![]() |
Рачёв Евгений Михайлович
|
Первые издания с иллюстрациями Евгения Михайловича Рачёва давно стали библиографической редкостью, объектом целенаправленного коллекционирования, предметом гордости их обладателей.
У читателей «рачёвские» книги всегда пользовались огромной любовью. Не утратили они популярности и сегодня. В прекрасном современном полиграфическом исполнении их выпускают «Акварель», «Детская литература», Издательский Дом Мещерякова, «Малыш», «Петроглиф», «Речь» и другие известные издательства страны.
Книги с рисунками Е. Рачёва
![]() |
![]() |
![]() |
Биография
Евгений Михайлович Рачёв родился 8 февраля (26 января по старому стилю) далекого 1906 года в Сибири, в Томске. Отца потерял очень рано. Его мать работала врачом. Овдовев, когда сын был совсем маленьким, она повторно вышла замуж за инженера-строителя и уехала в Новороссийск. До четырнадцати лет Женя рос в селе Юдино под Томском, у бабушки. Сибирь воспринималась ребенком как сказочная страна, такой она вошла в его память и осталась в ней навсегда. Мальчик рано полюбил лес и часто бывал в тайге, наблюдая за повадками птиц и зверей, а потом по памяти рисовал увиденное.
Когда Евгению исполнилось 14 лет, умерла его бабушка. Шла Гражданская война и мальчишке, спасаясь от голода, в одиночку пришлось три месяца добираться через всю растревоженную революцией Россию из Сибири в Краснодарский край, к маме. Ехал на крыше товарного вагона, и чуть было не стал беспризорником. Неизвестно, чем бы закончилось это опасное путешествие, если бы не возвращавшиеся с фронта солдаты. Они взяли уставшего и исхудавшего паренька в свой вагон-теплушку, обогрели, накормили и довезли до Новороссийска.
Впервые увидев море, юноша был очарован его красотой и кораблями и поступил в мореходную школу. Одновременно работал машинистом на лебедке и грузчиком в порту. Богатое воображение побудило подростка вновь начать рисовать. Евгений копировал открытки и иногда пробовал писать стихи. Любовь к живописи привела юношу в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, который в 1928 году он окончил с отличием. В те годы преподавание в этом техникуме было поставлено очень хорошо. Многие преподаватели приехали из Петербурга и Москвы (спасаясь от голода). Далее Рачёв переехал в Киев и поступил на полиграфический факультет Киевского художественного института, но бросил его через год.
В его первые книжных иллюстрациях ощущалось сильное влияние известных мастеров детской книги В. Лебедева и Е. Чарушина, но постепенно, в процессе упорной работы, Рачёв находит собственную манеру рисунка. Когда в 1936 году в московском Детиздате (впоследствии «Детгиз») готовили к печати книгу «Хитрые утки», рисунки к ней (по настоянию автора Майка Гервасиевича Иогансена) предложили выполнить Евгению Михайловичу. Результат понравился, и художника пригласили работать в издательстве постоянно. В середине 1936 года Евгений Рачёв переехал в Москву.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а 7 ноября 1941-го Евгений Михайлович Рачёв вступил в народное ополчение. В составе пулеметного батальона он участвовал в обороне Москвы, в боях под Истрой. 1942 год, по словам Рачёва, он «провел в Юхновских болотах» сначала рядовым, а затем художником. После зачисления в редакцию армейской газеты «Боевая тревога» рисовал портреты бойцов, карикатуры, иллюстрировал тексты. Рачёву было присвоено звание лейтенанта. В июле 1943 года художника Рачёва направили в Главное дорожное управление Советской Армии. Война для Рачёва закончилась в августе 1945 года. Как и многие фронтовики, Рачёв не любил вспоминать о войне. Некоторые его военные зарисовки были показаны на выставке в 1946 году в Московском союзе художников. Но в дальнейшем художник в своей работе к военной теме никогда не обращался.
![]() |
![]() |
![]() |
Е. Рачёв, 1942 г. | Рачёв Е.М. Рисунки для фронтовой газеты. |
Творчество
![]() |
«Если Вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке – значит, получилось у меня как в сказке. Если Вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, – значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую». Е. Рачёв |
После войны Евгений Михайлович продолжил работу в московском издательстве «Детгиз». Начиная с 1960 года Рачёв, стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет. Что же делает иллюстрации Рачёва такими узнаваемыми? Конечно же, сказочные животные в очеловеченном виде. Сейчас в это трудно поверить, но когда художник принес свои первые рисунки с героями-животными так похожими на людей, то издательство не знало, как поступить. Почти год его не решались печатать. Потому что до Рачёва никто так не рисовал. Это было совершенно по-новому.
