Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Людмила Улицкая родилась 23 февраля 1943 года в г. Давлеканово в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ.
 
Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда ее уволили за перепечатку самиздата в семидесятом году. С тех пор Улицкая по ее собственному утверждению никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке.

Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».

•    Из интервью Людмилы Улицкой  журналу «ЛюМОН», г. Челябинск
"…Я сначала вырастила детей, а потом стала писателем.

…Моя первая книжка вышла, когда мне было 50 лет, и дети как раз в этот период уехали за границу. 10 лет я их дома не видела. Они мне освободили пространство, за что им спасибо. Потом они вернулись, за что им второе спасибо.

…Честно говоря, мне деловые женщины нравятся больше, чем деловые мужчины. И в провинции, и в Москве. Я — член нескольких попечительских советов и иногда имею дело с людьми, которые «дают». Так вот женщины, по-моему, легче, лучше и правильнее дают. За двусмысленность не отвечаю.

…Крайне неприятно признавать, что твое имя — бренд. Это накладывает на меня определенного рода ответственность, скажем: «Подпиши письмо!» или «Посиди в этом попечительском совете, нам твое имя нужно». Я это делаю, когда считаю нужным. Нравится, не нравится — это не вопрос, вопрос в том, принимаю ли я это.

…В последние годы в России появилось очень много литературных премий. К этому относятся по-разному. И многие ругают премии. А я очень радуюсь тому, что они есть. Потому что книги, которые выходят в финал, — это книги, на которые люди — читатели — обращают внимание. …Как человек, прошедший множество раз через всякие награждения и шорт-листы, я точно знаю, что шорт-лист важнее, чем полученная премия. Это означает определенные качество и уровень автора. На последнем этапе, когда дают премию, часто важную роль играют различные случайные обстоятельства: отношения, давление, влияние, потаенная игра. Прежде чем я получила Букеровскую премию, я трижды была в её шорт-листе.

…Слова «толерантность» я избегаю, потому что это одно из тех понятий, которые меняются, варьируются и иногда дико опошляются. Слово «толерантность» сегодня также нельзя произносить, как слова «демократия» или «либерализм», — они покрылись некоторой корой.

…Есть проблема экологии чтения. Об этом я говорю постоянно. Мы смотрим на то, что мы пьем, что мы едим, но редко обращаем внимание на то, что засовываем в свою голову".

До сих пор, Людмила Евгеньевна выражает живейший интерес к дарвинисткой идеологии, говоря "эволюция в биологическом мире мне представляется самым фундаментальным законом"

ПРЕМИИ:
Букеровская премия (2001) — за роман «Казус Кукоцкого»
Премия Большая книга (2007) — за роман «Даниэль Штайн, переводчик»
Литературная премия Гринцане Кавур (2008, Италия) — за роман «Искренне Ваш, Шурик»

ИЗДАННЫЕ КНИГИ:
Сборник пьес "Русское варенье и другое" (2008)
Роман «Даниэль Штайн, переводчик» (2006)
Сказка «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и одинокую Мышь» (2004)
Сказка «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребёнке Равкине» (2004)
Роман «Искренне ваш Шурик» (2003)
Сборник рассказов «Девочки» (2002)
Роман «Казус Кукоцкого» (2001)
Повесть «Весёлые похороны» (1997)
Семейная хроника «Медея и её дети» (1996)
Повесть «Сонечка» (1995)
Сборник рассказов «Бедные родственники»

Улицкая, Л. Е. Бедные, злые, любимые [Текст] : повести, рассказы / Л. Е. Улицкая. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 384 с.

В сборник прозы `Бедные, злые, любимые` Букеровского лауреата 2001 года Людмилы Улицкой вошли ее произведения, написанные в разные годы. Это рассказы, объединенные в циклы `Бедные родственники` и `Девочки`, каждый из которых - блестящий образчик жанра, повесть `Сонечка`, принесшая Л.Улицкой престижные премии и мировую известность, и последняя ее повесть `Веселые похороны`, обозначившая новые пространства в творчестве известной писательницы. Книга дает исчерпывающее представление об Улицкой - рассказчике, глубоком психологе и тонком стилисте.
Улицкая, Л. Е. Веселые похороны [Текст] : повесть / Л. Е. Улицкая. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 192 с.

