Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Подготовка к столетию со дня рождения поэта Александра Твардовского идет полным ходом. Торжества в честь одного из крупнейших российских поэтов ХХ века пройдут и на его родине в Смоленске, и в Москве. Человек, который создает образ Твардовского в буквальном смысле слова, — это известный скульптор Владимир Суровцев. Наши корреспонденты побывали в его мастерской.

Владимир Суровцев — автор памятника Александру Твардовскому, который в сентябре появится на Страстном бульваре столицы. Творчество поэта близко скульптору по духу. Тема человека на войне проходит через многие произведения Твардовского. Большинство работ Суровцева посвящено военно-патриотической тематике. Его знаменитый барельеф «Валькирии», символизирующий первую встречу союзных войск в 1945 году, стоит в германском городе Штрела. В Брюсселе, в Королевском музее военной истории, можно увидеть бюст Петра Первого и бюст Кутузова. Всего композиций, посвященных войне, у Суровцева около 30.

Мастерская Владимира Суровцева в Замоскворечье построена на месте бывшей конюшни. Здесь когда-то держал лошадей хозяин московского доходного дома.

- Вот макет, — Владимир Александрович демонстрирует будущий памятник поэту, вылепленный из пластилина. — Работа уже близится к завершению.
Композиция находится сейчас на литейном заводе под Смоленском. Этой осенью ее разместят на Страстном бульваре, неподалеку от редакции журнала «Новый мир».

- Литература для меня особенно значима, — рассказывает Суровцев. — Я сделал памятники Чехову и Цветаевой, мемориальную доску Ахматовой. И когда я получил заказ от Министерства культуры на этот памятник, был благодарен судьбе.

По словам скульптора, масштаб личности писателя огромен. Прежде чем приступить к работе, Суровцев пообщался с сотнями людей, знавшими Твардовского и изучавшими его творчество. А некоторые литераторы, исследователи трудов Твардовского, даже обиделись на Суровцева, потому что он не обратился к ним за помощью.

Но самые важные рекомендации скульптор получил от дочерей Твардовского — Валентины и Ольги.

- Их пожеланий я ждал с некоторым волнением. Но наши встречи проходили на удивление гармонично, без излишней критики, — рассказывает Суровцев. — Хотя работа была непростой. От многого пришлось отказаться, приходилось постоянно что-то корректировать. На моих первоначальных эскизах Твардовский представлен со спущенным чубом. Дочери возразили: «Нет, у отца был открытый лоб, аккуратно зачесанные назад волосы. Он любил ухаживать за собой».

У скульптора было несколько десятков вариантов, где он пытался изобразить Твардовского в молодые годы, сделать акцент на том, что поэт — человек военной эпохи.

- Получался такой Твардовский-Теркин. На тот момент мне казалось, что этот диапазон самый характерный, самый знаковый для него. Я перебирал модели: Твардовский в амуниции, Твардовский в шинели. Глухо застегнутый на все пуговицы или, наоборот, свободный. Но в конечном итоге пришел к пониманию, что Твардовского нужно представить как гражданского человека периода «оттепели», конца 50-х — начала 60-х годов.

Окончательный вариант памятника — стоящая фигура Твардовского. Писатель облачен в свой знаменитый пыльник, его голова немного опущена, руки убраны в карманы.

- Твардовский у меня не смотрит прямо по двум причинам: во-первых, голову я опустил для контакта со зрителем, ведь памятник должен быть «коммуникабелен». Во-вторых, и это, пожалуй, главное: я стремился подчеркнуть цельность характера писателя.

А еще Суровцев сделал акцент на позе Твардовского. В ней соединяются крестьянская крепость и природный аристократизм.

- Это дочери писателя попросили меня более пристально изучить позу поэта. На большинстве фотографий она и противоречива, и гармонична одновременно. И я убедился: с одной стороны, Твардовский был сильным человеком, таким настоящим крестьянским сыном, а с другой — обладал каким-то неуловимым аристократизмом.

- Недавно смотрел передачу о нем. Шла дискуссия о востребованности творчества Твардовского. Многие считают, что его поэзия малоинтересна молодому поколению, что она неактуальна. Поэтому создание памятника — попытка изменить ощущение ненужности того, что уже прошло.
Средства на создание памятника народному поэту Александру Твардовскому аккумулируются Российским фондом мира. Реквизиты:

ИНН — 7704015302
КПП — 770401001
ОГРН — 1037739383219
ОКПО — 00061361
Международный общественный фонд «Российский фонд мира», Вернадское ОСБ 7970 г. Москва
Расчетный счет N 40703810538180133268 в ОАО «Сбербанк России», г. Москва, БИК 044525225, корр. счет 30101810400000000225.
Наименование платежа:
Благотворительное пожертвование на сооружение памятника А. Твардовскому.
НДС не облагается.
Наталия Маргиева
http://www.izvestia.ru/culture/article3142032/