29 апреля в Городском центре истории новосибирской книги прошёл круглый стол «Герой в современной литературе». Организаторами акции выступили всероссийская литпремия «Гипертекст» и «Литературная газета».
Мероприятие посетили поэты Андрей Жданов и Сергей Москвитин, прозаики Сергей Петунин и Игорь Корниенко, бард Алексей Грачёв. Литературный Академгородок представили Егор Плитченко, Лариса Подистова, Аркадий Константинов, Татьяна Косяева.
Ведущий встречи, известный новосибирский поэт и журналист Юрий Татаренко отметил:
– Последние четверть века наблюдается парадоксальная ситуация: герой современной литературы – не наш современник. Вспомним такие известные романы, как «Лавр» Водолазкина, «Каменный мост» Терехова, «Зулейха открывает глаза» Яхиной, «Женщины Лазаря» Степновой, «Ненастье» Иванова, «Похороните меня за плинтусом» Санаева, «Обитель» Прилепина, «Зимняя дорога» Юзефовича, «Душа моя Павел» Варламова, «1993» Шаргунова, – в них исследуется прошлое. Прозы о дне сегодняшнем катастрофически мало: это «Вольнодумцы» Замшева, «Тойота-креста» Тарковского, «Земля» Елизарова, «Немцы» Терехова, «Русская зима» Сенчина, «Патриот» Рубанова, «Ополченский романс» Прилепина, «Дети декабря» Беседина. Ряд писателей увлеклись сотрудничеством с серией «ЖЗЛ». Книги Михаила Бару – талантливое описание российской глубинки глазами путешественника. Неужели мы так и не дождемся нового Павки Корчагина или Григория Мелехова?
Руководитель премии «Гипертекст», московский поэт Александр Чистяков добавил в список мощных текстов о новейшем времени еще несколько названий.
– Роман молодого уфимца Камиля Гремио о Донбассе «Расчеловечивание» недавно получила премию Дельвига. Время этого романа еще не пришло. Сейчас более востребован победоносный тип мышления Александра Проханова. Ещё один по сути антивоенный автор и триумфатор премии Дельвига – Тамерлан Татдаев, пишущий об ужасах войны в Грузии в 2008 году скупым мужским языком. У Андрея Лисина – качественная короткая военная проза. Не могу не назвать и сборник военных рассказов Н.Ф.Иванова «Женский пляж».
Новым героем современной прозы Чистяков также назвал Швабрина, от лица которого написан роман В.Дьяченко «Дневник унтер-офицера» – «человека чести, сражающегося за свою любовь к дочери капитана Миронова».
Молодой новосибирский прозаик Сергей Петунин заявил:
–Герой это тот, кто не подстраивается под среду, а пытается менять ее, влиять на нее. На эту тему сильные книги – «Пробуждение» Тимофеева и «Библиотекарь» Елизарова. А вот любимый многими литературный персонаж Эраст Фандорин – никакой не герой, он не осмысляет реальность, а находится «на своей волне».
И. о. главного редактора журнала «Сибирские огни», критик Михаил Хлебников высказался о связи писателя с читателем.
– Если в 90-е жизнь кипела вокруг вышедших книг и статей, то сегодня роль литературы в обществе резко снижается. Современному писателю трудно уловить дух времени. Поэтому он описывает узкий круг – себя и своих знакомых. В тренде – автофикшен. Но зачем это читателю, не понимающему, в чем уникальность писательского жизненного опыта? Хотя ситуация может измениться в лучшую сторону, ведь СВО – возможность вернуться в большую историю, сшить наше общество!
Коллега Хлебникова, редактор отдела прозы «Сибогней» Лариса Подистова продолжила:
– В редакционной почте – наплыв текстов о 90-х. В них описаны как успешные, так и незаметные, неудачливые люди. Общее у них всех – сбитые ориентиры. Героями современных произведений стали те, кого заставили стыдиться, что они граждане СССР…
Глава фонда «Сибирский писатель» представил только что вышедший сборник участников крупного проекта художественного перевода «Арчилан» – молодых авторов со всей Сибири, от Горного Алтая до Якутии.
– Герою современной литературы мешает сформироваться экзистенциальный вакуум. Но запрос на появление в текстах мощного лидера, незаурядную, глубокую личность – есть. Один из путей решения проблемы – обращение к национальным литературам и новым переводам эпоса.
О том, что Россия теряет читателей, посетовал Игорь Корниенко, лауреат Шукшинской премии:
– Я очень часто выступаю перед молодежью. И давно заметил: подросткам не нужен книжный герой, им нужен пастырь. Его, к примеру, легко встретить в сериалах – в том же «Слове пацана». И это тревожный симптом.
Для Юрия Татаренко тема героя – животрепещущая. В начале 2000-х он написал три пьесы о харизматичных лидерах – Ермаке, Маяковском и журналисте Косте, выступившим против строительства мусоросжигающего завода в местах боевой славы под Ленинградом. В этом году новосибирец издал сборник сказок о бесстрашных защитниках леса – соболе Тёме и его друзьях.
Завершая обмен мнениями, Юрий Татаренко вновь задался вопросами:
– Для чего вообще нужен герой в литературе? Чтобы читателю было «делать жизнь с кого»? Чтобы испытать «ностальгию по подвигу»? Очевидно, что подлинный герой тот, кто проходит инициацию, становление. И те же Саша Савельев, Зулейха, Артём Горяинов ее прошли. Но героями нашей жизни, героями нашего времени не стали. Почему? Адресую этот вопрос не к авторам, не к критикам – а к читателям.