Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Оргкомитет молодой литературной премии «НОС» начал принимать заявки от издательств, творческих союзов, СМИ и литагентств на выдвижение номинантов 2010 года. Как сообщила корреспонденту GZT.RU соучредитель благотворительного фонда Михаила Прохорова Ирина Прохорова, в этом году оргкомитет литературной премии «НОС» надеется собрать до 500 заявок, что вдвое превысит количество прошлогодних участников.

Проект, старт которого год назад был приурочен к 200-летию со дня рождения Н. В.Гоголя, ориентирован на выявление и поддержку новых трендов русской литературы. Название «НОС» расшифровывается как «новая словесность». И хотя ассоциативно премия буквально пропитана гоголевской эстетикой (лауреату вручают бронзовую статуэтку в виде носа майора Ковалева), задача учредителей состоит вовсе не в попытке найти гоголевские мотивы в современной прозе. Напротив, жюри нацелено на поиск новых смыслов, новой социальности, а главное— на поиск новых авторов, которые смогут предложить читателям свежую, оригинальную систему художественных координат и осовременят костную литературную действительность.
Пока трудно понять, увенчаются ли эти планы успехом, но судя по первому «НОСу-2009», победительницей которого стала не самая худшая мастерица пера Лена Элтанг, некоторых успехов добиться организаторам удалось. По крайней мере тот факт, что на первое место вышел сложный, поэтично-барочный псевдодетектив «Каменные клены» об одинокой женщине Саше, предпочитающей общаться с миром посредством записок, говорит о том, что жюри конкурса было действительно открыто для знакомства со смелыми литературными экспериментами.

Что касается организационных особенностей «НОСа», то главное— это открытость процесса принятия решений. Согласно задумке, каждому члену жюри придется публично аргументировать свой выбор в рамках ток-шоу, участвовать в котором будут журналисты, литераторы и представители культурной общественности России. Попросту говоря, план достаточно прост— сделать из литературной премии феерическую полемику, от которой будет весело всем — и номинантам, и членам жюри, и экспертам.

Вообще, как уверяют учредители «НОСа», их мечта— изменить сам формат литературной премии, сделать ее более живой и открытой, вдохновляющей на дискуссию и литературную игру. Причем все это не ради славы или денег, а только ради того, чтобы создать в России некую литературную оранжерею со спецклиматом, в которой будут взращиваться гении пера. Так, редактор «Нового литературного обозрения», соучредитель благотворительного фонда Михаила Прохорова (организатора «НОСа») Ирина Прохорова уверена, что, если сформировать правильную культурную среду, появятся и актуальные произведения, интересные не только стилистическими экспериментами, но и новым видением реальности, выходящим за привычные рамки современной художественной прозы.

Так это будет или нет— покажет время, а пока будущие номинанты дочитывают свои черновики, в сотые разы переписывают начисто безупречные шедевры и торопятся уговорить своих издателей побыстрее отправить их труды в «НОС-2010». Причем последнее условие наиболее важно, так как по уставу конкурса на соискание премии принимают прозаические тексты, написанные на русском языке, которые были впервые опубликованы с 1 июня 2009 года по 31 июля 2010 года в книгах, журналах, газетах или электронных СМИ. Только в отличие от большинства литературных конкурсов для участия в «НОСе» авторы не могут выдвигать свои кандидатуры самостоятельно: заявки должны быть поданы издательствами или СМИ не позднее 31 июля 2010 года.

То есть работа участникам предстоит кропотливая — придется не только писать, сочинять и рожать в муках литературу нового формата, но и пытаться их опубликовать, чтобы произведения могли участвовать в конкурсе. Таким образом, вырисовывается некоторое промежуточное звено между жюри конкурса и соискателями— это издатели, которые играли не последнюю роль в формировании системы художественных координат.

Жюри «НОСа» намерено рассматривать тексты самых разных прозаических направлений— от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы. Причем речь может идти о сборниках рассказов, эссе, повестей и новелл, собраний «сверхкраткой» прозы. Кроме того, это могут быть дилогии, трилогии, сложносоставные циклы (при условии единства авторского замысла), а также межжанровые произведения, находящиеся на стыке фикшн и нон-фикшн.

Стоит отметить, что никаких территориальных ограничений для участников конкурса не предусмотрено: бороться за победу могут жители всех районов России, а также авторы, пишущие на русском языке, но живущие за рубежом.

Отдельного упоминания заслуживает жюри конкурса, в которое входят социолог, историк культуры, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон; литератор, историк, автор девяти книг, редактор журнала «Неприкосновенный запас» Кирилл Кобрин; филолог, критик, историк культуры, с 1996 года живущий и работающий в США Марк Липовецкий; поэт, литературный критик, обозреватель радио «Свобода», лауреат премий Андрея Белого, «Московский счет» и журнала «Знамя» Елена Фанайлова и журналист, политический обозреватель, член Союза журналистов Владислав Толстов.

Итак, время покажет, кого выведет на поверхность «НОС-2010», тем более что ждать осталось не так уж долго. Лонг-лист премии объявят 20 сентября 2010 года, с того же момента начнется онлайн-голосование за приз зрительских симпатий. А 3 ноября на Красноярской ярмарке книжной культуры (КРЯКК) будет обнародован шорт-лист и пройдут публичные чтения произведений финалистов. Ну а самые интересные события «НОСа»— ток-шоу с членами жюри и церемония награждения победителей— состоятся в конце будущего года. Тот, кто останется с «НОСом» в 2010 году, получит награду в размере 700 тыс. рублей, приз зрительских симпатий составит 200 тыс. рублей, а каждого финалиста наградят 40 тыс. рублей.
http://www.gzt.ru/topnews/culture/-nos-nachal-poisk-novoi-slovesnosti-/304473.html