Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Дмитрий Александрович Емец – современный детско-подростковый писатель-фантаст, член Союза писателей с 1996 года.

«Чтобы написать хорошую книгу, нужно самому увлечься. И не думать, хорошую книгу ты напишешь или нет. Нужно настолько увлечься, чтобы ты не размышлял ни о читателях, ни об издателях, ни о судьбе этой книги. Чтобы ты чувствовал, что просто должен написать, сделать это. Ещё один момент: каждый человек может написать одну гениальную книгу – это история вашей жизни. Ни у кого не было вашей бабушки, не было ни у кого ваших одноклассников или вашего хомяка».
Д. Емец

Источник

По мнению многочисленных литературных критиков и почитателей таланта Дмитрия Емца, этот автор взял на себя достаточно сложную задачу. В мире компьютерных технологий и большого кино с эффектами полного присутствия он прививает своим поклонникам привычку читать бумажные книги. Большая часть аудитории писателя – это молодое поколение, дети и подростки. Однако если судить по многочисленным отзывам, которыми пестрит страница писателя, его рассказы, наполненные юмором и фантастикой, переплетенной с моралью и смыслом, не меньше нравятся и их родителям. По мнению самого литератора, секрет его успеха весьма понятен: нужно писать открыто и честно, так, словно для себя, и излагать без «сюсюкания» и упрощения.


«Главная задача не только в том, чтобы развлечь читателя, а в том, чтобы дать ему то, что интересно и важно мне самому».
Д. Емец

 
   Фото: Андрей Ткаченко

 
Из биографии писателя

Дмитрий Емец родился в Запорожье, 27 марта 1974 года в семье метеоролога и журналистки. Его воспитанием занималась бабушка Наташа. Ей он посвятил свою первую книгу – «Дракончик Пыхалка». Емец – это настоящая фамилия (ударение на второй слог – емЕц). В детстве ему ужасно не нравилась его фамилия.

Далее молодая семья жила на Камчатке, а через шесть лет перебралась в Москву. Когда Дима учился в первом классе, в гостях у одноклассницы он увидел корешок белой обложки Карло Коллоди «Пиноккио». С этого началась его любовь к литературе. Самые же любимые в детстве повести-сказки – это «Вини Пух», «Маугли», «Незнайка». Но особенно впечатлила его книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» он прочитал ее раз пятнадцать в возрасте от 7 до 10 лет. Потом уже не перечитывал, чтобы не потерять то детское ощущение. Из этих прочитанных книг складывался его первый читательских опыт. В более зрелом возрасте писатель зачитывался «Одиссеей капитана Блада» Рафаэля Сабатини, «Чёрной стрелой» Роберта Стивенсона.

Дмитрий учился в английской спецшколе, много читал книги о путешествиях, набирал целую спортивную сумку книг в библиотеке журнала «Литературная учёба» – в ней работала его мама – и в неделю прочитывал две, три, четыре книги. Иногда так уставал от чтения, что к вечеру даже разговаривать не мог! И снова придумывал свои разные истории.

«Думаю, от мамы я унаследовал сердце, ум и литературные способности, а от папы – здравый подход к жизни и определенную, в хорошем смысле, практичность. Я все детство слушал, как она стучит на печатной машинке. Статьи, повести, рассказы. А когда машинка освобождалась, я сам начинал что-то стучать на ней. Польская такая машинка, белая... Обычно это были всякие рыцарские повести, которые заканчивались на 14-й странице потому, что я терял к ним интерес и понимал, что не вытягиваю».


Свое первое целостное произведение он написал в девять лет. Пытался писать стихи, но, на его взгляд, они были слабые.

После окончания школы поступил на филфак МГУ и вновь начал экспериментировать с написанием рассказов и повестей. В университете у него появился первый компьютер. Вначале он писал научные работы по Чехову и по Гоголю. Это было ужасно скучно, таким наукообразным языком. Чтобы отрываться и отдыхать, он стал писать веселые детские книжки. С полным отрывом для самого себя. И, может быть, как-то попал в струю, попал в нишу.

«У меня было затянувшееся детство. Мне хотелось и дальше читать повести-сказки, но такие, которые еще не написаны. Так, отчасти как филологическая игра, отчасти для моего внутреннего читателя появились мои первые книжки – «Дракончик Пыхалка» и «Приключения домовят».

