Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Сергей Владимирович Михалков

(13.03.1913 – 27.08.2009)

Классик отечественной детской литературы, поэт, баснописец, драматург, сказочник, автор педагогических трудов, верный гражданин Отечества, участник Великой Отечественной войны, автор двух гимнов Советского Союза и гимна России, автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены – всё это о Сергее Владимировиче Михалкове, который почти восемь десятилетий ярко и самоотверженно служил российской литературе и культуре.

Судьба отмерила Сергею Владимировичу 96 лет – красивых, творческих, впечатляющих. Родился Сергей Михалков 13 марта 1913 года в Москве. Мама – Ольга Михайловна Михалкова (Глебова) посвятила себя семье. Отец, Владимир Александрович Михалков – известный ученый в области промышленного птицеводства. Коренной москвич, выходец из старинного дворянского рода. Он писал брошюры, книги, а на гонорары внедрял в сельское хозяйство новые технологии. Сергей был старшим из трех сыновей, после него родились Александр и Михаил. Детство мальчика – веселое и счастливое, прошло в Подмосковье.

В детстве с маленьким Сережей произошла невероятная история. Однажды няня Груша выпустила коляску с младенцем из рук. И покатилась эта коляска с горки, все более и более набирая скорость. На счастье, в гору поднимался мужик, он сумел поймать коляску и спас жизнь младенцу, но ужасно напугал малыша своей огромной бородой. С этого момента маленький Сережа стал заикаться. Будучи взрослым, он рассказывал, что не стеснялся заикания. Наоборот, в школе пользовался этим. Например, Михалков не любил химию. И когда учительница его спрашивала, он начинал сильно заикаться. Педагог жалела, ставила ему 3, а Сережа был счастлив, ничего учить не нужно было.

Жили Михалковы в Подмосковье, в селе Дарьино круглый год на даче, снимая первый этаж одиноко стоявшего в парке дома. Ходить в школу из Дарьина было далеко, и поэтому первоначальное образование было получено дома. Обучением детей занимался персональный воспитатель – гувернантка Эмма Розенберг, немка по происхождению. Эмма была женщиной строгой и требовательной, у мальчишек даже мысли не возникало ослушаться ее.

Больше всего Сергею нравились занятия по немецкому языку, он с детства отлично изъяснялся на нем, читал Гете и Шиллера в подлиннике и конечно, по-мальчишески увлекался приключенческими романами Карла Мая, которые читал по-немецки при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом, когда все спали.

Обычная школа началась для мальчика с 4 класса после переезда семьи в Москву, а потом, с четырнадцати лет – в Пятигорске, куда вся семья перебралась в связи с профессиональными интересами отца.

В доме любили литературу. В ранние годы будущий поэт увлекался Пушкиным, Лермонтовым, Крыловым, Некрасовым. Эти поэты, по признанию Михалкова, оказали на него наибольшее влияние, позднее он увлекся стихами Маяковского, Бедного. Есенина. В Пятигорске, в юношеские годы, началось формирование личности поэта. Своему школьному учителю русского языка и литературы А. Сафроненко, по-отечески поддержавшему своего воспитанника в стремлении стать настоящим писателем, Михалков считал себя многим обязанным.

Талант к сочинению стихов у Сергея проявился еще в раннем детстве. Первое стихотворение он написал в 9 лет. Чтобы как-то организовать свои работы, мальчик придумал издавать домашний литературный журнал, в котором выступал редактором, художником и автором. Среди постоянных читателей был отец мальчика, который, прочитав несколько стихов сына, решил отправить их для рецензии уже известному в то время поэту Александру Безыменскому. Тот, вчитавшись в строки молодого поэта, ответил, что такой талант просто обязательно нужно развивать. Стихи свои, Сережа прятал в заветную шкатулку со своими мальчишескими сокровищами. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку вместе с первыми поэтическими опытами. Сережа очень тяжело переживал утрату.

Первый выход в издательство будущего писателя был очень ранним. Когда семья жила в Москве, сочинив однажды в стихах «Сказку про медведя» и переписав ее печатными буквами, он сам отнес ее в издательство. Спустя неделю он держал в руках бланк от издательства, с отказом в публикации. Ни первый, ни последующие издательские отказы не смутили автора.

Наконец стихотворение «Дорога» 15-летнего школьника было опубликовано в ростовском журнале «На подъеме». Следующие стихи «Казачья песня», опубликованы в краевой газете «Терек», выходившей в Пятигорске, радость от публикации была столь велика, что автор скупил все номера «Терека». Школьник Сережа Михалков стал постоянным автором «Терека» и был зачислен в актив при Терской ассоциации пролетарских писателей.