Действие повести "Веселые похороны" происходит в мастерской умирающего московского художника, давно уже прижившегося в Нью-Йорке. Последние дни его жизни приходятся на жаркий август 91-го года и сопровождаются непрекращающимся аккомпанементом назойливой южноамериканской музыки, несущейся с улицы, и напряженно-драматическими телевизионными трансляциями из Москвы. Герой пытается разрешить сложные и противоречивые отношения с покинутой родиной, с официальным богом, которого ему навязывают, и с той Высшей Силой, присутствие которой он ощущает в мире... Он стремится всех примирить, помочь обрести себя своей внебрачной дочери-подростку, смягчить враждебные и агрессивные чувства и оставить после себя не голое и болезненное место, а область любви... И это ему удается...
Улицкая, Л. Е. Даниэль Штайн, переводчик [Текст] / Л. Е. Улицкая. - М. : Эксмо, 2007. - 528 с.

Мудрая старуха, обитающая среди книг и молчания. Озлобленная коммунистка, доживающая свой век в израильском приюте. Сорокалетняя американка - якобы благополучная, но искалеченная воспоминаниями. Немка, ради искупления вины своего народа работающая в христианской общине под Хайфой. Католическая монахиня, ныне православная попадья, нашедшая себя на Святой Земле. Израильский радикал, неуравновешенный подросток, грустный араб-христианин, специалист по иудаике. Новый роман Людмилы Улицкой - о странствиях духа во мраке мира, о том, как всякий ищет и находит свет вокруг и в себе. О Даниэле Руфайзене - человеке, с чьей жизнью не способна соперничать никакая литература. О человеке, который до последнего дня оставался милосердным солдатом.
Улицкая, Л. Е. Девочки [Текст] : рассказы / Л. Е. Улицкая. - М. : Эксмо, 2002. - 240 с.

Сборник рассказов "Девочки" - попытка заглянуть в мир девочек, в таинственный мир, который захлопывается за нами, как только мы вырастаем.
Улицкая, Л. Е. Детство сорок девять [Текст] : рассказы / Л. Е. Улицкая. - М. : Эксмо, 2003. - 96 с.

Война кончилась, а детство продолжалось. Бедное, но ведь и чудесное, каким и должно быть детство... Чтобы потом сложилась целая жизнь.
Детство 45-53: а завтра будет счастье [Текст] / авт.-сост. Л. Улицкая. - М. : АСТ, 2013. - 538 с. : фото.

Людмила Улицкая стала автором идеи, составителем и соавтором книги "Детство 45-53: а завтра будет счастье", книги воспоминаний о послевоенном детстве 1945-1953. Книга состоит из 17 разделов ("Жизнь города", "Жизнь деревни" и др.), каждый раздел начинается с предисловия Людмилы Улицкой. В сборник также вошли детские воспоминания самой Улицкой, а также мемуарный рассказ писателя Александра Кабакова.
Улицкая, Л. Е. Зеленый шатер [Текст] : роман / Л. Е. Улицкая . - М. : Эксмо, 2011. - 592 с.

"Зеленый шатер" - это роман о любви, о судьбах, о характерах. Это настоящая психологическая проза. Но вместе с тем, новое произведение Улицкой шире этих определений. "Зеленый шатер" звучит широко, нота общей вины, общего несчастья и сияющий зыбкий намек на всеобщее прощение имеет отношение ко всем людям конца двадцатого века. Это роман о том, что настоящая зрелость в нынешней цивилизации почти никогда не достигается, особенно когда на желающую взлететь и развернуть крылья личность надавливает некий груз идейный, властный, свинцовый, кастрирующий.