Свою первую книгу, повесть-сказку «Дракончик Пыхалка», Дмитрий Емец написал, будучи студентом-третьекурсником. Он решил продать свое творчество и начал искать журналы, которые захотели бы опубликовать его. А в 1994 году на полках книжных магазинов появилась его дебютная книга.

После окончания университета Дмитрий остался в аспирантуре. Защитил кандидатскую диссертацию и является кандидатом филологических наук. В 22 года пополнил ряды Союза писателей России, став самым молодым его членом. Потом он постепенно взрослел вместе с книгами. Вначале это были повести-сказки – «Дракончик Пыхалка», «Приключения домовят», «Властелин пыли». Затем это была фантастика – «Тайна звездного странника», «Сердце пирата»...

 

Творчество

«Мама, Татьяна Георгиевна, наставляла меня на писательский путь стуком пишущей машинки, который доносился из ее комнаты. И еще тем, что в нашем доме всегда было исключительно много книг. Подчеркиваю, исключительно много!»

«Я пишу в жанре фэнтези. Это очень удобный жанр, это жанр – чемодан, в который можно положить всё, что угодно. Можно использовать и вполне реалистические вещи, и пофилософствовать, если хочется…»

«Я пишу для себя. Уже давно понял, что нельзя писать книгу для придуманного читателя. Если я буду писать книгу для вас или для 10-летней девочки, я буду врать. Ведь я не являюсь никем из вышеназванных. Писать нужно с полным отрывом и для себя, тогда читатель пойдет за тобой и за тем, что интересно тебе. И твоя история становится его историей. Начинаешь подстраиваться – сразу гибель. Поскольку я человек уже взрослый, книга получается универсальной: для читателей от 8 до 80 лет».

 

Дмитрий Емец «Дракончик Пыхалка» (1994)

«Дракончик Пыхалка – это самая первая моя книга, повесть-сказка, которую я очень люблю. Тут все мои ростки».

Однажды в квартире обычной московской девочки Маши из старинного бабушкиного сундука появился... настоящий дракончик. Много лет назад Пыхалка потерялся, залез в сундук и уснул, а разбудили его расшалившиеся Машины игрушки – нарядная кукла Оля, пупс Куклаваня, зайчата и кошка Дуся. Куклам и их хозяйке очень понравился новый знакомый, но они даже представить не могли, что подружатся с ним и отправятся на сказочный остров Буян, чтобы помочь Пыхалке найти свою маму, которую он не видел уже много-много лет.

А далее последовало продолжение приключений: «Дракончик Пыхалка и Великий Мымр» (2011), «Дракончик Пыхалка. Приключения в Сказочной стране» (2012).

 

Дмитрий Емец «Приключения домовят» (1995)

Митины папа и мама и представить не могли, какие необычные друзья скоро появятся у их сына! По правде, Митя и сам не ожидал, что, переехав в новую квартиру, подружится … с домовятами! Проказливыми, изобретательными и очень, очень непоседливыми! Какую только шалость не придумают Хлопотун, Пузатик и Вреднючка: дуэль на подушках, суп из мочалки, укрощение собаки воздушными шариками! Но самое интересное друзей ждет впереди – знакомство со сказкой!

«Домовята – фольклорные персонажи, и мне было очень интересно писать о маленьких человечках, которые живут в наших квартирах. Причём, я так увлёкся, что думал: вдруг я умру до того, как закончу эту книгу (шёл 1995 год)! Тогда был какой-то особенный восторг, казалось, что я могу сказать миру что-то очень важное. Это всегда бывает, когда ты пишешь первые книги. У меня не много повестей-сказок, но это первые мои работы, я их очень люблю».

 

Дмитрий Емец «Властелин Пыли» (1996)

В 1996 году выходит еще одна книга Дмитрия Емца – «Властелин пыли». Литературоведы отмечали свежесть языка писателя, выдумку, талантливо нарисованные характеры персонажей.

В руки второклассницы Наташи и её брата Стёпки случайно попал портфель. Из него неожиданно выпрыгнули говорящие зверята – тигрёнок Тигруша и зайчик Афоня. А на дне портфеля обнаружилась книга в кожаном переплёте. Оказалось, что она волшебная и принадлежит Мыльному Человечку, магу из Волшебного Царства. Друзья решают, что нужно немедленно разыскать Человечка и вернуть ему портфель. Но вот кошмар! Царство захватил злой колдун Властелин Пыли, и, чтобы стать полноправным правителем, ему не хватает всего одной детали – Волшебной книги! Чтобы до неё добраться Пыльный Колдун не остановится ни перед чем, и даже попытается проникнуть в человеческий мир.