После окончания пятигорской школы 17-летний поэт решил начать самостоятельную жизнь, решил вернуться в Москву. Его стихи не приносили желанного дохода, и чтобы ни от кого не зависеть, он соглашался на любые предложения о работе. За это время он сменил несколько мест работы, но особенно интересной оказалась для него кочевая жизнь геолога, полная романтики, трудностей и приключений.

Может быть, юный романтически настроенный Михалков и выбрал бы профессию геолога, но поэтический талант не отпускал его на другие дороги. Путь был один – в литературу, он поступил в Литературный институт. С 1933 года стихи Михалкова стали часто появляться на страницах «Огонька» и «Прожектора», на газетных полосах «Известий», «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы». Михалков был зачислен на внештатную работу в отдел писем «Известий».

Поэт даже не мог предположить, что судьба приготовила для него настоящий сюрприз, который круто изменит его судьбу. Ждать оставалось совсем недолго. В начале 30-х годов из печати вышла первая книга стихов Михалкова, которая сразу нашла своего читателя. Стихи молодого поэта можно было услышать в театре, кино, они звучали в эфире радиостанций.

К середине 30-х в стране объявили конкурс на лучшую пионерскую песню, и предложили Михалкову принять в нем участие. Сергей с детства был очень ответственным, поэтому, если брался за что-то, то стремился сделать это как можно лучше. Чтобы проникнуться атмосферой, он нашел себе работу вожатого в пионерском лагере и с головой окунулся в эту среду.

Набравшись опыта, талантливый литератор пишет несколько песен и стихотворений на тему пионерии. «Песенка друзей», «Веселое звено», «Песенка юных читателей» и др. Михалков решил не останавливаться на достигнутом, к нему пришла идея написания целой поэмы для детей, которую бы с удовольствием читали малыши разного возраста. Результатом такого решения стала поэма «Дядя Степа», одно из самых известных его произведений.

 

«Дядя Стёпа»

Первую часть поэмы Сергей Михалков написал, будучи очень молодым человеком, ненамного старше своего героя, в 22 года. Родилась эта история после работы в детском лагере пионервожатым: разговоры у костра, детские игры, шутки и сам стиль общения помогли автору понять, какой герой может понравиться современным детям. Впервые поэма была опубликована в журнале «Пионер» в 1935 году.

Редакция журнала «Пионер» командировала молодого поэта в Ленинград, где жил тогда Маршак. «Самуил Яковлевич принял меня сразу, – вспоминал Сергей Михалков, – и «Дядю Стёпу» прочитал при мне. И если впоследствии я не счел своего «Дядю Стёпу» случайным эпизодом в литературной работе, а продолжал трудиться для юного читателя, то в этом может быть, прежде всего, заслуга Самуила Яковлевича Маршака».

Маршак щедро поделился своими знаниями и опытом, он рассказал все тонкости детских стихов, которые должны приносить практическую пользу – развивать, учить, воспитывать, помогать взрослеть.

В 1936 году Детгиз выпустил поэму «Дядя Степа» отдельной книжкой.

Дядя Стёпа – великан, с решительным добрым и справедливым характером, умеющий быть весёлым, мудрым, храбрым, великодушным, благородным, любящим шутку и не выносящим несправедливости. Он всегда приходит на помощь.

Степан Степанов, «по прозванью Каланча» – настолько высокий, что ему бывает трудно купить себе одежду и обувь 45 размера. Кстати, сам Сергей Михалков имел рост 188 см – не баскетбольный, но всё-таки на большинство сверстников он глядел сверху вниз.

Дядя Стёпа так полюбился читателям, что взрослел вместе со страной – дети раз за разом просили Михалкова написать продолжение. В 1954 году вышла вторая часть поэмы – «Дядя Стёпа – милиционер», а в 1968 году – «Дядя Стёпа и Егор» о том, как дядя Стёпа женился и воспитывал сына, а в 1981 году вышла заключительная часть – «Дядя Стёпа – ветеран». В неизменном виде сохранялись качества главного героя – дядя Стёпа был героическим, честным и самоотверженным, именно таким, каким должен быть житель страны Советов.

Сын дяди Стёпы – Егор, военный лётчик, станет космонавтов, совершит полет в космос и тоже станет знаменитым как отец, но уже на весь мир.

