Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Вышла графическая энциклопедия о Викторе Цое и группе «Кино»

Авторы книги «Цой. История рок-звезды в буквах и картинках» Денис Бояринов и Маша Шишова говорят о Викторе Цое языком и учебника истории, и графического романа. С изданием ознакомился Игорь Гаврилов.


Подзаголовок «История рок-звезды в буквах и картинках» сразу определяет аудиторию новой книги. Это первый эксперимент такого рода. Несмотря на то что издано много биографических книжек о Цое, много мемуаров его современников и трудов с акцентом на иллюстративный ряд, несмотря на то что напечатаны выдуманные истории о том, что было бы, если бы Цой не попал в автокатастрофу в Латвии, книги, адресованной юношеству, еще не было, и в этом безусловное новаторство книги Дениса Бояринова и Маши Шишовой «Цой».


Основа книги — иллюстрации. Маша Шишова, замечательный портретист, а также скульптор и керамист с особенным чувством формы, определяет целевую аудиторию «Цоя» как «не супермаленькие дети». Для художницы это первый большой опыт в книжной иллюстрации. Причем жанр книги она считает близким скорее к азбуке, нежели к графическому роману или комиксу.


Правда, организация материала в книге на азбуку не похожа. Это короткие истории, описывающие персонажа, объект, понятие или событие из «мира Цоя», расположенные не в хронологическом порядке, а вразброс, таким образом, что читать или листать ее можно с любого места. А если хочется найти закономерность в расположении текстов и изображений, можно обратиться к открывающей книгу схеме, которая похожа на настольную игру или карту метро.


Маша Шишова — не поклонник «Кино» до мозга костей, свое представление о группе «Кино» и ее музыке она дополнила большим количеством новой для себя информации прямо по ходу работы. Например, тот факт, что после Марьяны Цой у лидера группы была еще одна любимая женщина, Наталья Разлогова, был для нее откровением, и он настолько поразил художницу, что она создала целую главу «Шуба из чернобурки», повествующую о дорогом подарке, который сделал Разлоговой Виктор Цой. Для фаната «Кино» это, возможно, второстепенный, «таблоидный» факт, а для девушки, пишущей свою историю «Кино», он оказался важным.


Всегда интересно найти новый угол зрения на явление, которое всем вроде бы хорошо знакомо. Примеры — недавние труды о женщинах в жизни The Beatles или о The Beatles сквозь призму биографии их ассистента (“Ъ” подробно писал об этих книгах).


«Цой. История рок-звезды в буквах и картинках» — это поиск языка для разговора с теми, кто вообще ничего не знает об артисте, о его музыке и эпохе, в которую он жил.


Здесь «не фанатский» взгляд Шишовой по-своему полезен, при этом ее иллюстрации используют весь ряд знаков и артефактов, свойственный этому «миру Цоя». Многие детали перекликаются и с выставкой «Виктор Цой. Путь героя», и с концертной программой «Кино 2020», и с серией переизданий альбомов «Кино», которой занималась компания Mashina Records. Книга вписывается в ряд проектов, одобренных группой «Кино» и наследниками Виктора Цоя, и, в отличие от фильмов «Лето» Кирилла Серебренникова и «Цой» Алексея Учителя, не отступает от канона. Легко представить себе это издание на столике с сувенирной продукцией на концерте сегодняшнего «Кино», рядом с футболками и виниловыми пластинками.


За тексты в книжке отвечал музыкальный журналист Денис Бояринов, многолетний автор и редактор различных изданий, от «ОМ» до Colta.ru. Его тексты существуют на равных с картинками Маши Шишовой. Здесь хочется избежать термина «иллюстрации», потому что иллюстрации обычно — нечто сопутствующее тексту, а здесь и «статьи» в духе парфеновских «Намедни», и картинки живут полноценной жизнью и помогают друг другу.


Перед Бояриновым, однако, стояла сложная задача. Во-первых, ему нужно было сознательно упростить свой музыковедческий язык, сделать его доступным для подростков. «Эта книга — графическая энциклопедия, где история Виктора Цоя, группы "Кино" и бурной эпохи, в которую они появились, представлена лаконично и наглядно»,— пишет журналист.


Но еще сложнее объяснить читателям понятия, с которыми они не знакомы. Если шубу из чернобурки или олимпийский огонь они еще в силах себе представить, то такие понятия, как «цензура», «тунеядство», «перестройка» или «черный список», на первый взгляд, объяснить сложнее, ведь люди, родившиеся в пост-СССР, их не застали. Денис Бояринов описывает их как бы издалека, из временного отрезка, на котором эти понятия остались в прошлом и требуют разъяснений. Хотя при желании он легко мог бы воспользоваться стенограммами сегодняшних интернет-дискуссий и телепередач. Там часто затрагивают эти темы, и Виктор Цой сильно удивился бы, узнав, что с «переменами» все в конце концов оказалось не так, как он думал. Хотя на страницах книги Цой о реформах в СССР говорит несколько амбивалентно: «Я, как нормальный человек, считаю, что сейчас гораздо лучше, чем было раньше. Но иногда я не уверен, что это надолго. И я не уверен, что все, что делается, делается правильно. Впрочем, я не политический деятель».


Интересно, что практически одновременно с книгой «Цой. История рок-звезды в буквах и картинках» вышел сольный альбом сына Виктора Цоя Александра «Основан на реальных событиях». На нынешнем этапе собственной музыкальной карьеры Цой-младший не стесняется использовать отцовские музыкальные открытия, тем более что с коллегами отца по группе он плотно сотрудничает и в студии, и в концертном проекте «Кино 2020». В каком-то смысле его альбом — тоже новый взгляд на «Кино». И гитарные риффы, и распевные рефрены не оставляют сомнений в источнике вдохновения, но при этом Цой-сын демонстрирует изрядное знание современного стадионного саунда и тонкостей аранжировки. Поздние вещи Виктора Цоя нередко называют гимнами, но можно сказать, что песня Александра Цоя «Стрелы» с припевом «Просто будь со мной рядом, пока меня рвут на части!» — это тоже гимн, только совсем другого времени.


Денис Бояринов, Мария Шишова. Цой. История рок-звезды в буквах и картинках. М.: Альпина, 2023.

Источник