Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 В России появилась книга «Знакомьтесь — Вернер Херцог». Сборник программных высказываний немецкого режиссера интересен для всех, кто хочет связать свою жизнь с кинематографом.

Как становятся кинорежиссером? Есть несколько вариантов. Учиться профессии в институте — самый стандартный. Можно вырасти из актера или оператора. История знает примеры, когда собственные фильмы начинают снимать кинокритики...

А есть путь Вернера Херцога. Для первых своих картин он зарабатывал деньги — сварщиком в
ночную смену на сталелитейном заводе, контролером на парковке. Только не офисной работой, тем паче — не в кинокомпании. Видимо, тогда он и научился не врать, составляя смету фильма: «Помню, когда «Двадцатый век Фокс» пожелала участвовать в совместном производстве «Носферату: призрак ночи», продюсеры были поражены, узнав, что на сценарий в моем бюджете отводилось ровно два доллара. Все, что мне было нужно, — двести листов бумаги и карандаш».
Три вещи — телефон, пишущая машинка и автомобиль — вот и весь офис Херцога. Монтажная,
совмещенная со спальней. Во времена высоких технологий машинка сменилась компьютером, пришли цифровые кинокамеры. Технический прогресс только облегчает путь в кинематограф, уверен Херцог. Его главный совет для начинающих режиссеров прост, словно яичница на завтрак: «Чтобы снимать, нужно просто не бояться и чувствовать, что ты должен делать свое кино».

Однажды, чтобы доказать, что начинающий режиссер может сделать фильм без денег, он пообещал съесть собственный ботинок. И когда Эррол Моррис (впоследствии режиссер фильмов «Тонкая голубая линия», «Мистер Смерть: взлет и падение Фреда А. Лектора-младшего». — «Известия») не стал ждать милостей от продюсеров и снял дебютный фильм «Врата рая», Херцог в ресторане Беркли сварил ботинок и съел его, запивая пивом: «Каждый мужчина должен время от времени съедать свои ботинки или делать что-нибудь столь же значительное». Кстати, эта экстравагантная выходка помогла найти прокатчиков для дебютанта.

На русский язык книгу Херцога перевели энтузиасты из молодого издательства Rosebud publishing, работающего в сложной нише интеллектуальной кинолитературы. Книга выстроена как запись бесед режиссера со своим соавтором Полом Кронином. Кронин словно выступает в роли любопытного юноши с горящим взором, которого мастер впустил в собственную лабораторию.

Лекцию Херцога «Чувство направления в кино» хорошо бы освоить нашим современным отечественным режиссерам, чьи персонажи вечно уходят направо, а появляются слева. Херцог приводит яркий пример профессионализма в кино: «Учиться надо у таких фильмов, как «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Три армии движутся с трех сторон, встречаются на поле битвы, и абсолютно ясно — кто, куда и откуда наступает».

Центральную часть книги занимает подробный рассказ о том, как в начале 80-х в джунглях Латинской Америки под прицелом индейских племен совершался художественный подвиг — съемки фильма «Фицкарральдо». Читается взахлеб, словно политические детективы Джона Гришэма. Херцог щедро делится своим опытом, ошибками и находками. И творческим счастьем, суть которого — способность увидеть тему там, где другие спокойно пройдут мимо.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Вернер Херцог. Родился в 1942 году. Автор 58 документальных и игровых фильмов, в том числе «Носферату: призрак ночи» (1978), «Войцек» (1979), «Фицкарральдо» (1982), «Баллада о маленьком солдате» (1984), «Пастухи солнца» (1989), «Человек-гризли» (2005), «Встречи на краю света» (2008, номинация на «Оскара»). Обладатель 35 международных кинонаград. Руководитель школы Rogue Film School, студенты которой получают уроки съемок в экстремальных условиях.
http://www.izvestia.ru/culture/article3143722/