«Дядя Стёпа – ветеран» – завершающая история о жизни и приключениях необычного человека Степана. Он выходит на пенсию, но не стареет душой и продолжает вести активный образ жизни, продолжает подавать хороший пример молодежи и помогает им стать лучше. Степан ходит с детворой на стадион, в зоопарк и помогает пятикласснику Пете Рыбкину избавиться от очень вредной привычки.

«Его слава <Михалкова> среди детей и взрослых началась мгновенно с появлением доброго великана Дяди Стёпы, храброго и великодушного, благородного, спасающего людей и одним движением руки предотвращающего крушение поездов. Этот образ сразу стал ассоциироваться с обликом самого автора, высокого богатыря: первые иллюстраторы поэмы даже изображали её героя с лицом Сергея Михалкова. «Дядя Стёпа» был переведён на языки всех республик. Популярность Сергея Михалкова как детского писателя была поистине феноменальной». («Российская газета» от 28 августа 2009 г.).

Дядя Стёпа не теряет популярности. Сменяются эпохи, приходят и уходят тренды и тенденции в детской литературе – а забавные строки поэмы Михалкова всё так же веселят малышей. Ритмичность стихов, понятный, близкий детям юмор, хороший и чистый русский язык, вечные ценности неравнодушия к чужой беде – всё это делает произведение Сергея Михалкова полностью актуальным вне рамок идеологических рамок и устаревших реалий.

Памятники ставят не только в честь писателей, но и в честь персонажей их книг. Например, образ Дяди Стёпы запечатлён в разных памятных скульптурах, расположившихся в разных городах: Самаре, Москве, Нижнем Новгороде, Прокопьевске (Кемерово) и Усолье (Пермский урай).

В год выхода первого издания «Дяди Стёпы», в 1936 году, Сергей Михалков женится на Наталии Петровне Кончаловской, дочери художника Петра Кончаловского, внучке художника Василия Сурикова. Она была детская писательница, поэтесса и переводчица. Их брак продлился 53 года. Супруги сохраняли подлинные чувства до последнего вздоха Натальи Петровны – она ушла из жизни в 1988 году. В браке у Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской родились двое сыновей. Оба избрали творческую стезю и стали именитыми кинорежиссерами – Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков.

 

Великая Отечественная война

Сергея Михалкова призвали в Красную Армию в самом начале Великой Отечественной войны. Вместе с другими советскими поэтами и писателями он был мобилизован для работы в армейской печати. Работал на фронте в красноармейской газете «Во славу Родины», затем в газете «Сталинский сокол».

Поэт поднимал дух солдат своими очерками, заметками, политическими стихами, подписями под карикатурами, юмористическими рассказами. «Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-западного фронта, – вспоминал Сергей Владимирович. – «На борт самолетов погружали пачки листовок… Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам, в которых я стремился ободрить и призвать к беспощадной борьбе русских людей на оккупированной территории. Помню заголовки листовок: «Пусть не дрогнет твоя рука!», «Ты победишь!», «Не быть России покоренной».

Генерал-лейтенант Андрей Окороков в своих мемуарах тепло отзывался о Сергее Владимировиче: «Особенно популярен был у нас Михалков. До Отечественной войны его знали, как поэта, пишущего стихи для детей. «Дядя Стёпа» стал известен всей советской детворе, но война превратила автора в поэта, отдавшего весь свой талант делу защиты страны. Сергея Владимировича любили не только за талант, но и за простое, товарищеское отношение ко всем.

Сергей Владимирович всем нам нравился своей готовностью в любое время откликнуться на фронтовые события. Многие его стихотворения стали любимыми. Их вырезали из газеты и хранили на память». В числе таких произведений – проникновенные стихи «Откуда ты», «Письмо из неволи», поэма «Мать солдатская». Их передавали из рук в руки, из окопа в окоп.

Военная лирика Сергея Михалкова, рождавшаяся буквально на поле боя, отличается достоверностью. Строки ее иногда сродни поэтическому репортажу с фронта.

Идет обстрел. Надеть придется каску,
А я на ней ответ тебе пишу.
(«Письмо с фронта»).

В некоторых стихах он передает ритмом невероятное напряжение боя:

По цели! По цели! По цели!
И кони встают на дыбы.
И там, где взрываются бомбы,
Растут водяные столбы.
По цели! И вновь закипает
Вода у крутых берегов…
(«Советские бомбардировщики»).