"Зеленый шатер" - очень серьезная и очень смешная книга.
Улицкая, Л. Е. Искренне ваш Шурик [Текст] : роман / Л. Е. Улицкая. - М. : Эксмо, 2004. - 448 с

Новый роман Людмилы Улицкой "Искренне ваш Шурик", подтвердив ее талант романиста, показал и новизну романной формы, которой никто не ожидал от "генератора сентиментального". Улицкая адаптирует классическую романную форму к современным привычкам "легкого потребления", переводит ее на язык сегодняшней культуры. Иными словами, если ее "женский роман" и "продвинут", то в сторону жанровой архаики. Люди с тонкими чувствами обречены на вымирание, автор их жалеет, но "антисентиментальной" насмешки... практически не скрывает. Сентиментальное редуцируется к биологическому, к волнению гормонов, а не души, и чем сильнее бурлят гормоны, тем спокойнее душа. Улицкая умышленно издевается над собственным ранним сентиментализмом, имеющим корни в XIX веке, а внутри романа последовательно опровергает те чувства, которые сама же и генерирует у читателей, и в этой эмоциональной динамике новизна ее отношения и к персонажам, и к читателям.
Улицкая, Л. Е. Казус Кукоцкого [Текст] : роман / Л. Е. Улицкая. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 448 с.

Большой кусок моей жизни был связан с биологией, но по прихоти судьбы меня вынесло на другой берег. Те годы оставили значительный след в моей жизни. Это тогда мне открылось родство профессии врача с деятельностью жреца или священника, это оттуда и множество сложнейших вопросов: где границы человеческой свободы и где пролегают границы между здоровьем и болезнью, между жизнью и смертью... В романе "Казус Кукоцкого" нет ответов на эти вопросы, но есть размышления на эту тему, внутреннее движение в ту сторону, откуда ответы могут прийти. Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда эти размышления оказываются неизбежными.
Улицкая, Л. Е. Лестница Якова [Текст] : роман : [18+] / Л. Е. Улицкая. - М. : АСТ, 2015. - 732 с.

«Лестница Якова» – это роман-притча, роман-размышление, филигранно выполненный Улицкой в форме нелинейной семейной хроники.

В книге, охватывающей более чем столетний период российской истории, с конца ХIХ века по 2011 год, описаны судьбы шести поколений семьи Осецких. Читателю предстоит погрузиться в текст, в котором причудливо переплетаются эпохи, культуры и мировоззрения. Однако в главном Людмила Улицкая остается верна себе: роман не предлагает однозначных решений, он лишь обращает читателя к тем вечным, универсальным вопросам, на которые каждый из нас пытается отыскать ответ.
Улицкая, Л.  Люди нашего царя [Текст] : рассказы / Л. Улицкая. - М. : ЭКСМО, 2008. - 368 с.

Писатель работает с частным случаем: жизнь дает какой-то повод – и потом рождается сюжет. И однажды автор обнаруживает, что "разбит на тысячи кусков и у каждого куска свой глаз, нос, ухо – в каждом осколке своя картинка". Герои этой книги собраны под одной обложкой единственно волей сочинителя: писательские дочки, обремененные своим происхождением, и девочки из послевоенных бараков, красавицы, которые несут свою красоту как непосильную ношу, и мечтательный слесарь, увлекшийся ни много ни мало учением Штайнера, и чудак Лёня, отец всем детям любимой им женщины…
Улицкая, Л. Е. Медея и ее дети [Текст] : роман / Л. Е. Улицкая. - М. : Эксмо, 2007. - 256 с.

