Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 Мишель Уэльбек (Мишель Тома) – прозаик, поэт, эссеист, лауреат множества премий, в том числе  «Гран-При» в области литературы за роман «Элементарные частицы» (1998). На родине, во Франции,  его называют культовым писателем и «Карлом Марксом секса». Каждая его книга бестселлер. Мишель Уэльбек провоцирует во Франции скандал за скандалом. Авторитетнейший французский журнал «Lire»  откликаясь на выход его книги «Возможность острова» написал об Уэльбеке – «Он вдребезги разнес политкорректное мышление, чтобы дать слово своему поколению и своей эпохе».

М.Уэльбек родился на острове Реюньон владении Франции в Индийском океане. Его отец, проводник в горах, мать – врач-анестезиолог. После рождения сестры родители мало занимались его воспитанием. До шести лет он воспитывался  бабушкой и дедушкой, со стороны матери,   жившими в Алжире. В шесть лет его берет к себе бабушка со стороны отца, активная сторонница коммунистической партии. С ней у Мишеля складываются прекрасные отношения, и именно ее фамилию Уэльбек он выберет впоследствии своим литературным псевдонимом.

В шестнадцать лет Уэльбек открывает для себя произведения Говарда Лавкрафта, творчеству которого он посвятит спустя почти двадцать лет отдельную книгу. В 1975 году он поступает в Национальный агрономический институт Париж-Гриньон. Уже там начинаются его первые литературные изыскания – он создает просуществовавший недолго литературный журнал «Карамазов», для которого пишет несколько поэм, и предпринимает постановку любительского фильма. В 1978 году Уэльбек получает диплом по специальности «Экология и охрана окружающей среды». На этом он не останавливается и поступает в Национальную высшую школу имени Луи Люмьера на отделение кинематографии, которую заканчивает в 1981 году.

Далее в жизни Уэльбека наступает период безработицы и происходит разрыв с женой. Все это вызывает у него глубокую депрессию. С 1983 года Уэльбек работает в Париже системным администратором, потом некоторое время в Министерстве сельского хозяйства этот период его жизни, найдет отражение в его дебютном романе «Расширение пространства борьбы».

Литературную деятельность Мишель Уэльбек начинает с написания стихов и эссе. В 1991 году публикуются его первые книги – сборник эссе «Остаться живым», посвященный фигуре поэта в современном мире, и исследование о творчестве американского писателя, классика литературы ужасов, Говарда Филлипса  Лавкрафта «Лавкрафт против человечества, против прогресса». Годом позже появляется поэтический сборник «Погоня за счастьем». Его первые произведения остаются незамеченными.

Известность к Мишелю Уэльбеку приходит вместе с выходом его первого романа «Расширение пространства борьбы» (1994), в котором он ставит под сомнение либеральные достижения западного общества. Главным объектом критики становиться сексуальная свобода, на практике оборачивающаяся, по мнению писателя, очередной ловушкой для современного человека.     Главная идея, сформулированная  автором в его первом романе «Расширение пространства борьбы» это то что – Свободы нет. Все что принято называть свободой, ею вовсе не является и в большинстве случаев оборачивается рабством. Социум навязывает нам «норму», и все то, что называется демократией и сексуальной свободой, на деле является тисками, заставляющими жить нас по законам определенной иерархии. Таких иерархий две, Первая мужская, основана на деньгах, власти и страхе. Вторая, женская, основанная на сексе. И та, и другая давит нас, словно слизняков, с рекламных плакатов, с экранов телевизоров, в офисе и дома. Чтобы удержать человека в своей власти, обе иерархии придумали иллюзорный термин «индивидуальность», которая и выражается соответственно – в сексе и в способности сделать успешную карьеру. Индивидуализм порождает потребление без разбора и конкуренцию: биологическую и экономическую. Осознав отсутствие своей так называемой индивидуальности, современный западный человек впадает в глубокую депрессию. Почему? Потому что, совершенно  утратил связь с природой, разучился любить и забыл, что женские гениталии предназначены, главным образом, для продолжения рода. Люди хотят исключительно секса, забыв,  что на свете есть еще нежность и сострадание.

Герой Уэльбека,  суммируя свой личный горький опыт, задается вопросом: что есть экономический либерализм и сексуальная свобода – истинные блага или навязанные правила игры.      
Доминик Ногез пишет о романе Уэльбека:  ««Расширение пространства борьбы», его первый роман, продолжает другими средствами творчество моралиста (сурового) и «Бодлера супермаркетов». Он добавляет к этому точность своих портретов и остроту анализа, – который превращается в настоящую теорию функционирования общества – и любопытную смесь ярости и невозмутимости тона. Какой тон? Поверьте, в нем есть все. Красивого слова юмор, даже приправленного прилагательным «черный», недостаточно, чтобы его описать.