Это были стихи, в основу которых лег факт войны. И в это трудное для фронта и для тыла время совершенно особой верой, особым смыслом были исполнены стихотворения Михалкова о том, что когда-нибудь «в музее преступлений, в отделе гитлеризма» люди увидят из-под стекла:

Ту фотографию, что мы нашли у фрица –
Фельдфебеля германского полка.
(«Фотография»).

На которой:

Перед расстрелом сняты
Два наших русских раненых бойца.

А возле них, нацелив автоматы,
Убийство в развлеченье превратив,
Позируют фашистские солдаты,
Стараясь не уйти за объектив.


Только поэт мог предсказать в стихах то время, когда преступления, совершаемые фашистами, потомки увидят в музее.

Номера фронтовых газет со стихами Михалкова были для читателя эмоциональным зарядом. Стихотворение «Письмо домой» было опубликовано в центральной прессе:

Любимая жена моя, Наташа!
От вас известий не было давно,
И наконец – письмо. Родное, ваше!
Как много радости мне принесло оно.


Строки, обращенные к жене, были проникнуты силой обобщения, прочитывались как слова, которые мог бы произнести каждый воин:

Мой верный друг, товарищ мой надежный!
Мы на войне. Идет жестокий бой
За каждый дом, за каждый столб дорожный,
За то, чтоб мы увиделись с тобой!


В 1942 году поэт сделал обзор детских писем, пришедших на фронт, что было принципиально новой подачей материала во фронтовой печати.

Мы храним за слюдою планшетов
Сотни писем от наших детей,
Сотни ласковых детских приветов
И домашних простых новостей.
И когда мы идем в наступленье
Под разрывами мин и гранат,
Мы не знаем к врагу сожаленья –
Мы деремся за наших ребят! 1942 г
. («Твой ребенок»).

Выкраивал время военкор и для работы над киносценариями. В годы войны он сочинил два сюжета: «Бой под Соколом» и «Фронтовые подруги». Второй киносценарий принёс ему почётную награду – Государственную премию СССР. Интересный факт: Сергей Владимирович вместе с другими лауреатами – художниками и поэтами – перечислил полученные денежные средства в Фонд обороны. На них был построен тяжёлый танк, которому дали название «Беспощадный». 25 мая 1942 года эту машину передали экипажу 6-й гвардейской танковой бригады.

Михалков закончил войну в Вене в звании подполковника. На его кителе сияли заслуженные тяжёлым фронтовым трудом награды: орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали.

Могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены в Москве

Сергей Михалков – автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». В версии Михалкова эпитафия выглядела следующим образом: «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен». Замена местоимений была сделана по предложению поэта Михаила Луконина.

 

Дети на войне

Эмоциональны, поэтически сильны небольшие стихотворения, созданные Михалковым в годы Отечественной войны. Многие из них давали детям впечатляющее представление и о героике, и о трагизме войны, о славе подвига и о страданиях. Все эти стихотворения сюжетны и в каждом есть детали, образы, повороты повествования, которые рождают отклик в душе и сознании детей.

В лирике Михалкова военных лет тема дети и война занимает особое место. Это не были стихи для детей. Это был взгляд поэта, воина на детей, обездоленных войной, на беззащитных детей, столкнувшихся с фашизмом. Стихотворение 1942 года «Запомни!» было опубликовано во фронтовой газете как подпись к фотопортрету двухлетней Вали Петровой, дочери зверски замученного фашистами учителя из деревни Быстрый Берег.

Посмотри хорошенько на этот портрет
Русской девочки двух с половиною лет.
Шоколадом маня, подзывая к себе,
Немец бил ее плетью, ночуя в избе,
Поднимал над землею за прядку волос,
Вырвал куклу из рук и с собою унес.
Это немцы ее «партизанкой» назвали,
Это немцы отца у нее расстреляли.

Пронзительно звучит тема сиротства, детских страданий в стихотворении «Десятилетний мальчик» (1942 г.). Ровесники «десятилетнего человека», читая стихи, невольно ставят себя на его место и переживают трагедию мальчика.

       … Он знал, что где-то недалече,
       Быть может, вон за той горой,
       Его, как друга, в темный вечер
       Окликнет русский часовой.

       И по щеке его ни разу
       Не проложила путь слеза:
       Должно быть, слишком много сразу
       Увидели его глаза

       За эти месяцы страдания,
       Которые равны годам…
       Но ты, фашистская Германия,
       За все сполна ответишь нам!