 

Дмитрий Емец «Космический пират Крокс»

«Сердце пирата» (1995), «Тайна «Звёздного странника» (1997), «Возвращение космического пирата» [= «Гладиатор забытых созвездий»] (1998), «Охота на пирата» [= «Пират против всей галактики»] (2000).

Андрей и его друг робот Баюн, решив присоединиться к космической экспедиции, попали в серьёзную переделку. Впоследствии они оказываются в лапах космического пирата, получеловека-полукиборга капитана Крокса, с которого и начинаются их приключения. Во всех приключениях также участвует Лависса, дочь президента планеты Деметра.

 

Дмитрий Емец «Компьютер звёздной империи» (1998), другое название «Планета чёрного императора»

Началась эта история с того, что Ира Матвеева приобрела странный компьютер. А в нем – программа уничтожения нашей планеты! И остановить ее невозможно! Иркин друг, Костик, такую «игру» видел впервые. К тому же настораживал таймер, неумолимо отщелкивающий оставшееся до катастрофы время. А тут еще выяснилось, что взрыв Земли уже четко запланирован в другом месте. Это место не что иное, как владения жестокого Черного Императора! И ребята, желая предотвратить трагедию, совершают грандиозное путешествие в… 2000 год до нашей эры! Но нечисть Черной Империи уже поджидает непрошеных гостей…

 

Дмитрий Емец «Месть компьютера» (1998), другое название «Месть мёртвого Императора»

Мама купила Сереже компьютер. Казалось бы, внешне он самый обыкновенный, но что-то с ним не так, и Сережа это сразу заметил. Еще бы – машина, способная принимать форму самых разных компьютеров, явилась из гиперпространства, где долго выжидала нужный момент. Цель компьютера – завершение плана Черного Императора и уничтожение всей планеты. Запущена смертоносная программа, и Земле грозит неминуемая гибель. Чтобы предотвратить мировую катастрофу, капитан Гугль и Сережа должны отыскать и уничтожить зловещий компьютер-разрушитель.

 

Дмитрий Емец «Мутантики» (1998), «Королева мутантиков» (1998), «Сокровища мутантиков» (1999)

На Мутатерриториях живут три народа – шерстюши, лобастики и реакторные карлики. Каждый народ обладает своей уникальной магией. Шерстюши, милые пушистые существа, на несколько минут в день могут становиться невидимыми. Лобастики – интеллектуалы и телепаты – передают мысли на расстояние и умеют создавать миражи. Реакторные карлики умеют маскироваться, принимая форму любых предметов, равных им по весу.

В последние годы коварные реакторные карлики процветали, а другим приходилось туго. Но скоро все изменится. Близится Ночь Определения Камня, и баланс мировых сил может сместиться в пользу Света, если в полнолуние Магический Кристалл окажется в добрых руках.

 

Дмитрий Емец «С Новым годом, Снеговик!», другое название Ловушка для Кощея (1999)

Главный герой – мальчишка, но вряд ли девочки останутся равнодушны к его волшебным приключениям. Действие происходит в наши дни и в нашем мире: совершенно обычный мальчик Ваня, ученик обычной школы, встречается с добрыми и злыми силами. Кого здесь только нет! И оживший Снеговик, и снежный конь самого Деда Мороза, и Снегурочка, и Кощей Бессмертный, и Баба Яга и прочие сказочные герои. На протяжении всей истории с Ваней происходят самые необыкновенные приключения и превращения. И он смог доказать, что и в наши дни есть место чуду, главное – в него верить.

 

Дмитрий Емец «Таня Гроттер» (романы в стиле фэнтези, написанный с 2002 по 2012 год).

Наибольшую известность писателю принесла нашумевшая серия «Таня Гроттер». По словам Емца, ему нравились книги о Гарри Поттере, и он почувствовал, что мог бы написать не хуже. В 2002-м вышла в свет первая книга о приключениях Тани Гроттер.

