Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Один из главных литературных кумиров шестидесятых, поэт Андрей Вознесенский, который в последние годы тяжело болел и перенес две операции, скончался во вторник у себя дома, в Переделкино. В пятницу, 4 июня, с Вознесенским можно будет попрощаться в Центральном доме литераторов.

Знамя независимости

Вознесенский был огромной поэтической и политической фигурой, убежден писатель Виктор Ерофеев, вместе с Вознесенским делавший самиздатовский альманах «Метрополь» (1979).

«Его присутствие очень укрепляло нас, еще гаврошей, а он своим авторитетом держал баррикаду. Андрей преобразил русское слово, вывел его из тюрьмы советской», — вспоминает Ерофеев.

По его словам, поэтический и политический облик Вознесенского складывался не только из самих текстов, но и из того, как он читал стихи, отдавая энергию слушателю, и как реагировал на него зал.
«Не зря Хрущев именно в него нацелил свой кулак. Не зря он был символом русской свободы, который выстоял, укрепился духом и всегда был на стороне независимых», — подчеркнул Ерофеев.

«В то время поэты собирали тысячи, десятки тысяч людей. Тогда общество интересовалось, куда оно идет», — сказал Юрий Любимов, худрук Театра на Таганке, сделавший два легендарных спектакля по текстам Вознесенского, с участием Владимира Высоцкого — «Антимиры» (1965) и «Берегите ваши лица» (1970).

Любимов объяснил, что Вознесенский, наряду с Беллой Ахмадулиной, Евгением Евтушенко и другими знаменитыми поэтами тех времен — «людьми очень умными и одаренными» — нес свое мнение, противостоял, а это было очень важно.

Священство атомного века

Писатель и публицист Дмитрий Быков утверждает, что личность Вознесенского имела не меньшее значение, чем его стихи: поэт прожил удивительно чистую и цельную жизнь, что в наш век можно считать чудом.

«Я не могу вспомнить в его поколении человека, которому настолько нечего поставить в вину. Даже на трибуне, когда на него орал Хрущев, он умудрялся разговаривать исключительно достойно, хотя на глазах у всего мира происходила фактически историческая расправа над ним. Это касается и его поведения в 80-е, в 90-е, когда гораздо труднее было сохранить какие-то нравственные ориентиры, потому что они вообще были утрачены. А его нравственный компас по-прежнему оставался безупречен», — сказал Быков.

«Я думаю, что он продолжает религиозную, литургическую традицию, потому что был на это ориентирован благодаря своей священской фамилии — только это священство атомного века», — добавил он.

Писатель Андрей Битов убежден, что в имени и фамилии человека зашифрована его судьба.

«Андрей — имя данное и Вознесенский — имя родовое соединились с самого начала в замечательные слова, в зарево и озарение. А теперь его имя соединится с родовым окончательно, поскольку Вознесенский, безусловно, принадлежит к священническому роду. И это вознесение», — сказал Битов.

Колдовские слова

Андрей Вознесенский прославил свою страну, свою культуру и свой язык, убежден режиссер Марк Захаров, поставивший в «Ленкоме» знаменитый музыкальный спектакль «Юнона и Авось» (1981) на слова Вознесенского.

«Он умел со словами обращаться как-то по-своему, как никто другой — свинчивал, взбивал, колдовал каким-то волшебным образом. Слова становились то угловатыми, то обжигающими, то ласковыми, несли то надежду, то отрицание», — сказал Захаров.

«Он сочинил такие стихи, которые вознесли его на высокую орбиту. Он прошел через опалу, через непонимание, через гонения, через все сложности, которые положено пройти настоящему русскому поэту, и поднялся к высотам поэтического мышления», — добавил режиссер.

Неувядающий букет

Вместе с тем, Вознесенский был известен не только как тончайший поэт, получивший благословение у самого Пастернака, но и как автор популярнейших эстрадных вещей — например, «Миллиона алых роз», написанного Раймондом Паулсом по заказу Любови Дубовцевой с радио «Маяк».