       Детоубийцы и грабители,
       Вам ничего не скрыть вовек!
       Он будет первым обвинителем
       –
Десятилетний человек!

Черно-белая репродукция картины,
на которой изображены
С. Михалков с сыном,

опубликована в авторском
сборнике стихов

«Для больших и маленьких»,
изданном Гослитиздатом
в 1944 году

Стихотворения «Детский ботинок», «Пионерская посылка», «Данила Кузьмич», разнообразные по тематике и настроению, – о жизни детей военных лет.

Стихи «Данила Кузьмич» написаны в 1943 году. Их герой напоминает некрасовского «малюточку Власа»:

В большой, не по росту, казенной тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человек и мне улыбался.


И все же мужичок с ноготок из этого стихотворения взрослей Власа, по духовному возрасту. За плечами его не только собственная семья, труд его нужен на переднем крае фронта:

А сам мужичок с ноготок знаменитый
По шумному цеху шагал деловито.
И кто мог подумать, что в эту минуту
Его вспоминали в сражении лютом!

Как бы не прославлял поэт трудовой подвиг детей в грозовые дни войны, но желал он всем детям счастливого детства в мирные дни. Оттого-то в поэме «Были для детей», создававшейся на протяжении ряда лет, от 1942 по 1975 год, так ликующе звучат строки именно о конце войны:

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!


Незадолго до ухода мэтра из жизни в одном из интервью его спросили: «А какое у вас самое яркое воспоминание?» Он ответил: «Война и то, что на ней я остался жив. Меня тысячу раз спрашивали: «Ваши стихотворения про войну – это действительно то, что вы испытали, видели, или это написано по чьим-то рассказам?» Никаких «или»! С чистой совестью, как о самом святом, могу сказать: все мои фронтовые стихотворения про детей ли, про войну – это я сам, мои переживания, мои радости и боли, то, что прошло через моё сердце…»

 

С.В. Михалков – автор текстов гимна СССР (1944, 1977) и России (2000)

В 1943 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна. К созданию текста были привлечены многие поэты. По итогам конкурса лучшим был признан текст, созданный Габриэлем Эль-Регистаном и Сергеем Михалковым. Впервые новый гимн был исполнен в ночь с 31 декабря 1943 года на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио. В 1977 году вышла вторая редакция гимна СССР.

Сергею Михалкову также выпала возможность стать автором гимна России. Все произошло так же, как и много десятилетий назад – его вариант назвали лучшим из всех представленных на конкурс, и в 2000 году стихи Сергея Михалкова, положенные на музыку, зазвучали под бой новогодних курантов.

 

Стихи для детей

«Сергей Михалков помнит, любит, понимает, нежно чувствует детство.
Он бережёт его и ведет к высоким целям, зовёт к жизни достойной».
Мария Прилежаева.

 

Сергей Михалков остался в глубине души веселым мальчишкой двенадцати лет! В своих стихах он смеется, мечтает и обижается, как в детстве. И даже видит и слышит, как школьник. Есть в простом стихотворении такой секрет, которого дети не замечают. Это то, что поэт не просто шутит, не просто играет с ними, а вводит их в большой мир.

Живая, разговорная речь в стихотворениях Михалкова – одно из средств достижения поэтической искренности. Используя разговорную лексику, поэт передает повышенную экспрессивность детской речи, изображающей множеством эмоциональных оттенков. При этом разговорная лексика никогда не бывает стилистически сниженной. Она – простое, конкретное и эмоциональное средство выражения идеи, настроения, замысла поэта.

«А что у вас?»

Был обычный скучный вечер, мальчиком и девочкам делать было нечего, пока... Пока один мальчик не спросил: «А что у вас?» И тут началась весёлая игра, в которой все могут принимать участие и в которой некогда скучать! Стихотворение рассказывает о важности различных профессий: поваров, портных, летчиков, инженеров, вагоновожатых, учителей, докторов, пилотов, милиционеров. Дети учатся ценить и уважать любые профессии, в том числе рабочие.

«Веселый турист»

Произведение рассказывает о четырнадцатилетнем туристе, путешествующем налегке. Он любознателен, и мир открыт ему: волки и медведи на мальчика не нападают, быки приветствуют, туча служит крышей, гром – будильником. Турист записывает увиденное в тетрадь и заряжает окружающих своей энергией. Люди, услышав веселую песню мальчика, отправляются следом за ним не боясь трудностей.

