Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Вчера исполнилось 120 лет со дня рождения Агаты Кристи — писательницы, чьи книги по тиражам уступают только Библии и пьесам Шекспира.

Агата Мэри Кларисса Мэллоуэн, урожденная Миллер, более известная миру по фамилии, полученной в первом замужестве, — Агата Кристи — появилась на свет ровно 120 лет назад. Начиная с 1930-х годов и до 1970-х она оставалась королевой детектива, которую не смогли сместить с трона ни француз Жорж Сименон, ни Рэймонд Чандлер, ни Дэшил Хэммет и другие авторы американских нуаров, ни кто бы то ни было: она и сегодня, через 35 лет после смерти, когда пик популярности ее романов, казалось бы, давно должен был завершиться, остается третьим по издаваемости автором во всем мире. Причем вторым в этом списке стоит ее соотечественник — Уильям Шекспир, а первым — анонимный автор, многими идентифицируемый как господь бог, поскольку главным бестселлером человечества остается Библия. Личность создателя Библии — загадка, личность Шекспира — тоже, а вот личность Агаты Кристи вполне определенна: правда, сама она обожала решать загадки, чем, собственно, и прославилась. Музыкант, медсестра, фармацевт, затем счастливая жена и мать без литературных амбиций.


По легенде, первый роман «Таинственное происшествие в Стайлзе» она написала на спор с сестрой, и пари, похоже, выиграла. После конфликта с супругом, завершившимся разводом, она исчезла на 11 дней, заставив всю Англию судачить об этом, но после возвращения оставалась вполне благочинной английской леди, со временем превращаясь в эдакую мисс Марпл, которую сама писательница, кстати, ценила значительно выше, чем первого придуманного ей сыщика, эксцентричного бельгийца Эркюля Пуаро. Эти двое — герои шестидесяти с лишним романов Агаты Кристи и двух десятков сборников рассказов.

Вершиной своего творчества сама автор считала роман «Десять негритят», а вот пьесу «Мышеловка», вошедшую в Книгу рекордов Гиннеса как самая долговечная постановка, безжалостно критиковала. Что для нас сегодня Агата Кристи, почему мы — как и миллионы других читателей всех возрастов и национальностей — возвращаемся к ее книгам снова и снова, даже когда разгадка тайны нам хорошо известна? Вероятно, дело не в героях, не в стиле, не в оригинальности интриги, а в универсальной модели: замкнутый мирок, в котором обязательно находится и тот, у кого будет весомый мотив для преступления — всегда совершенного в здравом уме и твердой памяти, и тот, у кого ума и памяти хватит для того, чтобы наказать виновного. Вера в разум, чувство юмора и чутье на справедливость — вот что составляет безупречно моральную основу книг Агаты Кристи, именно поэтому переведенных историей из категории чтива в категорию большой литературы. Так и вышло, что эта британская леди продолжила традицию великих женщин английской литературы, подарившей миру лучшие образцы психологической прозы в романах Джейн Остин, эталон романтизма в книгах сестер Бронте, первый философский хоррор Мэри Шелли, идеальный модернистский роман Вирджинии Вулф — и лучшие детективы всех времен и народов, созданные Агатой Кристи.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=392669&cid=839