После выхода «Тани Гроттер» писателя, разумеется, обвинили в плагиате – из-за созвучного названия, похожей концепции, аналогичных сюжетных линий. В Голландии отменили публикацию первого тома по решению суда – Емец проиграл адвокатам Роулинг. Впрочем, это не помешало «Гроттер» выходить в России, а перевод, предназначенный для Голландии, издали в Бельгии.

На обвинения в плагиате писатель отвечает предложением почитать его книги. «Таня» начиналась, как пародия на «Гарри Поттера», но постепенно, примерно с третьей книги, стала самобытной.

Главной героиней является девочка Таня Гроттер, чьи родители погибли от рук злой колдуньи Чумы-дель-Торт. Саму же Таню убить не удалось, так как она была защищена Талисманом четырёх стихий.

Директор магической школы Тибидохс, академик Сарданапал Черноморов, оставил Таню в футляре от контрабаса перед дверью единственных родственников девочки – семьи депутата Дурнева. У них Таня провела своё детство, постоянно терпя насмешки и издевательства со стороны Дурневых, их дочери Пипы (сокращенно от «Пенелопа») и её одноклассников.

Из-за выявленных магических способностей Тани девочку забрали в Тибидохс, который и стал её домом. Здесь Таня пережила множество приключений и нашла новых друзей.

Магия, по словам Емца, в его книгах носит сугубо игровой характер: после прочтения никто не начнёт увлекаться мистикой всерьёз. Его фэнтези другой направленности – оно юмористически-философское и заставляет задуматься.

Свои книги писатель адресует широкому кругу читателей, а не только детям или подросткам. Он называет свои произведения универсальной юмористической прозой. По наблюдениям Емца, дети хорошо воспринимают «Таню» лет с 10-11, но познакомиться с серией можно и взрослым людям – тут нет ограничений.

Серия имела сравнительно большой коммерческий успех в России и, по словам представителя издательства «Эксмо», которое её издавало, первая книга быстро разошлась тиражом в 100 тысяч экземпляров.

Насчитывает 14 книг и к 2016 году выдержала семь переизданий. Кроме того, собраны в отдельные книги красочные цитаты и фразы, которыми пользовались герои романов о Тане.

Есть замечательная профессиональная озвучка первой книги «Тани Гроттер» от Аллы Човжик! Так что любимые книги можно еще и слушать!

 

Дмитрий Емец «Мефодий Буслаев»

В 2003 году Дмитрий Александрович приступил к циклу о подростке Мефодии Буслаеве, который в двенадцать с половиной лет узнаёт, что он – будущий повелитель мрака, получивший силу ещё в момент рождения – в час солнечного затмения. Новая серия вышла довольно масштабной и очень полюбилась читателям. Заключительная – 19-я часть вышла 27 мая 2016 года.

Действие происходит в мире, внешне схожим с реальным, но полным магии. Там обитают волшебники, магические существа и самые разные сверхъестественные сущности.

Главным отличием от полусказочной и рассчитанной на более юного читателя «Тани Гроттер», где в центре внимания стоят личные отношения между волшебниками, «Мефодий Буслаев» освещает куда более масштабный вопрос борьбы добра и зла, света и тьмы. Добро и Зло в серии чётко разделено, но большинство персонажей сочетают в себе и доброе, и злое, благодаря чему получаются живыми и интересными.

В серии преимущественно вскользь упоминаются герои «Тани Гроттер» за исключением Лигула становящегося главным антагонистом (хотя в серии «Таня Гроттер» он упоминался вскользь). В серии упоминаются ранее описанные в «Тане Гроттер» места, такие как Лысая Гора и школа магии Тибидохс, а также некоторые артефакты; впрочем, о Мефодии Буслаеве несколько раз упоминается в «Тане Гроттер». В целом же серии не пересекаются, поскольку действие, угол обзора мира и общая концепция «Мефодия Буслаева» больше. Серия предназначена для более старшего читателя: последние книги серии уже относятся к категории 16+, они серьёзны, местами натуралистичны, и даже самые молодые персонажи там уже достигают двадцатилетнего возраста.

«Мефодий Буслаев проходит долгий путь от служения темным силам к служению добру. Серия состоит из 19 книг. Я писал эту историю 10 лет. Наверное, это самый масштабный мой проект. Кто любит толстые книги, останется доволен – в сумме этот «сериал» занимает больше восьми тысяч страниц. Если их все вместе сложить, можно надолго окунуться в фантастический мир».