«Про мимозу»

Ох уж этот Витя – ничего не хочет делать сам. Его обувают, одевают, подают все, что он попросит. Автор сравнивает мальчика с цветком мимозой в ботаническом саду, считает, что он не сможет стать пилотом, моряком, солдатом.

 

«Фома»

А этот мальчик Фома – никому и никогда не верит. Ему говорят на улице дождь, но он не надевает галоши, зимой идет гулять в трусах, в зоопарке спорит с экскурсоводом. Однажды он не поверил, что в реке Нил водятся крокодилы и пошел купаться. Хищники съедают мальчика, но оказывается, что это только сон. Фома просыпается, но теперь он не верит, что аллигатор его проглотил только во сне. Характер упрямца, представленный Сергеем Михалковым в стихотворении «Фома», кажется детям достоверным, хотя все повествование ведется в совершенно фантастическом плане.

 

«Поиграем – угадаем»

Эти стихи-загадки – перевод Сергея Михалкова стихотворения популярного болгарского поэта Асена Босева. Поэты предлагают детям угадать слова, спрятанные в стихотворных строках: индюка, собаку, грибы-поганки, доктора, кошку. Произведение рекомендовано для чтения взрослыми детям дошкольного возраста.

 

«Лесная академия»

Умный-преумный, Майский Жук открыл Академию Наук для насекомых. Стихотворение позволяет в игровой форме научить ребенка буквам. Веселое содержание и простой слог вызывают интерес у маленьких читателей и способствуют быстрому запоминанию алфавита.

«Как старик корову продавал»

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она…


Ведь дед честно рассказывает, что она старая и молока не дает. Молодой торговец пожалел старика и решил ему помочь: очень энергично стал расхваливает животное перед людьми. Наслушавшись хитрого продавца, дед решает, что такая корова нужна самому, и он не отдаст ее никому.

«Мой щенок»

Как мы радуемся, когда у нас появляется щенок. Но что мы будем делать, если щенок будет настоящим озорником и непоседой? Вот как в стихотворении «Мой щенок». С утра щенок проказничал: перевернул жбан с медом, порвал стихи, упал с лестницы, залез в клей. А потом потерялся. Девочка очень переживает: не ест, не читает, не рисует, ждет свою непослушную собаку. И вот возвращается щенок: с опухшим носом, на его хвосте жужжит пчела. Приходится девочке лечить непослушного малыша.

«Находка»

Вот мальчишка нашел кошелек с пятаками! В это время по мостовой идет грустная девочка с поникшей головой. Мальчик догадывается, что он нашел ее кошелек. Но и у него из кармана пропал перочинный нож. Девочка нашла потерю мальчика и отдала ему. А он вернул ей кошелек.

Неподражаемая интонация мальчишеского простодушия, ребячески обаятельной наивности сообщает очарование детским стихам Михалкова. Поэт раскрывает мир детства, ставя героя в неожиданно смешные ситуации, о которых говорит с простодушным изумлением, искренность которого не вызывает сомнений ни у ребенка, ни у взрослого.

Детский мир с его озорством, эксцентричностью, фантастикой не просто близок поэту. В стихах он выражает детское восприятие действительности с его чувством счастья жизни, свойственным этому возрасту.


Смех в детских стихотворениях Михалкова чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Поэт влюблен в своих героев, несмотря на все их недостатки.

Веселость стихов, умение говорить просто о сложном и серьезном приближают Михалкова к детям. Все стихи поэта понятны ребятам. Имя Сергея Михалкова для детей – синоним хороших книжек, которые входят в их жизнь как первые радости. Первые впечатления полны огромного смысла, хотя взрослым иногда они кажутся малозначительными. И стихи Михалкова не только весело и забавно рассказывают обо всем, но и объясняют увиденное, своей эмоциональной настроенностью возрождают радость переживания.

Воспитание без назидания. Это можно сказать о любом михалковском стихотворении, посвященном детям. Ведется ли в нем речь от имени малыша или от имени автора, всегда и всюду мы улавливаем живое, целенаправленное, поучительное слово – слово поэта-воспитателя. Каждое стихотворение дает ребятам живой, наглядный пример того, как должен и как не должен поступать добросовестный человек.

Лучшим стихам поэта присущи широта обобщений, общечеловеческое содержание, индивидуальная неповторимость авторского стиля. И они находят достойное место в современной библиотеке книг для детского чтения.

