Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 В новой книге Андрея Туркова — судьба писателя Александра Твардовского в документах, записках, критических статьях. Книга издана к столетию писателя.

«Это герой, подвиги которого еще предстоит оценить», — так говорит о писателе Твардовском один из самых известных его биографов. Андрей Турков. Новая книга — это судьба литератора через документы, записки на полях и критические отзывы.

Туркову пришлось тысячи писем прочитать — в основном тех, что писали поклонники поэмы «Василий Теркин».

«Много лет спустя, уже в конце 60-х, он получил письмо без точек, без запятых, где было написано так, я помню его почти наизусть: «Дорогой мой А.Т. Я — солдат, прошел Великую Отечественную, читаю ваши произведения, люблю вас, как душу свою». Представляете, с каким чувством он вклеил это письмо в свою тетрадь», — рассказывает биограф Твардовского Андрей Турков.

Хотя «Василий Теркин» писался в военные годы, письма Александру Трифоновичу приходили и десятки лет спустя. «Человек каялся, говорил, «я вам не написал, как Теркин спас меня тогда-то и там-то». И подписался – солдат такой-то, из роты Теркина. Не было такой роты, но вся армия была в известной степени ротой Теркина», — продолжает Андрей Турков.

Ранние произведения Твардовского вызывали неоднозначную реакцию критиков, но успех «Теркина» развеял сомнения, а поэма «Дом у дороги» стала куда более мрачным напоминанием о войне в мирное время.

«Замечательно написал один из критиков, писатель такой был А.М. Дроздов, он даже такой был суховатый человек. И вдруг написал такую фразу: «Сотни тысяч Андреев Сивцовых (это главный герой поэмы) смотрели в эту поэму, как в зеркало своей судьбы», — добавляет Андрей Турков.

Там есть поразительный разговор матери с рожденным в неволе сыном, который, кажется, обречен на смерть. И она почти его оплакивает. И там есть такие слова: «Зачем в недобрый срок зазеленела веточка? Зачем случился ты, сынок? Моя родная деточка?» И к этому женщина написала: «Признайтесь, это не ваши слова, вы их подслушали, это слова материнские».

Лирические стихотворения зрелый, уже получивший неофициальный статус «певца народа» Твардовский тоже посвящал войне. Его даже ругали за это, говорили — пора переходить на мирные темы.

«По радио он прочитал это стихотворение и получил письмо от женщины, у которой погиб сын, и она написала: «Люблю людей, но низко им не кланяюсь, а вам я кланяюсь до земли. Низкий вам поклон от матерей и от погибших наших сыновей». Ведь это вроде как орден — такое письмо получить», — отмечает Андрей Турков.

Еще один подвиг Твардовского — рассвет журнала «Новый мир», редакцию которого писатель возглавлял при Хрущеве, издание стало как бы «голосом оттепели». «Он успел очень много. Он успел «Один день Ивана Денисовича», и по тем временам это казалось невероятным. Когда корректоры читали, они говорили — неужели это будет напечатано? И это было напечатано, это был подвиг журнала, подвиг Твардовского, — убежден Турков. — Не было бы писателя Солженицына».

100-летие со дня рождения Александра Твардовского будет отмечаться 21 июня в Москве и Смоленске. К этому же времени должна выйти и книга.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=357686&cid=460