Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Современные россияне плохо знакомы с произведениями литературных классиков. Судя по результатам опроса, проведенного по заказу GZT.RU, многие вовсе не слышали о существовании целого ряда шедевров мировой литературы. Впрочем, издатели и продавцы книг стараются не терять оптимизм.

Судя по результатам исследования, проведенного исследовательской компанией Online Market Intelligence (OMI) специально для GZT.RU, классику многие россияне читали только в школе и из-под палки. Так, если поэму Пушкина «Евгений Онегин» так или иначе читали 82% опрошенных, то о существовании «Повестей Белкина», вышедших из-под пера того же автора, более 70% даже не слышали. В похожем положении и Достоевский— многие знакомы с его главным трудом «Преступление и наказание», но 65% ничего не знают о его первом романе «Бедные люди». Еще менее популярен Набоков: его романы «Защита Лужина» и «Лолита»— не пустой звук только для четверти опрошенных россиян.

В онлайн-опросе OMI приняли участие более 2 тыс. человек старше 16 лет, проживающих в крупных городах России. Людям предлагалось выбрать из двух списков знаменитых художественных произведений— о которых они когда-либо слышали и читали (в каждом списке было по 20 названий книг). При этом во второй перечень («для чтения») вошла преимущественно «школьная» литература.

Но еще хуже обстоят дела с зарубежной классикой: например, знаменитую пьесу Шекспира «Гамлет» не читало три четверти опрошенных. Еще меньше людей ознакомилось с одним из самых знаковых произведений ХХ века— романом Сэлинджера «Над пропастью во ржи». В аутсайдерах также «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа-Маркеса, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Красное и черное» Стендаля, «Шагреневая кожа» Бальзака. Практически незнакомо россиянам творчество Байрона и Фицджеральда.

Меньше всего из списка предложенных произведений читали роман-антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», который в прошлом году газета The Times включила в список 60 самых значительных произведений, опубликованных за последние полвека— хотя наверняка большинству известно крылатое выражение, родившееся благодаря этой книге: «Большой Брат следит за тобой».

При этом, согласно данным OMI, более половины опрошенных довольны уровнем своей начитанности и только четверть признает несовершенство своих знаний в области классической литературы. При этом результаты опроса показали, что женщины в целом более начитанны, чем мужчины.

«Кто из героев классической литературы— „лишний человек“, а кто— типичный герой в типичных обстоятельствах, школьники худо-бедно, но заучивают,— говорит гендиректор издательства „Рид групп“ Ирина Федосова.— А вот заинтересованность в классике, судя по всему, стремительно падает».

То, что россияне стали меньше читать, подтверждает и недавнее исследование ВЦИОМ. Так, если в 1996 году ежедневно читали книги 31% опрошенных, то сейчас— уже только 22%. Большинство же сограждан берет в руки книгу редко или лишь от случая к случаю (77%).  
«Ситуация с чтением, конечно, непростая,— соглашается представитель торгового дома книги „Москва“ Мария Ненахова.— Все меньше и меньше молодых людей выбирают книгу как досуг». Главная причина, по ее мнению, в том, что привычка читать не прививается в семье: около 30% семей в России вообще не имеют домашней библиотеки. При этом, по словам Ненаховой, спрос на классическую литературу достаточно стабилен, хотя у книг этой категории небольшая скорость продаж. «Например, ту же „Госпожу Бовари“ покупают одну книгу за два дня. Медленно, но верно в течение всего года,— говорит она.— По-прежнему покупают Пушкина, Лермонтова, Гете, Манна и т.д. Наибольшим интересом пользуются классики XX века: Бродский, Набоков, Платонов, Хармс». Также хорошим спросом пользуются ранее не издававшиеся произведения известных авторов— например, романы Мориса Дрюона или рассказы Бредбери («У нас всегда будет Париж»).

«То есть можно вывести тенденцию— классика продается медленно, но всегда»,— резюмирует Ненахова. В то же время новинки от современных авторов, по ее словам, либо вовсе не продаются, потому что не интересны публике, либо происходит взрыв продаж, который потом постепенно сходит на нет. «Редкое исключение— „Похороните меня за плинтусом“ Санаева: более пяти лет прекрасные продажи. Феномен»,— добавляет она.

Впрочем, надо заметить, что аудитория книжного «Москва» отличается от портрета среднестатистического россиянина: в магазин приходят люди, которые любят читать и 99% из них— люди с высшим образованием и студенты.

Тем не менее участники книжного рынка настроены оптимистично. В онлайн-магазине Ozon.ru, например, отмечают, что год от года спрос на художественную литературу увеличивается — так, в последние три года ежегодный рост продаж переводных художественных произведений составил 40%, а продажи отечественной литературы в 2010 году выросли на 20% по сравнению с 2009 годом. Правда, положительная динамика интернет-продаж книг не обязательно связана с повышением интереса к чтению— скорее речь идет об активизации покупок онлайн.

По словам представителя интернет-магазина Михаила Осина, сегодня растут продажи всех видов книжного товара. К примеру, бизнес-книги продаются практически с таким же успехом, что и художественные. А продажи кулинарных книг по динамике роста даже обогнали эти две категории: в этом году они выросли на 30%.

«Нам трудно говорить за всю Россию, но жаловаться на начитанность наших покупателей не приходится. Если люди покупают книги, значит, они их читают. А судя по позитивной динамике продаж Ozon.ru, читают они немало»,— отмечает Михаил Осин.

По мнению Федосовой из «Рид групп», начитанность россиян в будущем все же должна возрасти— на смену «эре детективов», торжествовавшей в прошлом десятилетии, приходит интерес к современной и классической прозе, классике, как отечественной, так и зарубежной. Свою особую «читательскую касту» сформировали и любители фантастики и фэнтези. Не так плохо, как может показаться на первый взгляд, обстоят дела и с чтением у подрастающего поколения, считает издатель. «Детская литература активно развивается,— констатирует Федосова.— Причем акцент делается как на классиках, так и на новых именах. Возрождается традиция художественного оформления детских книг. Стабилен спрос и на развивающие книги для дошкольников и младших школьников. Так что наш прогноз скорее оптимистичный— просто само понятие „классика“, ясное дело, будет означать нечто другое, нежели сейчас. Но это закономерный ход развития литературы».
http://www.gzt.ru/topnews/business/-rossiyane-vmesto-pushkina-chitayut-kulinarnye-/326583.html