Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Талантливый драматург и яркий художник-экспрессионист швейцарец Фридрих Дюрренматт как никто другой умел совместить в своих театральных постановках трагедию и комедию. Но сегодня, двадцать лет после его смерти, Дюрренматта все чаще вспоминают как провидца.

Фридрих Дюрренматт (Friedrich Dürrenmatt) так и не получил Нобелевской премии, которую ему многие пророчили при жизни. Однако список его наград и без нее впечатляет: большая литературная премия Шиллера, медаль Бубера-Розенцвейга, а также важнейшая литературная премия Германия – имени Георга Бюхнера. Пик его популярности как писателя пришелся на 60-е годы. Но путь на вершину общественного признания был, как водится, не прост.

Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в швейцарской деревне, в семье протестантского священника. Он не был хорошим учеником, а сам позднее описывал школьные годы  как «самое ужасное время» его жизни. Интересоваться живописью он начал еще в глубоком детстве. Несмотря на художественный талант, Дюрренматт  понял, что свяжет свою жизнь с литературой.


Первым успехам Дюрренматт обязан радио: его радиопостановки имели большой успех, за которым последовали материальные блага и широкое признание. Мировое значение фигуры швейцарца  основано, в первую очередь, на четырех трагикомедиях: «Брак господина Миссисипи» (1952), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962) и «Метеор» (1966). Способствовали его успеху детективный роман «Судья и его палач» (1952) и такие радиопьесы, как «Процесс из-за тени осла» (1951) и «Авария» (1956).
 
Его театральные постановки были неоднозначны: Дюрренматт стремился стимулировать зрителя к собственным суждениям. Он, как и Бертольт Брехт, активно применял «эффект отчуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычные вещи переплетаются, общеизвестные факты ставятся под сомнение и вскрываются глубокие противоречия в обществе. Он вообще считал, что трагикомедия — «единственная драматическая форма, с помощью которой сегодня можно передать трагическое».

Такой была и принесшая ему первый успех пьеса «Визит старой дамы» о возвращении пожилой миллиардерши в родной город. «Старая дама» Клара Цаханассьян привозит с собой гроб для неверного возлюбленного, предавшего ее в дни юности, и перед зрителем разворачивается игра, замешанная на справедливости и мести, человечности и подлости, преступлении и наказании. Мастерски пользуясь разнообразными выразительными возможностями, Дюрренматт сомневался, оспаривал и разрушал системы и структуры. Он беспощадно заставляет свою публику – будь то в театре, при чтении текстов или рассматривании своих картин – смотреть в бездны человеческого существования.

Решивший с приходом известности свои материальные проблемы Дюрренматт свято верил, что деньги не приносят ничего хорошего. Он тонко высмеивал страх потерять материальные блага и в целом «сумасшествие мира». Лучше всего ему удается это в его нетленном произведении «Физики», главные герои которого, ученые, сходят с ума, пытаясь спасти мир от атомной бомбы.

С 2000 года все его творческое наследие можно увидеть в «Centre Dürrenmatt» в Нёвшателе, где писатель прожил многие годы. В центре подземного выставочного зала на открытии висела его картина под названием «Последнее общее собрание Швейцарского банка», на которой изображены банкиры, совершающие коллективное самоубийство. Многие в этом видят предчувствие Дюрренматта недавнего мирового финансового кризиса. Именно поэтому последние годы в Швейцарии особенно любят цитировать его знаменитую фразу из «Физиков»: «История тогда додумана до конца, когда она окончилась самым худшим».
http://germania-online.ru/nc/kultur/kultura-detal/datum////tragikomedija-zhizni-po-djurrenmattu.html