Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




/ Орская газета. – 2023. – 15 марта (№ 10). – С. 20.

Незнакомец: проживая чужие жизни

Кэйитиро Хирано – японский современный писатель, лауреат престижных литературных премий Акутагавы и «Емиури».

В его книге «Незнакомец» (16+) есть все атрибуты захватывающей детективной истории: мертвец, чье имя принадлежит кому-то другому, загадочные зашифрованные письма, адвокат, стремящийся раскрыть правду. И при этом таинственная завязка отлично дополняет исследование самых глубоких вопросов идентичности и историю японской культуры.

Загадку автор нам раскрывает еще в предисловии: перед нами книга про человека, который сменил личность и жил чужой жизнью. «Чужой» не в том смысле, что он взял себе выдуманное имя и биографию, нет, он буквальным образом обменялся именем и биографией с другим человеком и стал жить, будто он – другой. Потом он переехал, прижился в новом месте, женился и – неожиданно умер. Только тогда его жена Риэ вдруг выясняет, что ее мужа звали вовсе не Дайскэ Танигути. А как? Это берется выяснить адвокат по имени Кидо.

Повествование ведется от лица того самого адвоката Акиры Кидо. Акира Кидо – этнический кореец, выросший в Японии. Он переживает кризис среднего возраста, в семье не все ладно, а еще на него давит его происхождение – в Японии все еще актуальна дискриминация корейцев, пусть и неявная. Дело Риэ становится для Акиры поводом для глубоких раздумий. Расследуя дело «неизвестного», он начинает понимать его желание стереть свое прошлое, начать все с чистого листа. Но действительно ли можно сбежать от самого себя?

Акира ищет настоящее имя и прошлое мужа Риэ, но это лишь способ поговорить о вещах, интересующих автора. Медленный, неспешный роман о разных людских судьбах, который затрагивает множество важных и серьезных тем – от правомерности и гуманности смертной казни как наказания до взаимоотношений в семье, когда непонятно, стоит их спасать или лучше уже каждому пойти своей дорогой.

Тему самоидентификации автор раскрывает в том числе через отсылки к литературным произведениям и современной живописи. Произведение искусства становится ключом к разгадке главного вопроса книги: кем был человек, который притворялся Дайскэ Танигути?

Книга сочетает в себе элементы психологического романа и философского детектива, исследующего глубокие вопросы внутренней идентичности. Ведь весьма важно не только понять, кто на самом деле был тот самый Дайскэ, но и что побудило его к обмену личностями. Читателю предстоит вместе с героем пройти долгий путь внутренней борьбы, постижения человеческой сущности и постараться ответить на вопрос: что значит быть собой?

 

Татьяна Коченкова, заведующая методико-библиографическим отделом
ЦГБ им. Горького МАУК «ЦБС г. Орска».