Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




/ Орская газета. – 2023. – 5 июля (№ 26). – С. 20.

Память: дар или бремя?

Евгений Водолазкин – автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», «Оправдание Острова», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Его книги переведены на многие языки.

Его новая книга «Чагин» (16+) – роман о памяти, времени и человеке, которого мучают эти неподвластные ему силы. Время и память – излюбленные темы Водолазкина: им посвящены в той или иной степени все его романы, от «Лавра» до «Оправдания Острова». В «Чагине» писатель раскрывает новую грань этой темы, персонифицируя память в образе человека. Архивист, сотрудник городской библиотеки Санкт-Петербурга Исидор Чагин обладает уникальным даром мнемониста. Его память подобна фотоаппарату: раз увидев или услышав текст, Чагин запоминает его навсегда. Тексты любой сложности, числа, прогрессии, формулы, газетные статьи – все это точь-в-точь могло быть им повторено после одного прочтения даже через годы. Он лишен способности забывать.

И вот этот его дар стал причиной жизненной трагедии Чагина.

В романе 4 части, и в каждой – свой рассказчик. Все они соприкоснулись с Чагиным так или иначе. В этих частях – разные отрывки из его жизни, счастливые и не очень, но они гармонично дополняют друг друга. Немало горестей выпало на долю героя, приходилось переступать через себя и мучиться в сожалениях, он обретал любовь и терял ее. Книга начинается с его похорон, описываемых сотрудником архива Павлом Мещерским, который работал с Чагиным некоторое время.

В первой части мы сразу узнаем ключевое событие в жизни Чагина, на котором завязано раскрытие всей личности главного героя.

Следующие части книг – воспоминания о Чагине сначала Николая Ивановича, затем его коллеги по работе в театре, Эдуарда Григоренко.

Последняя же часть романа – романтическая переписка Павла Мещерского с девушкой Никой, через которую мы узнаем о последних годах Чагина.

Три стержневые темы романа – метафизика памяти, покаяние длиною в жизнь и умеющая ждать любовь – звучат в романе не по отдельности, они переплетаются так, что трудно отделить одну от другой.

Роман «Чагин» – это не просто история об уникальном мнемонисте. Она именно о сущности памяти, ее связи с фантазией и вымыслом и связи последних с реальностью.


Татьяна Коченкова, заведующая методико-библиографическим отделом
ЦГБ им. Горького МАУК «ЦБС г. Орска».