 

Дмитрий Емец «Школа Ныряльщиков» («Шныр»)

Параллельно с работой над «Мефодием Буслаевым» весной 2010 года автор представил первую книгу новой, совершенно оригинальной серии «Школа Ныряльщиков» для более старшего круга читателей. Упрощённое название серии – «ШНыр». В ней родоначальник жанра «хулиганское фэнтези» Дмитрий Емец создаёт мир, позволяющий по-новому взглянуть на самые привычные вещи. Этот мир сложней и опасней предыдущих миров писателя, и главные герои в нём взрослее – на начало серии им по 16–20 лет. В отличие от предыдущих сериалов автора «ШНыр» не имеет главного персонажа.

Мир без лжи и предательства, мир, в котором нет места слабости и отчаянию, – таков мир шныра. Все шныры были когда-то выбраны чудесными золотыми пчёлами и доставлены в Школу. Подростки проходят специальную подготовку: изучают кодекс и правила ШНыра, учатся летать на пегасах, обращаться с нерпью и боевым оружием – шнеппером. Все они – не маги, хотя их способности превосходят всякое человеческое разумение. Если где-то в мире происходит что-то значительное или необъяснимое, значит, дело не обошлось без шныров. Их главная задача – спасать жизни людей, рискуя своей, и мешать воцарению зла в мире. Они не имеют права ничего взять себе, такова их сущность и таков закон ШНыра.

«Школа ныряльщиков»: «Пегас, лев и кентавр» (2010), «У входа нет выхода» (2010), «Мост в чужую мечту» (2011), «Стрекоза второго шанса» (2012), «Муравьиный лабиринт» (2013), «Череп со стрелой» (2014), «Глоток огня» (2015), «Седло для дракона» (2017), «Цветок трёх миров» (2017), «Замороженный мир» (2019), «Дверь на двушку» (2019), «Сердце двушки» (2021).

 

Дмитрий Емец «Ева и магические существа»

«2020 стал годом появления новой серии «Ева и магические существа». Основных серий у меня три – «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев» и «Шныр» («Школа ныряльщиков»). Сейчас ещё вот появилась «Ева Дедята». Это серия юмористического фэнтези с элементами детектива. Думаю, она может быть интересна тем, кто любит «Таню Гроттер». В «Еве» много юмора, а ещё она хорошо подходит для запускающего чтения. То есть может стать такой же дверью, как «Таня Гроттер», через которую читатель будет приближаться к другим моим книгами – «Мефодию Буслаеву» и «Шныру».

Ева – обычный подросток с бунтарским характером. В жизни у нее ничего интересного: живёт с мамой, учится в школе. Но однажды она случайно оказывается в мире магии с множеством фантастических и мифических существ! С джиннами-водителями такси, с гномами, работающими в автомастерской, с русалками, драконами, и другими сказочными существами. Оказывается, Ева обладает необыкновенной способностью общаться с этими самыми Магическими существами, а те бескорыстно дарят ей свою магию.

Магический мир отделяет от обычного стена настолько тонкая, что порой она становится проницаемой. Есть Москва и есть Магсква, Санкт-Петербург и Магтербург – и миры эти совсем рядом, как соседи по лестничной клетке, которые никогда друг с другом не разговаривают.

«…я люблю большие толпы персонажей. Пускаю в книгу сотню героев или даже больше и смотрю, что из этого получится. Допустим, в «Школе Ныряльщиков» более десяти главных героев. Мне нравится эта концепция: сразу несколько параллельных историй, сюжетных линий. Это возможность сериала. В «Мефодии Буслаеве» 19 книг, в «Тане» – 14, в «ШНыре» – 12. Это позволяет на большом полотне изобразить не одну, а много фигур. Мне так интереснее и читателю, надеюсь, тоже».

 

Дмитрий Емец «Заступники земли Русской»

Для Сретенского монастыря Дмитрий Александрович создал серию исторических портретов русских князей под названием «Заступники земли Русской».

