Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Михаил Рощин — писатель, драматург, сценарист — умер 1 октября в Москве. Соболезнования его родным и близким выразил президент России Дмитрий Медведев. Ушёл человек, сделавший для отечественной культуры нечто неоценимое. В годы беспросветного общественного застоя он сумел оградить культуру от застойной духоты. Вместе с подобными себе интеллектуалами от литературы и искусства он поддерживал в культуре свежее дыхание оттепели, которая их сформировала. Его пьесы ставили лучшие режиссеры. Публика шла на спектакли по его пьесам и обнаруживала на сцене себя. Его сюжеты и тексты и сегодня помогают обнаружить себя, если к ним прислушаться.

Он всегда знал, что будет писателем. Никогда не хотел стать ни летчиком, ни моряком. Делал себя сам. Очень рано начал всерьез читать, читал много, запоем, учась писательству. Школа на Таганке, друзья, первая любовь, завод — все шло в копилку памяти, все будет потом описано в повестях и рассказах. В 53-м Рощин поступил в Литературный институт. Он писал много – спокойную, традиционную прозу, но где-то к тридцати годам недовольство миром и собой стало столь острым, что просто честным, правдивым рассказом было не отделаться. Так появилась пьеса – резкая, смешная, сатирическая — «Седьмой подвиг Геракла».
«Он был такой человек, очень принципиальный, строгий и оценки театра, театральных постановок, произведений всегда были очень отчетливы. Он никогда не заискивал», — говорит драматург Александр Гельман.

Театр увлек Рощина свой социальностью. Он умел работать в команде. А его командой были столпы театра — Ефремов, Эфрос, Волчек, Плучек, Товстоногов, а еще целое созвездие актеров. Но трепетно относясь к творчеству товарищей по театральному цеху, он никогда не вмешивался в процесс, но и в нем находил материал для будущих пьес.

«По его пьесам – это исторические романы – о людях, которые действуют в этих пьесах, можно понять, что происходило в стране. Что происходило между людьми. Наши люди замечательные, которые в разных состояниях страны выживают, набирают силы. И есть надежда, что жизнь станет лучше. Вот о чем думал Миша, когда писал честно свои замечательные пьесы», — уверен народный артист РСФСР Валентин Гафт.

Герои Рощина всегда отличались достоверностью, умением истово любить и так же страстно ненавидеть. В девяностые вместе с Алексеем Казанцевым стал издавать журнал «Драматург», с ним же основал Центр драматургии и режиссеры. Случилось так, что Рощин-драматург несколько затмил Рощина-прозаика. Но он всегда продолжал писать повести и рассказы, и его книги, которые, несмотря на немалые в ту пору тиражи, мгновенно расходились, становясь библиографической редкостью.

В его прозе и в его пьесах всегда во главу угла ставился человек – со всеми достоинствами и недостатками. И думал о человеке до последних дней своей яркой жизни.

«Он думал-то о жизни. Он говорил – жить хочется. Он так и сказал: «Жить хочется. Потом сделать еще кое-что надо. Впереди есть, что сделать», — вспоминает народный артист РСФСР Игорь Кваша.

«Такой талантливый человек, пишущий человек, человек, любящий театр, он всю жизнь всегда боролся за жизнь», — говорит народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко.

Самое главное — он знал ответ на вопрос о том, как нужно писать. Ответ звучал так: «Научиться писать можно очень просто, если писать правду».
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=474336&cid=48