Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Гришковец на своих спектаклях не терпит опозданий и хамства. Припечатает так, что мало не покажется.

В издательстве «Махаон» только что вышла новая книга Гришковца под названием «А.....а»
Она — про Америку. Точки вместо букв — целая концепция. «Потому что Америка неуловима и непонятна», — объясняет автор. Каждый «впишет» буквы сам. Ведь ты,  читатель, хорошо знаешь эту неведомую страну — тебя «так долго учили любить ее запретные плоды». Ты  помнишь первые непаленые джинсы, игру в ковбоев, О.Генри под подушкой и бабушкины страшилки про ку-клукс-клан. О книге и о многом другом писатель рассказал «Комсомолке».   

- Вашу книжку можно прочесть часа за три... А долго ли вы ее писали?

- Замысел был давний. Года два он отстаивался, нужно было накопить материала. А написал за четыре месяца.  Вообще-то книга рассчитана на пару дней неспешного чтения, например, на выходных. Чтобы каждый мог вспомнить, как это было в его жизни. При этом люди моего возраста воспримут эту книгу как миф о временах «холодной войны». Уверен, что будут читать и те, кому сейчас 18 — 20 лет. Там им достаточно материала. Джинсы, Элвис, Монро, ковбои Фенимора Купера и золотоискатели Джека Лондона. Небоскребы, доллары, Манхэттен, Лас-Вегас, атомная бомба, американские унитазы и американская мечта — это такие... уколы в память.
- Разве 18-летний  сможет воспринять как родную историю про джинсы, которые невозможно было достать? Что за нелепость — доставать какую-то несчастную шмотку?

- Над главой про джинсы я сидел очень долго. В мое время их действительно не так трудно было купить, как трудно достать. Но я сместил акцент на то, что не мог их купить. Многим 20-летним и сейчас не по карману настоящие «Ливайс», и они покупают на рынке подделку.

- И слава богу, соблазны придают жизни смысл, если по Уайльду. Но почему вдруг именно Америка?

- По причине нашего сегодняшнего оголтелого патриотизма. Мне хотелось написать книгу, где нет нападок на Америку. И потому что последним ярким художественным высказыванием об Америке была песня «Наутилуса» «Гуд бай, Америка».

- А вы тоже, как и герой книги, там не были?

- Я был в Лос-Анджелесе 8 дней в 2004-м. Ничего не понял. Я находился как будто среди объемных картинок из кино, а прикоснуться ни к чему не удалось.

- В книге вы сравниваете две мечты — американскую и нашу. По-вашему оказывается, что американцы просто тупо хотят денег. Больших денег. А мы чего-то все вокруг да около -БАМ, целина, покорение космоса, «догоним и перегоним». По-вашему, сила Америки  в этой простоте?

- У меня нет ответа  на этот вопрос. Но то, что они сильны, это точно. Но и мы не слабы. Мы запутанные. И все время доказываем, что мы сильны, мы не хуже... А между тем, любой наш режиссер мечтает только об одном — об «Оскаре».  А вовсе не о «Никах» и «Золотых Орфеях»... Когда наш человек делает забегаловку  где-то между Читой и Улан-Удэ, он называет ее «Техас» или «Лас Вегас» и  развешивает фотографии Элвиса Пресли. И в то же время  мой герой сочувствует американцам. У нас, слава богу, Достоевский, Толстой, а у них только мечта.

«ЕЛКИ-ПАЛКИ! Я ТАК ХОТЕЛ БЕКОНА!»

- А с другой стороны, он так вкусно восхищается бытом джеклондоновских персонажей — у них такие клевые винчестеры и кольты, а у нас пожизненно только ржавый топор.

- Да мы все были очарованы. Помните, как герой Лондона на привале доставал сковородку, разводил яичный порошок, поджаривал бекон, рубил замороженную треску для собак, оттаивал снег и наводил себе из муки лепешек? И ел. Варил кофе обязательно. И жевал табак. Елки-палки! Я так хотел бекона! А когда узнал, что бекон — это просто поджаренное соленое сало, я был так разочарован! Помню, были записки Крупской про Ленина. Перед смертью она ему читала Джека Лондона. Это меня с Лениным даже как-то сблизило.

- А у вас есть доллар в кошельке на счастье?

- Есть. И все время кочует из бумажника в бумажник.

- А двухдолларовая купюра считается круче.

- Двухдолларовая была популярна во Вьетнаме среди американских солдат. Столько стоила вьетнамская проститутка — два доллара.

- Ну а личная американская мечта у вас есть?

- Думаю, она есть у всех. Но мы ее стесняемся. Как-то в Кемерове мы с приятелями пили пиво. Много. А бутылки потом отнесли к мусорному баку. А там все время ошивались два бомжа. Для них это был Клондайк! Золотая жила. Они обнялись и потащили это  все на прием стеклотары. У них  был праздник — они сорвали джекпот. Сбылась их американская мечта...

- А у вас был момент, когда вы поняли: вот, сбылась мечта!

- Денежная? В 2000-м я получил премию «Антибукер» за лучшую пьесу. Мне тогда заплатили 12 тысяч долларов. Это были огромные деньги. Я даже прикинул, что смогу прожить на них года три... Но пришлось раздать долги. До этого два года у меня не было денег.

- А подрабатывать литературным негром вам не предлагали?