Конечно, есть и пасмурность, и даже мрачность в этой очень современной истории. Мы поочередно присутствуем при проводах на пенсию, при смерти от инфаркта  в магазине, попытке убийства при выходе с дискотеки, при автокатастрофе с летальным исходом, при вынужденной эвтаназии и нервной депрессии. Но все это почти,  безусловно, выше, чем остальное, и приправлено очень интересными отрывками из одноактной пьесы или «рассказов о животных» в жанре «Диалог шимпанзе и аиста», которые, смягчая черноту, делают ее даже привлекательной – вы читаете его с улыбкой. Если мы говорим о юморе, а мы о нем и говорим, то необходимо уточнить его оттенок. Мишель Уэльбек изобрел  серый юмор. «Серый» удачно подходит для определения социологической тональности книги.
Своей особой манерой, расслабленной и спокойной, в которой эйфорию сменяет разочарование, а нежность – злоба, и приправленной острым небанальным юмором, он вводит новый тон в литературу и притягивает внимание к произведению поэта-моралиста, о котором мы,  безусловно, не перестаем слышать».

«Расширение пространства борьбы», в отличие от других романов автора, отнюдь не рассчитано на эпатаж. Более всего он напоминает современного Мопассана или Бальзака, то бишь исконный французский психологический  натурализм. Не прочитав его, можно было бы оставаться в уверенности, что Уэльбек – работающий на публику скандалист, эротоман и фанфарон. Но это не так. Изящный бунт Уэльбека намного более действенен, нежели иные попытки леворадикалов.

Основные идеи «Расширения пространства борьбы» впоследствии успешно перекочуют и в другие  произведения писателя. По сути все они посвящены развенчанию всех возможных стереотипов свободы; от диктуемой государством свободы потребителя в супермаркете до якобы альтернативных идей шестидесятнического мэйнстрима ( досл. основное течение- массовая тенденция в культуре) с обязательным «фриловом» свободной любовью  и слиянием с природой, оборачивающимся скукой  и похотью.

Так в романе «элементарные частицы» писатель анализирует путь, проделанный западным обществом, начиная с сексуальной революции 60-х, и приходит к неутешительному выводу – человечество обречено. Эта книга приносит французскому автору  всемирную славу и государственную премию «Гран при» по литературе.

Последний на сегодня роман Уэльбека «Возможность острова» 2005 года завоевал литературную премию «Интералье». По мотивам своей книги Уэльбек поставил одноименный художественный фильм. Картина, премьера которой состоялась в августе 2008 года в рамках кинофестиваля в Локарно, не вызвала энтузиазма у критиков и удостоилась разгромных рецензий.
Мишель Уэльбек покинул Францию в конце 1990-х годов (возможно не последнюю роль в этом решении сыграли судебное преследование и угрозы со стороны представителей мусульманской общины), жил в Ирландии, затем в Испании. В настоящее время Уэльбек признан одним из самых известных в мире французских писателей.

Доминик Ногез в книге  «Уэльбек как он есть» пишет: «Он и философ, и романист, и поэт. Не стоит видеть в его рассуждениях о групповом сексе или клонировании провокацию, а в его высказываниях относительно ислама – намеренное издевательство или нетерпимость расиста. Из его многочисленных метких замечаний, порицаний, долгих размышлений вытекает следующее: 1) людям необходима религия (то есть, следуя этимологии, связь, система убеждений и поведения, которые гарантируют гармонию между людьми);  2) среди распространенных религий, если не затрагивать сам вопрос существования Бога, у него вызывают большой интерес – в порядке убывания – буддизм, католичество (которое рассматривается как политеизм с его святыми и Девой Марией) и, в самом низу списка среди прочих монотеистических религий, - ислам, который у него слишком сильно ассоциируется с определенной жестокостью в поведении; 3) все открыто: нужно исследовать и сравнивать традиционные религии и даже недавно появившиеся секты – хотя еще лучше придумать какую-нибудь новую».

И далее «С тех пор как Мишель добился успеха, его воспринимают в основном как памфлетиста, политического деятеля, шутника, проповедника, изрыгателя проклятий, провокатора – как кого угодно, только не писателя. Его не читают. Его книги просматривают (как, впрочем, и книги других современных инакомыслящих литераторов), заостряя внимание на пикантных фрагментах, отрывочных фразах, То есть на том,  что может дать повод для громкого скандала, а еще лучше – судебного процесса…» «…Вот кем мне представляется Мишель Уэльбек: человеком «посреди мира», который глядит вдаль. Не реакционером: реагирующим».
 
Уэльбек, М.  Возможность острова [Текст] : роман / М. Уэльбек. - М. : Иностранка, 2006. - 475 с. - (За иллюминатором).

"Возможность острова" - новый роман автора мировых бестселлеров "Элементарные частицы" и "Платформа". Эта книга, прежде всего, о любви. Сам Уэльбек, получивший за нее премию "Интералье" (2005), считает ее лучшим из всего им написанного. Заявив в одном из интервью, что он "не рассказчик историй", Уэльбек, тем не менее, рассказывает здесь, в свойственной ему ироничной манере, множество нетривиальных историй, сплетающихся в захватывающий сюжет: о тоталитарных сектах, о шоу-бизнесе и о судьбе далеких потомков человечества, на которую проецируются наши сегодняшние эмоции и поступки. Установив своеобразный телемост между прошлым и будущим, Уэльбек переворачивает современные представления об устройстве мира.
Уэльбек, М.  Карта и территория [Текст] : роман : [16+] / М. Уэльбек. - М. : Астрель : CORPUS, 2013. - 480 с.