Это вывернутый наизнанку миф о неистовой колхидской царевне Медее, это роман не о страсти, а о тихой любви, не об огненной мести, а о великодушии и милосердии, которые совершаются в тех же самых декорациях на крымском берегу... Но главное для меня - не прикосновение к великому мифу, а попытка создать по мере моих сил и разумения памятник ушедшему поколению, к которому принадлежала моя бабушка и многие мои старшие подруги. Они все уже ушли, но мысленно я часто возвращаюсь к ним, потому что они являли собой, своей жизнью и смертью, высокие образцы душевной стойкости, верности, независимости и человечности. Рядом с ними все делались лучше, и рождалось ощущение, что жизнь не такова, какой видится из окна, а такова, какой мы ее делаем...
Улицкая, Л. Е. Русское варенье и другое [Текст] / Л. Е. Улицкая. - М. : Эксмо, 2008. - 256 с.

В сборнике впервые публикуются пьесы "Русское варенье", "Семеро святых из деревни Брюхо" и "Мой внук Вениамин", написанные Людмилой Улицкой в период с 1988 по 2003 год.
Улицкая, Л. Е. Священный мусор [Текст] : рассказы, эссе : [12+] / Улицкая Л. Е. - М. : Астрель, 2012. - 476 с.

Новая книга Людмилы Улицкой — автобиографическая проза и эссеистика — писалась-собиралась в общей сложности двадцать лет, параллельно с «Сонечкой», «Казусом Кукоцкого», «Даниэлем Штайном …», «Зеленым шатром». Тем интереснее наблюдать, как из «мусора жизни» выплавляется литература и как он становится для автора «священным», и уже невозможно выбросить ничего — ни осколки и черепки прошлого, ни мысли, опыт, знания, догадки, приобретения, утраты… Эта книга — бесстрашная в своей откровенности и доверительности. Улицкая впервые пускает читателя в свой мир, вступает с ним в диалог не только посредством художественных образов, а прямо и доверчиво — глаза в глаза.
Улицкая, Л. Е. Сквозная линия [Текст] : повесть, рассказы / Л. Е. Улицкая. - М. : Эксмо, 2002. - 256 с.

"Как определить ложь? Что это за явление, созданное человеком и сопутствующее ему от рождения до смерти? Во все времена - от Адама и Евы до злодея Яго - ложь оказывается завязкой драмы, причиной страданий и смертей, катализатором истории. Очень часто ложь идет об руку с корыстью. Истории, собранные в книге "Сквозная линия", касаются этой огромной темы, но ложь, о которой здесь пойдет речь, взята в ее самой легкой и безобидной разновидности: ложь для украшения жизни. Героини этой книги - бескорыстные лгуньи. И главный мотив их лжи - недовольство обыденной жизнью, в которой одной не хватает любви плотской, другой любви романтической, и всем значительности и исключительности. Эти выдумщицы и обманщицы всех возрастов - от девочки до старухи - мои друзья, близкие или отдаленные. Самое же в этой книге забавное, что эта книга о лжи - самая правдивая из всех написанных мною книг…"
Улицкая, Л. Е. Сонечка [Текст] : повесть / Л. Е. Улицкая. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 128 с. : ил.

"Россия - самая читающая страна в мире" - этот миф о нашей стране один из самых приятных. Я и сама принадлежу к читающему поколению, с детства научившемуся уходить от реальности, зарываясь в книжные страницы. Чтение для многих людей отчасти заменяло саму жизнь, было не одной из составных ее частей, а, может быть, самой лучшей и значительной. Героиня "Сонечки", как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни - любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения... Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, - и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение... Литература как религия жизни. Российский миф, такой близкий и такой зыбкий. Как любой миф". Людмила Улицкая
Улицкая, Л. Е. Цю-юрихь [Текст] : роман, рассказы / Л. Е. Улицкая. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 368 с.

Писательница Л.Улицкая завоевала признание читателей и на родине, и за рубежом. Ее книги переведены на многие языки мира, она - обладательница престижных премий и лауреат Букеровской премии 2001 года. Проза ее, исповедальная и пронзительная, передает тончайшие нюансы человеческих характеров и отношений. В книгу Людмилы Улицкой вошли рассказы цикла `Межвременье`, в том числе и новые, еще не публиковавшиеся.