Эта книга предназначена для тех семей, которые ценят патриотически-историческое воспитание. Дмитрий провел исследование былин, летописей, исторических трудов и пересказал их, свойственным ему прекрасным литературным языком, доступным современным детям и подросткам. Очень интересно представление скифов, равно как кентавров и амазонок; удивит описание Ахиллеса, впечатлит царица Томирис, надменный Дарий, кровожадный Кир. Сразу следует отметить, что тут не стоит ждать фантастики или фэнтези, которые звучат в тегах. Эта книга совершенно не фэнтезийная, и не сказочная. Скорее это вольный пересказ истории, древней Руси в интерпретации автора, адаптированный для юных читателей.

Все известные исторические персонажи древней Руси пройдут вереницей перед глазами читателя – Рюрик, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский, Владимир Мономах, Александр Невский, Роман и Даниил Галицкие, Дмитрий Донской, Иван Калита. На последнем книга и закончится да не просто так, а на таком поучительном пассаже.

Заступники земли Русской – наша гордость, наша память, наша история, которую нужно знать, помнить и передавать своим детям. Эта книга – один из помощников в этом очень нужном деле.

2015 год 2008 год 2004 год 2004 год

 

Дмитрий Емец «Древняя Русь. История в рассказах для школьников»


В 2016 году вышла книга «Древняя Русь. История в рассказах для школьников» с иллюстрациями Виктора Бритвина.

Эта книга рассказывает о далеких временах Киевской Руси. О жизни девочки Весеи из племени полян, о судьбе проданного в рабство мальчика Бакуни, о мужественном кузнеце Молчане, жадном купце Паслее и многих-многих других. О том, как жили в старину знатные князья и обычные люди, как работали и отдыхали, путешествовали и воевали, как их трудами и заботами превращалась Киевская Русь в большое сильное государство.

При отборе материала автор не отступает от устоявшихся взглядов на историю. В выборе сюжетов он полагается на первоисточники, в том числе, на знаменитую «Повесть временных лет». Во время работы над книгой Дмитрия консультировали историки. Все это делает «Древнюю Русь» исторически достоверной. Вместе с этим Емцу удается увлечь читателей художественностью и эмоциональной окрашенностью рассказов. Читая эту книгу, эти небольшие рассказы-зарисовки, мы словно становимся непосредственными участниками и одновременно наблюдателями исторических событий.

Вот девочка Весея сидит на берегу и плетет венок. Вот могучий кузнец Молчан Гиря с легкостью уходит из хазарского плена и гибнет от вражеской стрелы. Вот Аскольд и Дир идут войной на Царьград. Переживая за героев, постепенно узнаем о ключевых исторических событиях древнерусской истории: от призвания Рюрика до крещения Руси князем Владимиром.

 

Творчество и семья. «Моя большая семья»


«Мне нужна беготня, чтобы думать и писать».
Дмитрий Емец.

В 2015 году Дмитрий Емец начал серию для читателей всех возрастов – «Моя большая семья». Автор книги – сам многодетный отец, и семья Гавриловых из повести во многом списана именно с реальной семьи писателя. Папа Гаврилов тоже пишет книги, а семья Емца тоже имеет опыт переезда и жизни в курортном городе. Дмитрий Емец очень точно и с юмором описывает особенности быта с детьми, характерные для разных возрастов привычки и манеры поведения, детали из окружающей действительности, которые далеко не всегда заметит не-родитель. Кроме того, в книге можно найти лайфхаки, которыми пользуется большая семья, и много забавных и запоминающихся афоризмов.

«В начале семейной жизни я не представлял себя многодетным, но, когда родилось двое детей, мне это понравилось и захотелось, чтобы их стало больше. Жена как-то не очень сначала поддержала мою идею, она говорила: «Давай подождем несколько лет, пока все как-то устаканится». Но мне не хотелось ждать, и родилась Катя, потом Оля, потом Саша, потом Миша, потом Соня».

Ежедневные наблюдения писателя за жизнью своей и не только своей семьи вылились в эту звенящую смехом серию.

Д. Емец «Моя большая семья. Бунт пупсиков» (2015)

Знакомьтесь! Петя, Вика, Катя, Алена, Саша, Костя, Рита и конечно мама и папа! А еще три собаки, одна кошка, ручные крысы, красноухая черепаха, голуби. Вся эта большая семья живет в небольшом приморском городке, и жизнь ее напоминает веселую чехарду из приключений. Например, к Алёне каждую ночь прилетает дракон. Саша все время что-то изобретает, старший Петя проспорил уже целых два миллиарда рублей двухлетней Рите. Вика, обожает лошадей и поэтому научилась скакать галопом, как лошадь, Костя чемпион по боданию, Катя знает все на свете и всегда готова дать совет, а все вместе они пытаются вырыть тоннель до центра земли!