Французский прозаик и поэт Мишель Уэльбек - один из самых знаменитых сегодня писателей планеты. Каждая его книга - бестселлер. После нашумевших "Элементарных частиц" он выпустил романы "Платформа", "Возможность острова", многочисленные эссе и сборники стихов. Его новый роман "Карта и территория" - это драма современного мира, из которого постепенно вытесняется человек. Рядом с вымышленным героем - художником Джедом Мартеном - Уэльбек изобразил и самого себя, впервые приоткрыв для читателя свою жизнь. История Джеда - его любви, творчества, отношений с отцом - могла бы быть историей самого автора, удостоенного за "Карту и территорию" Гонкуровской премии 2010 года.
Уэльбек, М.  Лансароте [Текст] : повесть / М. Уэльбек. - М. : Иностранка, 2007. - 112 с.

Мишель Уэльбек (род. 1958) - поэт, эссеист, прозаик, самый полемичный и самый продаваемый во Франции и в Европе автор. На родине его называют культовым писателем и `Карлом Марксом секса`. Каждая его книга - бестселлер. Лансароте - остров в сердце мира... Туда не стоит ехать ни любителям культурного отдыха, ни поклонникам зеленого туризма. Там лунный пейзаж, называемый турагентствами `марсианским`, и соблазняющие друг друга любопытные образчики человеческой породы.
Уэльбек, М.  Платформа [Текст] : роман / М. Уэльбек. - М. : Иностранка, 2008. - 464 с. - ((The Best of Иностранка)).

Мишель Уэльбек (род. 1958) - поэт, эссеист, прозаик, самый полемичный и самый продаваемый во Франции и в Европе автор. На родине его называют культовым писателем и "Карлом Марксом секса". Каждая его книга - бестселлер. Роман "Элементарные частицы" (Les particules elementaires, 1998), переведенный на 26 языков мира, номинировался на Гонкуровскую премию и удостоен "Гран-при" в области литературы и престижной Дублинской премии. Роман "Платформа" (Plateforme, 2001) получил приз Парижского кинофестиваля 2002 г. "Кинороман" (Cine Roman), присуждаемый за лучшее литературное произведение, на которое следует обратить внимание ведущим кинорежиссерам с целью его экранизации.
Уэльбек, М.  Покорность [Текст] : роман : [18+] / М. Уэльбек. - М. : АСТ : CORPUS, 2016. - 352 с.

Блестящий и непредсказуемый Мишель Уэльбек — один из самых знаменитых писателей планеты, автор мировых бестселлеров "Элементарные частицы", "Платформа", "Возможность острова", "Карта и территория" (Гонкуровская премия 2010 года). Его новый роман "Покорность" по роковому совпадению попал на прилавки в день кровавого теракта в журнале "Шарли Эбдо", посвятившем номер выходу этой книги. "Покорность" повествует о крахе в недалеком будущем современной политической системы Франции. Сам Уэльбек определил жанр своего романа как "политическую фантастику". Действие разворачивается в 2022 году. К власти демократическим путем приходит президент мусульманин, страна начинает на глазах меняться. Одинокий интеллектуал по имени Франсуа, поглощенный наукой, университетскими интригами и поиском временных подруг, неожиданно обнаруживает, что его мир рушится, как карточный домик.

Уэльбек, М.  Расширение пространства борьбы [Текст] : роман / М. Уэльбек. - М. : Иностранка, 2008. - 207 с.

Роман "Расширение пространства борьбы" (1994 г.) - первая книга Мишеля Уэльбека, сделавшая его знаменитым. Экономический либерализм, сексуальная свобода: что это - истинные блага или навязанные правила игры? Таким вопросом задается герой романа, суммируя собственный горький жизненный опыт.
Уэльбек, М.  Человечество, стадия 2 [Текст] : сб. : [16+] / М. Уэльбек. - М. : Иностранка, 2011. - 352 с. - (The Best of Иностранка).

В книгу "Человечество, стадия 2" вошли статьи, эссе и интервью Мишеля Уэльбека за последние полтора десятка лет. Некоторые из них уже были опубликованы в сборнике, вышедшем на русском языке под названием "Мир как супермаркет". Это, например, блестящее эссе о Жаке Превере и замечательная статья о немом кино. Однако тексты, появившиеся в последние годы, не менее ярки и интересны. Мнение автора у одних вызовет одобрение, у других - желание спорить, но никого не оставит равнодушным. В этом, как отмечают критики, и состоит "фирменный стиль" Уэльбека.
Уэльбек, М.  Элементарные частицы [Текст] : роман / М. Уэльбек. - М. : Иностранка, 2009. - 528 с. - ((The Best of Иностранка)).

Главный герой романа, французский ученый, одинокий и несчастный, добивается кардинальных изменений в биологии человека как вида, в результате чего приходит новое поколение счастливых и без устали ублажающих друг друга людей. Как это произошло и что из этого вышло, предстоит узнать читателю.