- Предлагали. Очень известные люди. Давали тысяч пять долларов... Я отказался. Я и сейчас тщательно очищаю свою жизнь от посторонних заработков. Потому что тогда я
буду меньше писать и играть. У меня нет других денег, кроме тех, что мне платят за книжки или спектакли. Мне предлагали войти в ресторанный бизнес в Калининграде. Но нет! Этого делать нельзя.

«ПОШЛИ ВЫ В ИМХО!»

- Евгений, вы топ-блоггер. И при этом свои посты диктуете стенографистке. А книги пишете шариковой ручкой. Ужас!

- Я не пользуюсь Интернетом. Сознательно. У меня нет даже электронной почты. Нет компьютера. Это бережет мне время. Все тексты в ЖЖ (e-grishkovets.livejournal.com. — Ред.) я действительно диктую либо жене, либо помощнице по телефону... А литературные пишу только сам. Только рукой и только дома.

- А смайлы за что не любите? И слово ИМХО?

- Смайлы ничего не выражают. Они превращаются в знаки препинания, а я хочу говорить словом. Когда я пишу «улыбка», видно, что я хотел подчеркнуть ироничный тон.  ИМХО (от англ. «In My Honest Opinion» — «по моему скромному мнению». — Ред.) — это лживо, амбициозно и часто грубо. Поэтому я и придумал высказывание «пошли вы в ИМХО».

- Это делает ваши тексты в ЖЖ очень своеобразными.

- Но у меня нет желания быть оригинальным. Я просто пишу так, как хочу. Я не читаю чужих блогов.

- А новости, а интересные ссылки? Неужели не ходите?

- Не хожу. Мне делают дайджест, и я читаю.

- Все-таки блог для вас необходимая вещь или пижонство?

- Он мне очень помогает. Я выкладываю в ЖЖ сиюминутные впечатления и мысли и расстаюсь с ними, оставляя главное для литературы. Если бы не было ЖЖ, то у меня получилось бы то, что делает «Квартет И». Набор необязательных, занятных, но не связанных композицией сообщений.

- Но вы хотя бы набираете свое имя в поисковике?

- Нет.

- Тогда вы не знаете, как люди на вас реагируют.

- Я решил оставаться на берегу. Столкнись я с хорошими высказываниями обо мне — захочется написать в ответ. И на гневные слова тоже захочется ответить. Если я начну это делать — я утону. Так что лучше этого не знать.

- Выходит, вы не знаете, как обсуждался инцидент в Челябинске во время вашего спектакля «+1», когда вы сделали резкий выговор зрителям, ходившим туда-сюда посреди действия (e-grishkovets.livejournal.com/103831.html)?

- Я даже не знал, что это обсуждалось. Я не уверен, что поступил правильно, но по-другому не умею. Театр — это моя территория. Я делал спектакль восемь лет. И в ситуации откровенного хамства, когда человек мешает не только мне, но и остальным людям, так же купившим билеты, я делаю замечание. Было видно, что этот человек в Челябинске считает себя хозяином жизни. В дорогом костюме, в белой рубашке, вальяжный. Вышел, выпил, вернулся... И еще мне во весь зал: я ходил в туалет. Он был явно пьяный. В театре изволь вести себя как подобает. С этой сцены звучали великие тексты — Шекспир, Чехов. Я не себя в этот момент защищаю.

- А куда смотрит администрация?

- Какая, к черту, администрация! Человека, облеченного властью, проводит сам директор театра. Да и у бабушек на входе свой фейс-контроль: студента не пустят, а этого — пожалуйста. Но есть другие ситуации. Когда молодой семье не с кем оставить ребенка и они берут его на спектакль. Конечно, два часа он не высидит. Это пытка. Ребенку нужно бегать, и он не в кукольный театр пришел. В таких случаях я прошу людей уйти, подарив диск этого спектакля. Им вернут деньги за билет в полном объеме.

- Нормально люди к этому относятся?

- Кто-то обижается. Кто-то сохраняет билет, чтобы прийти по нему в следующий раз.  Это нормально. А если человек идет, опоздав на сорок минут, и на весь зал ругается, что его места в первом ряду заняли, да еще и светит себе фонариком? Ну что это такое?

- Традиции меняются. Это у нас к театру отношение, как к священному. А в Англии зрители в зал еду приносят — чтобы смотреть и есть.

- Это все же исключение. У меня много спектаклей в Лондоне. Там  прекрасная публика. А есть бульварные персонажи, которые хлопают тебя по плечу и полагают, что творческие люди — это такие оторванные от жизни дурачки. Нельзя так относиться к людям искусства. Хотя некоторые мои коллеги сами позволяют такое отношение, когда выступают на корпоративах в банях, ведут свадьбы, дни рождения и юбилеи их банков. Но я-то в бане не выступал. Я вообще корпоративов не веду.

- Вы отказываетесь от таких предложений?

- Да. Я горжусь своей профессией.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Евгений Валерьевич Гришковец родился 17 февраля 1967 года в Кемерове.

После школы поступил на филологический факультет Кемеровского университета. Служил на Тихоокеанском флоте. В 1990 году организовал театр «Ложа», в котором за 7 лет было поставлено 10 спектаклей. В 1998-м переехал в Калининград. Кроме спектаклей, у Гришковца выходят книги и музыкальные альбомы.

Семья: жена Елена, сын Саша (5 лет), две дочери — Наташа (14 лет) и Маша (5 мес).
http://kp.ru/daily/24500/652919/