«Как тяжело любить кого-нибудь, кроме себя! А остальное все ужасно легко», – говорит папа Гаврилов. Но на самом деле, в этой книжной семье, несмотря на мелкие ссоры и даже детские драки, несмотря на не всегда добрые шутки и отбирание друг у друга чашек с чаем, все друг друга любят.

А читать эту добрую и смешную книгу о папе, маме и семерых детей, очень весело и радостно тоже всей семьей.

Продолжение: «День карапузов» (декабрь 2015), «Таинственный Ктототам» (декабрь 2016), «Золото Скифов» (июль 2018), «Похищение Пуха» (декабрь 2018)

 

Как приучить ребенка к чтению

Если вас интересует, как Дмитрий прививает любовь к чтению своим детям, то писатель советует организовать дома большую, желательно, очень большую библиотеку и читать … аудиокниги: «Если ребенок упорно не читает, а у вас нет времени, чтобы ему читать, ставьте аудиокниги. Это не идеальная замена, не стопроцентная, но очень хорошая ступенька к чтению. Причем лучше всего запускать с сериалов».

… а также запускать процесс чтения как можно раньше, чтобы потом не было поздно. У писателя есть даже свой собственный способ, как уговорить читать книги детей. Обычно он дает им на выбор несколько книг и наблюдает, «не застревает ли ребенок на одной из них».

А вот среди отвлекающих факторов Дмитрий выделяет смартфоны: «Смартфоны мешают чтению. Как правило, это минус один год к развитию. Я и по своим детям это вижу».

Что сделать, чтобы ребенок полюбил чтение? Как можно больше читать ребенку вслух.

А вообще, старайтесь поменьше смотреть телевизор, у вас будет гораздо больше свободного времени. «Пока мы не сослали телевизор в гараж, где он намок, потому что гараж протекает, у нас было меньше времени для того, чтобы читать и писать. Когда вы читаете книгу, забравшись в кресло или с фонариком под одеялом – вы наедине с произведением. А перед экраном монитора, когда постоянно приходят сообщения «в контакте», пищит «аська» и скайп, ты ощущаешь себя как будто в толпе. Между прочим, и глазом бумажная книга воспринимается в раз лучше, чем текст на экране компьютера!»

Я помню, как в детстве открывал телевизионную программу, видел, что на неделе будет 3-4 мультика и один фильм. Подчеркивал их желтым фломастером. У меня тогда была возможность вычленить из объема информации то, что мне интересно. Современный человек перегружен. Всех фильмов не пересмотреть, во все игры не переиграть. И книга тут вытесняется на второй план.


Принудиловки к чтению папиных книг в семье Емца нет. Кто-то из детей критикует творчество папы, а другие, наоборот, с интересом читают.

Подробнее

 

Дмитрий Емец о себе и о своем творчестве

«Основное, что как мне кажется, востребуется читателем в моих книгах – это любовь, и юмор. Пишу ли я книги для детей? Надеюсь, что нет. Скорее, и для детей тоже. Сугубо детские книги мне писать уже давно неинтересно. Детский писатель Емец скончался в страшных судорогах году в 99-м, когда я окончательно сделал ручкой детству. Старенький тридцатилетний мальчик – это было бы не только грустно, но и патологично.

Чехов хорошо говорил, что детской литературы не признает, как не признает и детской еды. Есть только часть еды взрослой, которую нельзя давать детям. То же самое, глобально, и с литературой. Книга или читается всеми – детьми и взрослыми, как, скажем, сказки Андерсена или «Маленький Принц» – или не читается никем.

Реальный же возраст моего читателя – если судить по письмам и тем людям, что приходят на презентации и встречи в магазинах, где-то от 11 до 60 лет. Иногда говорю, 9–99 лет, но это как в картах, перебор».

 

Дмитрий Емец о современной детской литературе

Тогда что такое современная детская литература?

