жанре фантастики, которые выходят каждый год в России на русском языке, больше половины — о столкновении землян с чужим разумом. Мне это не нравится: мы летим в космос не для войн. Совсем  другие темы  – черные дыры, темная материя, темная энергия, как родилась вселенная, что будет с ней потом, можем ли мы перемещаться во времени, – как были основными для фантастов, так и остаются».

Научный эксперимент «Марс-500» и развивающийся параллельно литературный проект «Дорога к Марсу» находят искреннюю поддержку у писателя Сергея Лукьяненко, автора популярных романов «Ночной дозор» и «Дневной дозор». В интервью «Голосу России» он сказал:

«Этот проект мне интересен тем, что популяризирует тему космических исследований. В нашей стране всегда был большой интерес к космонавтике, может быть, в последние годы он несколько ушел, но хотелось бы, чтобы по-прежнему молодежи была интересна тема покорения космоса и научных исследований».

Итак, каждую неделю на сайте Google будет выкладываться очередной фрагмент литературного эксперимента «Дорога к Марсу», созданного 12-ю известными российскими фантастами. «Читайте роман, — призывают организаторы проекта. — Во-первых, это будет интересно. А во-вторых, умно. Человечество все ближе к Красной планете, это мы понимаем, это вдохновляет. Но роман поможет понять не только КАК мы там окажемся, не только ЗАЧЕМ мы туда идем, но и ЧТО возьмем с собой. А это, может быть, самое важное».