Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Надо же — оказывается, the Next Big Thing, после скандинавов, мирового издательского бизнеса — это...

сюрприз

... русские.

Знаете, какое самое горячее сейчас место действия для авторов детективов? Сталинский СССР.  То, что сейчас наблюдается, — это бум романов, которые можно в жанровом смысле охарактеризовать как сталинский нуар.  Главный герой — не иностранец, а именно советский сыщик, муровец. Авторов — и, что существеннее, читателей — привлекает экзотический хронотоп: тоталитарное общество,в котором любая критика неизбежно грозит тюремным заключением или смертью (Lubyanka Siberia),  где все (якобы) стучат друг на друга.  Параноидальное, герметичное и коррумпированное общество — идеальная среда для нуара. Плюс — повседневная жизнь в сталинском СССР — коммуналки, массовые захоронения.

Краткий гид по «сталинскому нуару» выглядит следующим образом,

«Child 44» Тома Роба — про охоту на серийного убийцу в сталинском СССР — обществе, где официально преступность искоренена.
- Его же, Тома Роба, — The Secret Speech — продолжение «Child 44»  — действие разворачивается уже после смерти Сталина, во времена ХХ съезда. Герой все тот же — сыщик Лев  Демидов

- «The Holy Thief»  Уильяма Райена — тоже про муровца, расследующего преступления в обстановке сталинских чисток.

- «Eye of the Red Tsar» Сэма Истлэнда. Ранее работавший в царской полиции сыщик по имени Пеккала (ну да, да, типично русское имя) ныне сидит в ГУЛАГе. В какой-то момент его все-таки выдергивают из лагеря — искать сокровища царя. Роман об инспекторе Пеккала уже куплен в 14 странах.

«Сталинская Россия — клондайк для писателей-детективщиков», говорит Истлэнд, британский автор, проживающий в Новой Англии и сочиняющий под псевдонимом. «Вся эта эпоха была преступлением против человечности. В этом есть некое извращенное удовольствие — заныривать в эту трясину, кишащую отъявленными мерзавцами. 10 миллионов убийств, разумеется, задокументировать невозможно. От этого вообще ум за разум заходит. Но одним преступлением очень даже можно заняться всерьез».

«Если бы Россия не существовала, то писателям-детективщикам следовало бы ее выдумать» — говорит Мартин Крус Смит, чей седьмой уже роман из серии о сыщике Аркадии Ренко — «Three Stations» —  вышел в минувшем августе.  «Это вот ровно то самое, чему учат на курсах писательского мастерства — где вам рассказывают о Другом, представляющем темную сторону бытия. К России, мне кажется, это имеет самое непосредственное отношение. Нас пугает сама идея России — такой огромной и такой загадочной, абсолютной темной — но при этом иногда освещаемой вспышками великолепия»

«Я не знаю другого такого общества, где столь многие не доверяли бы столь многим — и абсолютно правильно делали.», — говорит Истлэнд. «Тут не  захочешь — а начнешь писать детектив. Сюжет понятен: как честный человек, живущий в стране, которой правят люди нечестные, — как честный человек может жить и работать в такой ситуации».

Ну что — кастинг:  кто кого сыграет в голливудском римейке «Места встречи изменить нельзя»?
http://www.afisha.ru/blogcomments/7284/