Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




«Фарфоровая комната» вошла в лонг-лист Букеровской премии, стала книгой года по версии журналов Time, Daily Telegraph и Guardian. Но дело не в наградах. Сюжет романа и стиль автора цепляют больше, чем все официальные регалии.

В сюжете прослеживаются отголоски семейной истории автора. Англичанин индийского происхождения Санджив Сахота описывает в книге жизнь своей прабабушки Мехар, мастерски достраивая реалии отдельной семьи начала XX века и индийского региона Пенджаб в целом.

Мехар, Гурлин и Харбанс вышли замуж за братьев. Традиции того времени таковы: жены не имеют никаких прав, только родив сына, они обретают голос. Даже на свадебной церемонии юные девушки сидят, полностью покрытые чунни (платком или шалью). Да и в семейной жизни их роль – обеспечивать быт мужчин без права поднять глаза на мужа. Даже по прошествии нескольких недель девушки не знают в лицо своих мужей и могут только догадываться, кому именно они принадлежат – по походке, голосу, манере общения. 


Дикий обычай приводит к беде: к Мехар тайком начинает наведываться младший из братьев – Сурадж, хотя замужем она за старшим, Джитом. Молодая женщина не сразу распознаёт обман, а когда прозревает, её привычный мир рушится.

Не последнюю роль в судьбе Мехар (и других жен) играет мать братьев Май. Именно она управляет жизнью всех домочадцев. Именно от неё зависит дальнейшая судьба Мехар: подвергнуть её публичному позору и смерти или запереть в фарфоровой комнате, чтобы она и дальше выполняла обязанности жены того, за кого выдана замуж? Май распоряжается и судьбой младшего сына, Сураджа, который оказался слишком свободолюбивым, смелым, творческим для жизни в деревне того времени. 

История, случившаяся около столетия назад, тонко переплетается с современными событиями. В Пенджаб приезжает правнук Мехар. Страдающий зависимостями, безответственный и потерявшийся молодой человек оказывается в том самом доме, в той самой фарфоровой комнате. То, что происходит сейчас с ним, рождает неожиданные вопросы: а многое ли изменилось за 100 лет? Чем отличаются современные семьи от тех, что жили в эпоху Мехар? Что есть настоящая любовь – забота, пусть и отдающая прохладой, или горячее чувство, граничащее с безрассудством? 

Как в любом хорошем романе, смыслы здесь не лежат на поверхности. Читатель сам проведёт параллели, если потянет за ниточку повествования и погрузится с головой в эту семейную драму.

https://readrate.com/rus/reviews/farforovaya-komnata-sandzhiva-sakhoty-semeynaya-drama-o-traditsiyakh-smeloy-lyubvi-i-sudbe-zhenshchi