Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Вряд ли Льюис Кэрролл носил такой халат, но Александр Гаврилов не сомневается: это был джентльмен эпатажный. Литературный критик, член жюри «Большой книги» и один из основателей магазина «Додо» — в роли автора «Алисы». Большая Зазеркальная партия. На шахматном турнире вместо пешек — Овца, Маргаритка, Морж и еще десятка два кэрролловских героев.

Литературный критик Александр Гаврилов, комментируя необычную шахматную партию, объясняет: «Эта игра, как проявление человеческого духа. Вот, например, когда дети во дворе играют в принцесс и рыцарей, они же не собираются на стратегическое совещание, чтобы сказать: «Так, рыцари ходят перпендикулярно, а принцессы сидят на дереве». Нет ничего такого».

Против Кэрролла в Большой Зазеркальной партии — художник Тэнниэл. Точнее, его коллега-современник Андрей Бондаренко — иллюстратор книг, создатель фирменного стиля издательств «Иностранка» и «Махаон».
Бондаренко признается: «Я никогда не играл с Сашей в шахматы. Во что угодно, но только не в шахматы. Вот поэтому никакой стратегии у меня нет. А какая стратегия может быть в «Алисе»?

Стратегию продумывать, может быть, и не стоит, но вот текст Кэрролла участники должны знать хорошо. И помнить всех — даже эпизодических персонажей.

«Старичок — малоизвестный персонаж. Он из песни Белого Рыцаря, — объясняет участница игры Татьяна, которой по жребию досталась роль Старичка. — Поэтому я каждому Белому рыцарю потихонечку кланяюсь, когда встречаю его на пути. Это был такой несгибаемый персонаж: он сидел на заборе и ни в какую не падал».

Правила этой партии несколько отличаются как от шахмат традиционных, так и от сказочных. Например, здесь никому не будут рубить голову. Ну, а если какую-то из фигур все-таки съедят, у нее все равно есть шанс продолжить игру — если она сумеет убедить судей оставить ее на поле.

Убеждать можно разными способами. Верчение Тушею, Древний Грим, Древняя Грация, Морская и Садовая кадриль — только некоторые из испытаний. Например, Устрице предстоит рисовать Натюр-Морды.

Редкий случай в шахматах: на помощь простой пешке спешат старшие фигуры. Даже ферзь в стороне не остался. Команда сработала слаженно, и судьи — в восторге.

В итоге — ничья. Проигравшим не ушел никто. Участники только жалели, что не сшили наряды. Впрочем, наверстать упущенное можно будет в январе: в день рождения Льюиса Кэрролла решено устроить большую праздничную читку его произведений. В костюмах викторианской эпохи.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=375096&cid=549