Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 27 декабря исполнилось восемьдесят пять лет со дня смерти великого русского поэта Сергея Есенина.

Обстоятельства гибели самого «народного» поэта России двадцатого века до сих пор вызывают вопросы у исследователей. Но Есенин оставил после себя не только загадку смерти, но и литературные тайны. Сергей Есенин умер при загадочных обстоятельствах 27 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». С его смертью закончилась русская национальная поэтическая линия, шедшая от Алексея Кольцова. Завершилась не только по воле поэта. Вместе с исчезновением крестьянства, исчезла настоящая «мужицкая» поэзия. Будущее было за «городскими» поэтами, и они не преминули появиться. Талантливые и гениальные, они вели разговор иначе, нежели деревенские. Их поэтические герои не знали степных раздолий среднерусской полосы и изъяснялись на языке городских улиц и коммуналок.
 
Малая родина Есенина — село Константиново — это не Рязань и не Москва. Хотя есть у поэта городской цикл «Москва кабацкая».
Писатель Варлам Шаламов, прошедший все круги ада советских концлагерей, отмечал, что «всего через три года после смерти поэта популярность его в блатных кругах была очень велика». «Это был единственный поэт, «принятый» и «освященный» блатными, которые вовсе не жалуют стихов. «Сыпь, гармоника», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут» — с ними знаком каждый грамотный блатарь.

«Письмо матери» известно очень хорошо», — написал Шаламов в «Очерках преступного мира: Сергей Есенин и воровской мир». Писатель убежден, что высокий авторитет у блатных Есенин заработал не только своими прямыми высказываниями и признаниями в любви к криминальному миру:

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

«Настроение, отношение, тон целого ряда стихотворений Есенина близки блатному миру», — подмечает Шаламов. Возможно, он им близок своей сентиментальностью и любовью к животным. Самые простые стихотворения из «Москвы кабацкой» воспринимаются ими «как ощущение, синхронное их душе, их подземному быту с проститутками, с мрачными подпольными кутежами». Шаламов замечает, что преступники в 1920-е годы не интересовались ни его стихами о Родине, ни богоборческим «Пантократором». Зато блатные высоко ценили матерщину, вмонтированную Есениным в поэтические строки.

«Нет более русского поэта, чем Сергей Есенин. Как часто мы повторяем фразу «себе любимому», забывая, что это крылатое выражение подарил нам этот гениальный поэт. По делу и без дела мы цитируем многие его строчки: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне», «Не жалею, не зову, не плачу», «Все пройдет, как с белых яблонь дым», «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь» и многие другие.

Исторический факт. К 200-летию со дня рождения Пушкина людей на улице просили назвать три самые запомнившиеся строчки поэта. С большим отрывом победила «Ты жива еще, моя старушка», которая принадлежит Есенину. Это путаница означает, что Пушкин — в головах, а Есенин — в сердцах», — сказал в интервью «Правде. ру» сопредседатель комитета Международной литературной премии имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…», председатель жюри премии, член Союза писателей России поэт Дмитрий Дарин. В комментарии к творчеству Есенина Дмитрий Дарин отметил невероятную музыкальность рязанского самородка.

Его стихи, по общему признанию музыкантов, легко кладутся на музыку самых разных стилей и направлений. Песни на слова Есенина исполняют даже рокеры, не говоря уже о любимых романсах и балладах, которые исполняют буквально все. Так, известная песня «Я московский озорной гуляка» — чистейший рок-н-ролл, говорит Дарин. При этом Есенин не поэт-песенник в чистом виде. У него нет ни одного припева. Музыка — в самих стихах. «До сегодняшнего дня он самый переводимый на иностранные языки русский поэт, хотя, на мой взгляд, меньше всего поддается переводу», — отмечает Дарин. «Трудно поддаются переводу его невероятно обаятельные стихи, за которые его упрекала критика:

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

Вот и вам, и мне все понятно, что хотел выразить поэт, а весьма дружески расположенный к нему критик Львов-Рогачевский упрекал Есенина. Нельзя сказать «крестится рука», а нужно — «креститься рукой», нельзя креститься на известку, надо — только на икону и т. д. Как вы понимаете, это-то и непереводимо, поскольку является нарушением канонов русского языка», — утверждает Дарин.

Ни одного поэта в мире не рекламировали более наглядным образом, чем Сергея Есенина. Как отмечал Шаламов, «посреди разных сексуальных картинок, карт и кладбищенских надгробий» на телах блатарей были вытатуированы есенинские строчки: «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». Или: «Коль гореть, так уж гореть, сгорая, кто сгорел, того не подожжешь», «Ставил я на пиковую даму, а сыграл бубнового туза». «Трагическую смерть Есенина наиболее грамотные воры объясняли тем, что поэт все-таки не был полностью вором, был вроде «порчака», «порченого фраера» — от которого, дескать, можно всего ожидать», — заключает свой очерк о поэте Варлам Шаламов.

От замечательного русского поэта Сергея Есенина остались не одни только чарующие стихи, но и ряд загадок. Некоторые — с явным криминальным оттенком. Так, сама смерть поэта вот уже восемьдесят пять лет не дает покоя исследователям. Утверждается, что Есенин никак не мог проживать в «Англетере», где было обнаружено его тело. Приказ об убийстве Есенина якобы был отдан Троцким и осуществлен руками сотрудников ГПУ. Но поэт оставил нам и литературные тайны.

К столетию со дня рождения С. А. Есенина Институтом мировой литературы имени А. М.Горького Российской академии наук, издательствами «Наука» и «Голос» было издано семитомное Полное собрание сочинений поэта, которое по своему типу было академическим изданием. В предисловии от редакции там, в частности, отмечалось, что «по-прежнему остается неразысканным ряд произведений поэта, существование которых подтверждается документально. Среди них стихотворения «Галки», «Белые скользкие тропы…», ряд писем и др. «. Будем надеяться, что к столетию со дня смерти Есенина поклонники получат доступ к его творчеству в полном объеме.
http://showbiz.memax.com.ua/art/735369/