 

Как рождаются стихи

Как рождаются стихи? Что вначале – фантазия, улыбка, удивление? На этот вопрос Сергей Михалков неизменно отвечает, что все его стихи из жизни. И даже совершенно невероятные происшествия, о которых пишет поэт, он подсматривает в жизни. Только глаз художника различает то, что не каждому видно. Дар поэта в том, что и к обыденному, к житейскому он относился по – своему, находя и в грустном веселые нотки.

Наверное, чтобы творить для детей, творить так, чтобы они воспринимали тебя как своего и строчки твоих стихов были им абсолютно близки и понятны, в душе нужно самому всегда оставаться немного ребенком. По воспоминаниям родных поэта, все так и было. «Его детскость и наивность поражали меня всегда, – вспоминал внук Сергея Владимировича, режиссер Егор Кончаловский. – У меня порой в голове не укладывалось, как человек, который смотрит на мир глазами подростка, может быть при этом депутатом, автором гимна, обладателем множества регалий».

В детскую жизнь стихи Михалкова входят как радость. Они непринужденно рассказывают обо всем, что интересует читателя. Более того, своей эмоциональной яркостью они вызывают у ребенка восторг открытия мира.

 

Басни

Природа таланта С.В. Михалкова многогранна. Мысль обратиться к басне подал ему Алексей Толстой. Уже в 1944 году газета «Правда» опубликовала одну за другой несколько басен С.В. Михалкова. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги», «Дальновидная Сорока». Героями его басен становятся подхалимы, глупцы, завистники, себялюбцы, ханжи, карьеристы, изображённые в баснях в виде животных Мир зверей в баснях очень точно отражает мир людей с его пороками, невоспитанностью и зачастую недостойным поведением. Вместе с тем это очень увлекательное и смешное чтение и для детей, и для взрослых. Сергей Михалков предостерегает читателей от ошибок и учит доброте и справедливости. Басни С.В. Михалкова – замечательное явление отечественной литературы. Со временем они не утратили своей злободневности. Они так же современны, как и в момент своего рождения.

 

Драматург. Сценарист

В собрании сочинений Сергея Михалкова пьесы занимают львиную долю. Это значит, что по меньшей мере добрая половина всего, что сделано Михалковым детским поэтом, басенником, сказочником, переводчиком, драматургом, принадлежат театру, взрослому и детскому. Напомним, что первая его пьеса, «Том Кенти», написанная по мотивам романа Марка Твена «Принц и нищий», была поставлена еще 1938 году.

Спектакли по пьесам и сказкам С. Михалкова идут на сценах театров и в наше время. Так юные зрители могут посмотреть спектакль «Зайка-зазнайка», «Три поросёнка», «Праздник непослушания» и другие.

Сказка «Праздник непослушания», написанная в 1983 году, популярна до сих пор – её читают, смотрят, в неё играют. В одном из интервью, на вопрос: «В чём залог её успеха?», Михалков ответил так: «Единственный ограничитель в работе сказочника следующий: скучная сказка такая же нелепость, как горячее мороженое».

Не забывал литератор и о взрослом читателе. Для них он создал пьесы «Илья Головин», «Охотник», «Дикари», «Раки и крокодил», «Эцитоны бурчелли».

С тех пор пьесы Михалкова прочно входили в репертуар многих театров, а если говорить специально о пьесах для детей, то всех детских театров страны. С их героями ребята не раз встречались и в кино, где они как бы обретали вторую жизнь.

Также среди множества талантов Сергея Михалкова можно ещё назвать и талант сценариста. За свою жизнь он создал несколько десятков сценариев к фильмам, в основном детским, а также к мультфильмам. Стоит вспомнить «Новые похождения кота в сапогах» (1958), «Три плюс два» (1963), «Большое космическое путешествие» (1974).

Более сорока лет (с 1962 по 2008) просуществовало детище Михалкова под названием «Фитиль» – сатирический киножурнал. Сергей Владимирович с первого дня был главным человеком в деле создания киножурнала, и его имя значилось в титрах журнала вплоть до его закрытия.

 

***

«Пробуя свои силы в различных жанрах литературы, сочиняя стихи и песни, пьесы и киносценарии,
выступая на страницах газет с баснями и фельетонами, я всегда стараюсь писать так,
чтобы мои произведения были близки, понятны и нужны советскому народу».
(С. Михалков. Из автобиографии).