«Он обессмертил свое имя своим творчеством, и в моей душе ниогда не увянет тот миллион роз, который он мне подарил», — призналась Алла Пугачева, добавив, что кончина Вознесенского стала для нее огромной потерей.

Большим ударом смерть Вознесенского стала и для Раймонда Паулса. «Это удар по всей русской культуре. Вознесенский был великим поэтом и настоящим интеллигентом, с ним было приятно общаться и работать, я его очень увжал», — сказал Паулс.

Рок-поэт

Композитор Алексей Рыбников, написавший рок-оперу «Юнона и Авось» по предложению Марка Захарова, утверждает, что Вознесенский в шестидесятые годы был не меньшим кумиром, чем Джон Леннон или Пол Маккартни.

«Он, как и появившиеся тогда «Битлз», был своеобразным рок-поэтому, собиравшим стадионы не меньше, чем битлы», — отметил Рыбников, добавив, что при этом Вознесенский всегда оставался мягким, благородным, интеллигентным человеком.

«Я очень хочу сейчас написать музыку и сделать так, чтобы она прозвучала со стихами Вознесенского», — признался композитор.

Скорбящие импульсы

«Мы писали с Андреем друг другу разные посвящения, и в своем посвящении я писала, что опережу Андрея. Я ошиблась. Человек не может это знать», — сквозь слезы призналась Белла Ахмадулина, добавив, что она соболезнует всем людям, любившим Андрея Вознесенского, и прежде всего — его вдове, Зое Борисовне Богуславской.

«Всем, кто любил и любит Андрея, я посылаю приветствие моей души, внимание, силы ума и сердца и все мои скорбящие импульсы», — сказала Ахмадулина.

Соболезнования в адрес Зои Богуславской поступали от президента РФ Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина, российских парламентариев и общественных деятелей. Слова скорби передавали со всего мира — от Франции до Грузии.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. В 14 лет послал свои стихи Борису Пастернаку, тот пригласил его в гости. Так определилось будущее Вознесенского. Правда, учился он все-таки не в литературном, а в архитектурном институте, окончание которого отметил стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо!..».

Вознесенский начал публиковаться с 1958 года и сразу подвергся резкой критике. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев в запале кричал ему: «Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Однако опала не стала окончательной: в итоге Вознесенский получил возможность не только печататься, но и ездить за границу — во Францию, Германию, Италию, США, где его высоко ценили и много переводили. В ходе поездок Вознесенский познакомился с Артуром Миллером и Мэрилин Монро, Алленом Гинзбергом и Жаном-Полем Сартром, Пабло Пикассо и Мартином Хайдеггером.

В 1964 году вышел сборник «Антимиры», годом позже превращенный в спектакль Театра на Таганке, в 1966 году — «Ахиллесово сердце», затем, в 1970 году — «Тень звука», в 1972 году — «Взгляд», в 1974 году — «Выпусти птицу!», в 1975 году — «Дубовый лист виолончельный», в 1976 году — «Витражных дел мастер», в — 1979 «Соблазн».

В 1979 году Вознесенский принял участие в самиздатовском альманахе «Метрополь».

В начале 80-х поэт начал писать прозу. В 1982 году он опубликовал повесть «О», в 1984 году — книгу «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», в 1987 году — книгу «Ров. Стихи и проза», в 1990 году — «Аксиому самоиска», в 1991 году — «Россiя, Poesia».

В 1968 году появилось первое музыкальное произведение на тексты Вознесенского — «Поэтория» Родиона Щедрина, которую сам композитор определял как «концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра». В 1981 году Алексей Рыбников написал на слова Вознесенского рок-оперу «Юнона и Авось», а Марк Захаров поставил ее в «Ленкоме».

Андрей Вознесенский экспериментировал и в области художественной формы. Он создавал так называемые «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл «Распятие»).

Как признался Юрий Любимов, он до самого последнего момента был полон интереса к жизни.
http://www.rian.ru/culture/20100601/241262434.html