Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Одним из главных событий уходящего года стала смерть «великого затворника» ХХ века: 27 января на 92-м году жизни умер Джером Дэвид Сэлинджер.

Сэлинджер опубликовал так мало, что мог бы и вовсе остаться незамеченным. Однако же напротив — немногочисленные его произведения (всего-то одна повесть и порядка трех десятков новелл), ставшие достоянием читателей, без преувеличения можно назвать культовыми. Нелегко сыскать людей, которые в подростковом возрасте не отождествляли себя с Холденом Колфилдом из «Над пропастью во ржи».

А уже вполне взрослые маргиналы и чудаки подняли Сэлинджера на щит и сделали своим кумиром. Нетрудно объяснить — почему. На вопрос, может ли нормальный думающий человек не вступать в конфликт с окружающим миром, писатель однозначно отвечал: «Нет, не может». Конфликт же этот (по сути подростковый) может разрешаться по-разному: трагедией, как в рассказе «Хорошо ловится рыбка-бананка», или без смертей и самоубийств — так, как он разрешился у самого Сэлинджера. Этот отказавшийся взрослеть Питер Пэн просто удалился от мира, затворившись в своем доме в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, где благополучно дожил до 91 года.
О его существовании не забывали только потому, что время от времени он все же напоминал о себе. Но напоминал странно — через запреты. Например, запретил экранизацию одного из своих рассказов; не разрешил издавать сборник новелл, составленный из своих старых текстов, опубликованных еще в довоенных журналах (в результате книгу пришлось изъять из продажи). Один писатель попробовал выпустить его биографию, в которую имел неосторожность включить длинную цитату из письма Сэлинджера. Автор «Над пропастью во ржи» немедленно подал в суд и добился запрета на любое, даже частичное, перепечатывание своих писем.

Впрочем его уединение иногда нарушалось. Некая беллетристка Джойс Мейнард, у которой в юности случился с Сэлинджером роман, выпустила мемуары. Так же поступила и родная дочь писателя Маргарет. Обе женщины пытались в своих книгах сказать одно: Сэлинджер не такой, каким вы представляете его себе по образу Холдена Колфилда. И он не ринется никого спасать на краю пропасти.

После смерти писателя оказалось, что его дом завален рукописями. Причем все они маркированы: на одних стоят метки, что данную книгу следует публиковать после смерти автора без редактуры; на других — что после редакторской правки. Теперь вполне можно ожидать целого вала новых текстов легендарного американского прозаика. С этих пор читатели всего мира разделились на два лагеря: одни ждут книг своего кумира, затаив дыхание; вторые относятся ко всему скептически. Раз не публиковал — значит, были на то причины. Значит, не хотел. Вот Набоков завещал уничтожить наброски романа «Лаура и ее оригинал», а сын нарушил авторскую волю отца и все-таки обнародовал текст. Ничего хорошего из этого, как мы помним, не вышло. В России права на издание Сэлинджера принадлежат издательству «Эксмо». О том, ждать ли в ближайшем будущем каких-то новых текстов классика, издатели пока не распространяются.
http://www.izvestia.ru/y2010/article3150131/