Заслуги военного корреспондента и поэта Сергея Михалкова в военные годы, многолетняя общественная деятельность, большая роль в развитии советской литературы нашей страны и его педагогическая деятельность были отмечены званиями, наградами: Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Ленинской премии, трёх Сталинских премий второй степени, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, кавалер четырёх орденов Ленина и ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Ко многим наградам, заслуженным писателем, дети присоединили свою: «Орден Улыбки» (международная награда, с 1968 года, присуждаемая известным людям, прославившимся своим талантом, добротой и любовью к детям). Это единственная в мире награда, которую сами дети жалуют тем взрослым, которые, благодаря своему таланту, навсегда остаются подданными страны детства. Совет международного «Ордена Улыбки» назвал радостного советского писателя Сергея Михалкова кавалером этого ордена в 1978 году. При получении Ордена необходимо было пройти одно испытание — выпить стакан лимонного сока, что Михалков с честью и улыбкой выдержал.

В 1999 году одна из малых планет Солнечной системы была названа в честь писателя.

В ноябре 2007 года, к 95-летию С.В. Михалкова Российский Фонд Культуры и Совет по детской книге России объявили Литературный конкурс Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Конкурс проходил под девизом «Просто поговорим о жизни. Я расскажу тебе, что это такое» (С. Михалков). Его целью было привлечь внимание к детской литературе, «открыть» новые имена, поощрить писателей, работающих для детей! В августе 2009 года ушел из жизни Сергей Михалков. В память о нем было принято решение проводить Литературный конкурс на лучшее художественное произведение для подростков регулярно, с периодичностью раз в два года. Его девизом стали крылатые слова С.В.Михалкова «Сегодня – дети, завтра – народ». Произведения победителей и лауреатов Конкурса публикуются издательством «Детская литература».

28 мая 2014 года был открыт памятник С.В. Михалкову в сквере у дома № 33 по Поварской улице, где поэт прожил практически всю жизнь. Поэт изображен сидящим на скамейке, правой рукой опираясь на свою знаменитую трость, а левой - на спинку скамьи. Скамья установлена на гранитном постаменте. Рядом с памятником бронзовая скульптура маленькой девочки, которая смотрит на писателя и держит в руках цветы. В 2020 году в городе Пятигорске установлен памятник (копия московского памятника) почетному гражданину Пятигорска с 1966 года – Сергею Михалкову.

 

При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве С. Михалкова:

  1. Александров, В. Сергей Михалков : Биография творчества / Владимир Александров. – Москва : Современник, 1986. – 217 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  2. Галанов, Б. Сергей Михалков : Очерк творчества / Борис Галанов. – Москва : Детская литература, 1972. – 135 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  3. Елисеева, М. В сорок первом он надел гимнастёрку / Марина Елисеева. – Текст : электронный // Красная звезда : [сайт]. – 2020. – 11 ноября. – URL: http://redstar.ru/v-sorok-pervom-on-nadel-gimnastyorku/?ysclid=lbxa9b06qs777397569 (дата обращения: 21.12.2022).
  4. Михалков, С. В. Сам о себе : литературная автобиография / Сергей Михалков. – Текст : непосредственный // Детям : стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы / Сергей Михалков. – Москва : Детская литература, 1981. – С. 7–42. – (Библиотека мировой литературы для детей ; том 22, книга 3).
  5. Михалков Сергей Владимирович. – Текст : непосредственный // Писатели нашего детства : 100 имен : Альманах «Приложение к журналу «Библиотека» : биографический словарь. В 3 частях. Часть 3. / Российская государственная детская библиотека ; составитель Н. О. Воронова [и др.]. – Москва : Либерия, 2000. – С. 282–291.
  6. Михалков, Сергей. – Текст : электронный // Лента. Ру : [сайт]. – URL: https://lenta.ru/lib/14181045 (дата обращения: 07.09.2022).
  7. О Сергее Михалкове : фото, видео, аудио, архив. – Текст : электронный // Международный конкурс имени Сергея Михалкова : [литературный проект]. – URL: http://www.svmihalkov.ru/about/ (дата обращения: 23.11.2022).
  8. Сергей Владимирович Михалков. – Текст : электронный // Биограф : [сайт]. – URL: https://biograph.online/sergej-mihalkov/ (дата обращения: 07.09.2022).
  9. Сергей Михалков – биография, новости, личная жизнью. – Текст : электронный // Штуки-Дрюки : [сайт]. – URL: https://stuki-druki.com/authors/Mihalkov-Sergey.php (дата обращения: 11.09.2022).
  10. Языкова, Е. О творчестве Сергея Михалкова : книга для учителя / Е. Языкова. – Текст : непосредственный. – Москва : Просвещение, 1987. –223 с. : ил. – Текст непосредственный.