![]() |
![]() |
![]() |
Одной из первых книг, которую Рачёв иллюстрировал в первые послевоенные годы, были трогательные и забавные «Алёнушкины сказки» Мамина-Сибиряка. |
Немного позже он начал работать над народными сказками. Именно тогда, впервые, художник «одевает» своих героев-животных в человеческие одежды. Отчасти для того, чтобы придать своим персонажам больше комичности и занимательности, но более всего для того, чтобы выразить в рисунках народный колорит.
![]() |
Книги раскупали нарасхват. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей. |
![]() |
«Мне хотелось рисовать сказочное существо, вроде бы и зверушка и в то же время несет в себе черты человеческого характера. Меня это больше всего влекло». Е. Рачёв |
![]() |
До 1949 года рисунки Рачёва были черно-белыми. Его первыми цветными работами стали иллюстрации к сказкам «Петушок – золотой гребешок» и «Рукавичка». Сказку «Рукавичка», впервые изданную в 1951 году, многократно переводили на другие языки мира. «Рукавичка» с иллюстрациями Рачёва на японском языке – одна из трех самых долго продаваемых детских книг в Японии. |
Иллюстрации Евгения Михайловича прямо-таки излучают умиротворение, теплоту и гармонию. Он любил рисовать пастелью (иногда акварелью, гуашью, углём) по тонированному фону, выбирая чистые, спокойные цвета, что во многом способствовало особой мягкости, «ласковости» его работ. Лисы и медведи, зайцы и коты, сороки и петухи художника Рачёва, одетые им в народные костюмы, лишь на первый, невнимательный взгляд кажутся сугубо декоративными. Они всегда необычайно выразительны, поскольку наделены множеством черт и чёрточек, присущих нам, людям, – человеческими характерами.
![]() |
![]() |
![]() |
«Колобок» |
«Два жадных медвежонка» |
|
![]() |
||
Иллюстрации Е. Рачёва к народным сказкам |
Большую помощь Евгению Михайловичу в его творчестве оказывала жена Лидия Ивановна Рачёва, которая часто зарисовывала орнаменты и народные костюмы в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, готовила книжные макеты, добиваясь точного соответствия размеров текста и иллюстраций, была составителем сборников сказок.
![]() |
![]() |
Е. Рачёв с женой Лидией Ивановной | Семья Рачёвых |
Когда Евгений Михайлович взялся за иллюстрации к басням Крылова, жена в архивах собрала материал, который позволил связать сюжеты басен с реальными событиями.
![]() |
![]() |
![]() |
Именно поэтому получились уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, которым они были посвящены. В этой книге басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые раскрывали читателям смысл, заложенный в них Иваном Андреевичем Крыловым. |
Крылов И.А. Ворона и лисица |
Крылов И. А. Лебедь, рак и щука |
Начиная с 50-х годов, Рачёв иллюстрирует сатирические сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и басни Сергея Михалкова.
![]() |
Евгений Михайлович считал, что к иллюстрированию сказок нужен различный подход в зависимости от характера сказки. Всякая сказка, при всей её внешней фантастичности и нереальности, всегда исходит из жизни, высмеивает человеческие пороки и утверждает добрые человеческие качества. Звери в сказке или басне – это только внешняя личина её героев, а суть всех этих образов человеческая. |
В книге «Терем-теремок» собраны русские народные сказки о животных. В этих сказках всё необыкновенно: звери и птицы разговаривают и думают, как люди и поступают как люди – добрые или злые, смелые или трусливые, глупые или умные. Так и в красочных рисунках Е. Рачёва животные ходят, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. Они чувствуют, думают, радуются или грустят. Они всегда необычайно выразительны, поскольку наделены множеством черт и чёрточек, присущих нам, людям, – человеческими характерами: обыкновенная рыжая лисица становится прожорливой и хитрой кумушкой, заяц – весёлым деревенским балагуром, кот – озорником и лодырем. Они по-настоящему живые.
![]() |
![]() |
![]() |
В иллюстрациях к произведениям писателей-натуралистов Михаила Пришвина, Бориса Житкова, Виталия Бианки художник, как правило, избегает иронии; здесь он более лиричен и задумчив, хотя во всём, что касается «зоологии», неизменно точен и скрупулёзен.
![]() |
![]() |
![]() |
М. Пришвин «Кладовая солнца» | В. Бианки «Чей нос лучше?» | В. Бианки «Мышонок Пик» |
Михаил Пришвин. Кладовая солнца. Сказка-быль и рассказы
![]() |
![]() |
За многие годы своей работы Евгений Михайлович создал мир неподражаемых рачёвских зверей. О себе и своей работе художник рассказывал: «На всю жизнь сохранил я свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует. Я могу нарисовать длинноухого зайца, или волка зубастого, или птицу-ворона. Но, прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти да краски. Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных. Вот и получается – прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Тогда я могу хорошо представить себе своих сказочных героев. Словно они – мои давние друзья или знакомые.
Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного – добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек – на зверя или птицу».
Скульптурные работы Е. Рачёва
Великолепное понимание природы и животных со временем проявилось в новых необычных работах Евгения Михайловича Рачёва – это скульптуры из дерева. В изгибах ветвей или корневищ упавших деревьев художник увидел пластику живых существ, которые похожи на привычных нам животных или являются порождением его фантазии.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Достижения, награды и память
![]() |
Творческая биография детского художника Евгения Рачёва сложилась вполне благополучно. Он считается одним из лучших советских иллюстраторов ХХ века. Почти все проиллюстрированные им книги отмечены дипломами и медалями на разных конкурсах. Е.М. Рачёв удостоен Государственной премии и званий Народного художника и Заслуженного деятеля искусств. Награжден 4 медалями и орденом. |
1957 – заслуженный деятель искусств РСФСР.
1961 – Серебряная медаль Академии художеств СССР: за иллюстрации к басням И.А Крылова.
1963 – народный художник РСФСР.
1973 – Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской: за иллюстрации и оформление книг «Терем-Теремок», «Басни» И.А. Крылова, «Басни» С.В. Михалкова.
1986 – Почётный диплом Международного Совета по детской книге (IBBY Honour List): за иллюстрации к книге «Колосок».
1996 – «Золотой ключик», приз зрительских симпатий за многолетнюю работу.
Оригиналы рисунков Е.М. Рачёва хранятся в собраниях музеев стран ближнего и дальнего зарубежья. Большая часть знаменитых иллюстраций Рачёва к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина находится в Москве, в собрании Государственной Третьяковской галереи, а рисунки к басням И. А. Крылова – в Русском музее (Санкт-Петербург).
У выдающегося художника книги было всего три прижизненных персональных выставки: две в Москве (1956, 1968) и одна в Японии (1968). Однако со смертью мастера интерес к его работам не угас, напротив, рисунки Рачёва экспонируются и сегодня, вызывая огромный интерес и профессионалов книжного дела, и ценителей искусства книжной графики.
При подготовке данного материала использовались документы:
- Евгений Михайлович Рачев : сайт / автор-составитель Владимир Андреевич Турков. – 2011. – URL: http://evgenii-rachev.narod.ru/index.html (дата обращения: 29.03.2022). – Текст : электронный.
- Рачёв, Евгений Михайлович. – Текст : электронный // Википедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 21.03.2022).
- Рачёв Евгений Михайлович. – Текст: электронный // ПроДетЛит: Всероссийская энциклопедия детской литературы : [сайт]. – 2022. – 8 февраля. – URL: https://prodetlit.ru/index.php/Рачёв_Евгений_Михайлович (дата обращения: 21.03.2022).
- Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997). – Текст : электронный // Книги с картинками. Искусство книжной иллюстрации : [сайт]. – URL: https://knigiskartinkami.ru/hudozhniki/evgeniy-rachyov/ (дата обращения: 21.03.2022).
- Художник-иллюстратор Евгений Рачёв. – Текст : электронный // «ВО!круг книг». Блог Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска. – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2016/02/blog-post_8.html (дата обращения: 21.03.2022).
- И оживает сказка. – Текст : электронный // Блог Централизованной сети детских библиотек города Рязани. – URL: http://csdb62.ru/blog/raznoe/:5244 (дата обращения: 21.03.2022).
Узнать подробнее о жизни и творчестве художника можно из книг и статей:
- Рачёв, Е. М. Почему я стал художником / Е. М. Рачёв. – Текст : непосредственный // Детская литература. – 1991. – № 2. – С. 58–63.
- Козлова, В. Сказка-то с хитринкой – на людей намекает / В. Козлова. – Текст : непосредственный // Дошкольникам о художниках детской книги: книга для воспитателя детского сада: из опыта работы / составитель Т. Н. Доронова. – Москва : Просвещение, 1991. – С. 95–104.
- Королева, Т. Рисуем сказки! / Т. Королёва. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2. – С. 34–37.
- Короткова, М. Художник‑сказочник Евгений Михайлович Рачёв / М. Короткова. – Текст : непосредственный // Семейное чтение. – 2007. – № 6. – С. 25–31.
- Толстой, В. П. Евгений Михайлович Рачёв / В. П. Толстой. – Москва : Советский художник, 1960. – 167 с. – Текст : непосредственный.
- Федосова, Т. Животные совсем как люди. Е. М. Рачёв – художник-иллюстратор / Т. Федосова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 48–54.