Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 В России издается все меньше книг. Ожидаемое повышение цен на типографскую бумагу может привести к удорожанию книг в продаже. Лидеры рынка проводят организационные преобразования, создавая холдинги, куда входят издательские группы, предприятия оптовой и розничной торговли. Не меньшее значение для выживания отрасли имеет поиск свежих идей.

По данным Росстата, в прошлом году падение тиражей книжной продукции составило почти 16%. Устоял только рынок детской литературы, который даже несколько подрос в кризис. Однако здесь в моде ностальгия переиздания и репринты произведений еще советских авторов. Качественно, но откровенно несовременно.

Общее снижение тиражей всей непериодической печати составило 5,8%. В минувшем апреле производство книг и брошюр упало по сравнению с мартом на 15,8%, по отношению к апрелю прошлого года — на 8,3%.

Цены на книги в России росли все последние годы. Причем как рублях, так и в долларах. На конец 2008 года средняя цена по оценкам Роспечати составила $6,3. За кризисный год она выросла в рублях еще, по разным оценкам, на 14-15%.
Кризис не способствует удешевлению продукта, спрос на который становится все менее массовым. В настоящее время следует ожидать нового скачка процентов на 10%. Производители бумаги уведомили контрагентов о повышении с 1 июля цены на их продукцию на 6%-10%. И хотя значительная часть отечественных тиражей по-прежнему печатается за границей, стоит ожидать определенного удорожания книжной продукции.

Еще одна причина удорожания книги — недостаток специализированных каналов сбыта, то есть сетей книжных магазинов. По данным Роспечати, книготорговая система РСФСР в 1989-90 гг. насчитывала почти 8,5 тыс. книжных магазинов, входящих в разные структуры торговли, самой крупной из которых была структура оптовых и розничных предприятий объединений «Союзкнига» и «Роскнига». К 2000-му году количество книжных магазинов в стране упало до 6 тыс., из которых не более 3,5 тыс. сохранили книготорговый профиль.

Как следствие, растет доля книг, продаваемых через супермаркеты и иные торговые центры для товаров повседневного спроса. Доля канала FMCG (книжные продажи в торговых центрах товаров повседневного спроса) по России за прошлый год выросла с 10% до 12%. А там, как известно, за размещение надо платить. И платить немало…

По оценкам экспертов, продажи книг через FMCG повышают конечную цену для покупателя на 20-30%. Кстати, активное развитие сетей супермаркетов оказало позитивное влияние на рост объемов тиражей. Но эта тенденция еще докризисных времен.

Относительно уверенно чувствуют себя те издательские группы, которые успели интегрироваться с книжными торговыми сетями и другими издательствами. Разрушение оптового звена в начале 1990-х годов привело к тому, что функции оптовой торговли книгами оказались распределенными между издательствами, розничными книготорговыми предприятиями и собственно оптовыми фирмами.

«В последние годы путем слияний и поглощений в структурах крупных издательств и издательских групп появляются все новые импринты, которые еще недавно были независимыми издательствами», — признают в Роспечати.

«Наиболее отчетливо проявляется тенденция к концентрации производства в сфере тиражей, — говорится в докладе Роспечати. — Если почти половину всего книгопроизводства по числу названий обеспечивают 100 издательств, то половину суммарного тиража — только 14 компаний».

Активное использование новых каналов распространения крайне необходимо издателям. За прошедший год каналы продажи книг через Интернет выросли на 60%. в 2009 году «Озон» продал 3,7 млн экземпляров книг, что на 27% больше, чем в 2008. На пятки традиционному книгопечатанию наступает электронная книга. Но настоящий бум цифровых книг начнется тогда, когда ридеры получат максимальное распространение у населения.

Набирает популярность и новое направление — создание книжных серий на основе популярных компьютерных игр. Похоже, это единственный способ привлечь к чтению юное поколение, которое книгоиздатели уже проиграли игровой и компьютерной индустрии. В ближайшее время следует ожидать появления на прилавках целых серий новых книг, где развиваются сюжеты наиболее популярных у юношества игр.

Особое место начинают занимать так называемые литературные сериалы, которые уже теряют недавно обретенные «классические» формы. Эраст Фандорин и герои Лукьяненко уступают место на порядок более интерактивным проектам типа «Этногенеза». Стартовавший весной 2009 года проект уже признан одним из наиболее примечательных явлений современной беллетристики. Издатели сериала продвигают как электронные, так и аудиоверсии литературных эпизодов.
http://www.pravda.ru/economics/market/27-06-2010/1038104-news-0/