Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Вышла книга Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге»

Автор «Охоты на овец», «Дэнс, дэнс, дэнс», «Норвежского леса» Харуки Мураками, если верить его только что переведенной на русский язык автобиографической книге, оказался бегуном со стажем.

В новой книге всего две мысли. Первая: бег — то же самое, что написание художественного произведения. Если бежишь на короткую дистанцию (задумал написать рассказ), нужно максимально выложиться за короткое время. Если на длинную (пишешь роман или повесть) — приготовься запастись дыханием. Трудно сказать, пришло ли на ум это сравнение Мураками само собой или во время очередной дневной пробежки (утром писатель работает, днем бегает, вечером отдыхает).

Профессионально писать и бегать он действительно начал почти одновременно — после того, как выпустил в конце 1970-х первые повести «Слушай песню ветра» и «Пинбол 1973». Именно тогда он решил продать свой бар и полностью посвятить себя литературе.

У такой перемены оказался ряд очевидных преимуществ и два серьезных недостатка. Преимущества состояли в том, что теперь Мураками мог распоряжаться своим временем. Недостатки — в пристрастии к курению и потере физической формы. За письменным столом он выкуривал по три пачки сигарет в день и начал быстро толстеть. В результате писатель решил бегать.

Мураками пишет, что выбрал бег потому, что он не требует никаких особенных условий. Чтобы заниматься плаванием, нужно ехать в бассейн. Чтобы ездить на велосипеде, нужно иметь велосипед и соответствующую экипировку. Чтобы играть в футбол или теннис, нужны партнеры. Для бега не нужно ничего, кроме удобной обуви. И он начал бегать, постепенно увеличивая километраж.

Зануда-японец в деталях описывает, как ему было тяжело, что у него болело, кололо и сводило во время длительных тренировок в Греции, Японии и Америке. Впрочем, он оказался упрямым и со временем смог принять участие в стокилометровом марафоне.

Наконец, вторая мысль, которой отведена примерно четверть книги: писательство — профессия вредная, отдаляющая человека от остальных людей. Писательство «токсично, как мясо рыбы фугу, которое тем вкуснее, чем ближе к ядовитым частям». Ему надо что-то противопоставить. Что это может быть? Разумеется, бег. «Нездоровый дух нуждается в здоровом теле. Я хочу оттянуть момент, когда моей витальности больше не хватит на сопротивление внутреннему яду», — пишет Мураками. И добавляет к бегу еще плавание и велосипед. Теперь его страсть — триатлон.

Однако человеческое тело, даже если приложить максимум усилий к тому, чтобы сделать его сильным и выносливым, несовершенно и быстро стареет. Мураками это чувствует и об этом пишет. А потому, когда сопротивляться времени и литературной интоксикации уже не останется сил, автор просит начертать на его могиле: «Харуки Мураками. Писатель (и бегун). 1949-20**. Во всяком случае, он так и не перешел на шаг».
http://www.izvestia.ru/culture/article3145118/