– Должен отметить, что детская литература очень сильно рванула. И хотя есть мнения, что ее вообще нет и нужно брать примеры с Николая Носова – это все ерунда, на мой взгляд. И люди, которые так говорят, просто ничего не смыслят в литературе. То же самое, что сказать челябинцам: «Берите пример с Новосибирска». Ведь это абсолютно разные города: с разной спецификой, климатом, условиями и прочими тонкостями. В советское время было всего несколько детских писателей, которые смогли пробиться и стать известными. Сейчас все по-другому. Писателей сегодня много! Да, их книги не в таком масштабе поддерживаются мультипликаторами и кинематографистами, нет такого объема госфинансирования. По этой же причине, кстати, и нет бешеных тиражей. Но по качеству литературы – современные авторы очень сильные.

Разве может простой читатель, не филолог, понять: кто сильный, а кто нет?

– Вот в этом и заключается сложность. Сейчас очень много распыления…

Не так давно главный редактор издательства «Росмэн» признал, что современным детям уже не интересен «Незнайка» и прочие любимые герои, на которых выросли все мы. Что же нужно писать сейчас, чтобы привлечь такую сложную аудиторию, как дети?

– Я думаю, что слова немного искажены или, скорее всего, звучали совсем в другом контексте, с упором на то, что современному ребенку нужна современная литература.

«Незнайка», «Винни-Пух», «Маугли», «Карлсон» ... Я не верю, что эти книги могут устареть или стать неинтересными детям. Другое дело, что литература не остановилась и подобные, или даже равные им книги, продолжают появляться. Есть Эдуард Веркин, есть Татьяна Леванова, есть другие сильные детские авторы.

А про привлечение читателей... Это звучит как инструкция из женского пособия: «Как привлечь мужчину». Да чем больше привлекать, тем он дальше убежит. Не надо никого привлекать. Будьте самим собой! Детей вообще не существует. Есть маленькие люди, есть большие люди. Но люди! Детская литература – если задуматься, это литература взрослая, но с определенными нравственными фильтрами. То есть в ней не должно быть грязи. А все попытки создавать литературу собственно детскую, с конфетным языком, с сюсюканьем, со всем этим прочим, изначально провальны. Это сейчас уже все понимают, и такая литература практически уже и не всплывает, к счастью.

«Важно, чтобы одну и ту же книгу читали и родители, и дети. Тогда найдутся общие темы для разговоров, а не только обсуждение успеваемости на уроках».
Дмитрий Емец.

 

Источники:

  1. Дмитрий Александрович Емец. – Текст: электронный // Биограф : [сайт]. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/dmitrij-emets/ (дата обращения: 11.10.2022).
  2. Дмитрий Емец: «Для меня каждый сериал – одна большая книга» / беседовала Анастасия Васильева. – Текст: электронный // Информационное агентство «Удмуртия» : [сайт]. – 2022. – 7 сентября. – URL: https://udmurt.media/rubrics/kultura_i_turizm/447217-dmitriy-emets-dlya-menya-kazhdyy-serial-odna-bolshaya-kniga/?ysclid=l92wyixvm9644812938 (дата обращения: 11.10.2022).
  3. Дмитрий Емец: «В три года бабушка читала мне сопромат» / беседовала Наталия Хомякова // Челябинский обзор онлайн : [сайт]. – – 11 сентября. – URL: https://obzor174.ru/intervyu/sovremennyy-pisatel-fantast-ob-audioknigah-religii-v-literature-i-detyah?ysclid=l96srl7auz680586909 (дата обращения: 11.10.2022).
  4. Емец Дмитрий Александрович. – Текст: электронный // ПроДетЛит : [сайт]. – URL: https://prodetlit.ru/index.php/Емец_Дмитрий_Александрович (дата обращения: 11.10.2022).
  5. Ковальский, А. Дмитрий Емец / Алексей Ковальский. – Текст: электронный // 24 СМИ : [сайт]. – – URL: https://24smi.org/celebrity/38530-dmitrii-emets.html (дата обращения: 14.10.2022).
  6. «Писатели проживают несколько параллельных жизней»: Дмитрий Емец о том, почему любит свою профессию. – Текст: электронный // Дзен. ВДЦ «Смена». – URL: https://dzen.ru/media/id/60d71d5d87949f1dc65d98dc/pisateli-projivaiut-neskolko-parallelnyh-jiznei-dmitrii-emec-o-tom-pochemu-liubit-svoiu-professiiu-62a83c693f68821d19173ba2 (дата обращения: 13.10.2022).