Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




/ Орская газета. – 2022. – 26 октября (№ 42). – С. 20.

Кто они — мои корни?

Мария Степанова российскому читателю известна больше как поэт, ведь она – автор многих стихотворных сборников: «Песни северных южан» (2001), «О близнецах» (2001), «Тут-свет» (2001), «Счастье» (2003), «Лирика, голос» (2010), «Киреевский» (2012), «Против лирики» (2017). Но пишет она и прозу – интересную, насыщенную, глубокую.

Роман «Памяти памяти» (18+) Марии Степановой изначально задумывался как семейный, с исследованием родословной и рассказом о личной драме каждого героя в контексте эпохи: сначала России царской, потом – революционной и советской, в Москве и в глубинке.

Книга Степановой разделена на 3 части и 23 главы, рассказывающих о разборе семейного архива и о последующих путешествиях с целью восстановления родословной Гинзбургов – Фридманов – Гуревичей – Степановых. В первых двух частях главы чередуются с подлинными документами (эпистолярными, дневниковыми), описаниями фотографий и предметов повседневного обихода предков автора.

Идея книги – история семьи автора, Марии Степановой, задавшейся вопросом: кто они – мои корни, как, когда и чем жили?

Казалось бы, многие воссоздают семейные древа, записывая бабушкины истории, сохраняя реликвии. Автор же, плутая по лабиринтам прошлого своей семьи, создает целое исследование, посвященное феномену памяти.

Находя письма, фотографии, документы своих предков, Степанова погружается в тот исторический момент, когда они случились. «Встречается» со значимыми для нее деятелями эпохи. Попадает в прямом и переносном смысле в пространство, где они обитали.

Привлекает внимание обложка книги, где расположилась покореженная фарфоровая фигурка. Что это: символ, образ или олицетворение множества смыслов, которые нужно разгадать читателю? Завораживающая интрига приводит нас к разгадке, и из книги мы узнаем, что такие фигурки в начале двадцатого века производились на заводе в Германии, а в Америке их именовали «замороженными Шарлоттами». В книге Марии Степановой они становятся прообразом человеческой памяти – выжившие, сохранившиеся спустя столетие, они вновь и вновь напоминают нам о важности родства человеческих душ.

Этика памяти – один из лейтмотивов романа. Мертвых уже не спросишь, не получишь от них согласия или отказа на копание в их белье. И все же без копания в жизнях мертвых мы не можем до конца понять нас, живых.

Мария Степанова решилась создать практически неуловимую прозу, в которой главными действующими лицами выступали бы не люди, а воспоминания о них. Чем больше воспоминаний используется, тем живее окажется роман. Все это работает на стилистику и интонацию, которая так доверительна с читателем.


Татьяна Коченкова, заведующая методико-библиографическим отделом ЦГБ им. Горького МАУК «ЦБС г. Орска».