Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




 

«Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать»


Самуил Яковлевич Маршак (03.11.1887 – 04.07.1964) – русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист, организатор детской литературы. Автор популярных детских книг.

По словам Корнея Чуковского, поэзия для Маршака была «страстной увлеченностью, даже одержимостью». Маршак не только писал стихи для детей и взрослых, но и переводил поэтов разных стран, участвовал в создании одного из первых детских театров Советского Союза и первого издательства для детей.

Творческая копилка Самуила Яковлевича Маршака насчитывает 3000 стихотворений, 1500 переводов. Он автор публицистических и драматических произведений для детей. Суммарный тираж его книг – 135 миллионов экземпляров.


Биография

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже в семье химика-технолога, мастера мыловаренного завода Якова Мироновича Маршака и его супруги Евгении Борисовны, урождённой Гительсон. Кроме него, в семье было ещё пять детей – два брата и три сестры. Маршаки ведут свою родословную от известного раввина XVII века Аарона Шмуэля Кайдановера.

Яков Миронович Маршак был химиком-самоучкой. Говорили, что он владеет каким-то секретом, поэтому его часто приглашали на разные производства. Он мечтал о своей лаборатории, но мечтам не суждено было сбыться. Мать, Евгения Борисовна, была домохозяйкой, имела незаурядные музыкальные способности, увлекалась романами Тургенева, Гончарова. Однажды она приехала в Москву, где учился ее старший брат, и познакомилась с Яковом Маршаком. Их сблизила любовь к английской литературе, которая передалась впоследствии детям.

Отец Маршака –
Яков Миронович,
1926 г.
Мать Маршака –
Евгения Борисовна
Яков Миронович
с сыновьями
Самуилом, Ильёй
и Моисеем
Маршаки

Сочинять стихи Самуил Яковлевич начал рано, ему было около четырех лет. Все члены семьи внесли свой вклад в развитие его поэтического таланта. Бабушка любила говорить рифмами и часто затевала словесные игры. В доме существовала традиция семейных чтений. Отец читал вслух детям, причем эта традиция прошла через все последующие поколения Маршаков. Он знал досконально многие произведения Гоголя и Салтыкова-Щедрина, читал в подлиннике Гёте. Семья часто переезжала с места на место. Готовя домашних к очередному переезду, он сочинял удивительные истории о новом месте жительства.

В городе Острогожске Воронежской губернии Самуил поступил в гимназию. Мальчик блестяще сдал вступительные экзамены, на последнем он читал наизусть «Полтаву» Пушкина, чем окончательно покорил экзаменаторов. Это событие слегка омрачилось отсрочкой в полгода. Для учеников-евреев тогда существовало ограниченное количество мест. Восьмилетний Самуил окунулся в дворовую жизнь с голубями, играми, воздушными змеями.

В гимназические годы Маршака обуяла жажда чтения. В библиотеке он брал книги чаще, чем разрешалось правилами пользования. Его успехи в учебе восхищали преподавателей. Учитель словесности Владимир Иванович Теплых заметил талант ученика и считал его вундеркиндом.

В 1902 году Яков Миронович Маршак нашел работу в Петербурге. Летом семья снимала дачу под Петербургом. Самуил организовал театр, все вместе соорудили сцену, выбрали пьесу, стали учить роли. У Самуила не хватало терпения, и он решил устроить поэтический вечер. Он читает свои стихотворения одно за другим. Ему громко аплодируют. После выступления к Якову Мироновичу подошел один из зрителей и попросил разрешения познакомить юного поэта со своим другом-меценатом Давидом Гинзбургом.

Гинзбург везет Маршака к знаменитому критику Владимиру Васильевичу Стасову. Самуил читает свои стихи и переводы. «Это будущий Пушкин», – восторженно отозвался Стасов. С этого дня жизнь Маршака изменилась.

«Познакомившись с моими стихами, Владимир Васильевич подарил мне целую библиотечку классиков, а во время наших встреч много рассказывал о своем знакомстве с Глинкой, Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым, Мусоргским. Стасов был для меня как бы мостом чуть ли не в пушкинскую эпоху». Самуил Маршак

Самуил часто бывал у критика дома и в библиотеке, где у него был даже отдельный стол. Со Стасовым Маршака связала крепкая дружба. Юноша называл критика «дедушка», а тот его – Сам. Стасов добился перевода Маршака в петербургскую гимназию.

С. Маршак и В.В. Стасов С. Маршак С. Маршак, 1909 г.

Маршак становится узнаваемым в литературных кругах Петербурга. На вечерах у Стасова Маршак познакомился с Максимом Горьким, Федором Шаляпиным. Узнав о болезни юного автора, Горький предложил ему поехать в Ялту, где жила его жена Екатерина Павловна Пешкова. Морской воздух способствовал облегчению легочной болезни. Маршак учился в Ялтинской гимназии, его обучение оплачивал Шаляпин. В 1907 году Маршак возвращается в Петербург после проживания в Ялте. Вскоре публикует свою первую книгу.

В 1911 году Маршак отправляется из Одессы на Ближний Восток – Турция, Греция, Палестина. Работает как журналист «Всеобщей газеты». Он работает на корабле кочегаром, матросом, чтобы доехать до места назначения. Здесь же на корабле Маршак знакомится со своей будущей женой Софией Михайловной Мильвидской.

Со своей женой Софьей Михайловной Маршак проживет почти 50 лет. Вот как описывает их отношения сын Иммануэль: «Отец испытывал к ней безграничное доверие».

В 1912 году молодожены едут в Англию, где Маршак учится в университете. Когда в 1914 году начинается Мировая война, Маршаки возвращаются на родину. В этом же году у них родилась дочь Натанель. Девочка прожила один год и умерла, опрокинув на себя кипящий самовар.
С.М. Мильвидская,
1912 г.
С. Маршак с женой, дочерью Натанелой
и сестрой Лией (слева)

Через два года после трагедии на свет появился сын Иммануэль, а в 1925 году – Яков. Неудивительно, что муж с женой буквально тряслись над детьми. Кстати, «Сказка о глупом мышонке» написана поэтом за одну ночь, чтобы заработать денег на лечение Иммануэля в Евпатории. Иммануэль Самуилович Маршак стал успешным физиком, разработавшим методику аэрофотосъемки.

Самуил Маршак и его сын Иммануэль

В 1918 году Маршак переехал в Краснодар, где с 1917 года жила его семья. На Кубань бежали беспризорники в поисках лучшей жизни. Краснодарские писатели, художники и композиторы, среди которых был и Маршак организовали «Детский городок», где есть пища, ночлег, классы, мастерские для бездомных детей. С поэтессой Елизаветой Васильевой Маршак писал пьесы для организованного ими в городке детского театра, которые потом вышли отдельной книгой.

В 1919 году вышла книга Маршака «Сатиры и эпиграммы». В 1922 году Самуил Яковлевич с семьей переехал в Петроград, в 1923 году выпустил свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). В 1938 году Маршаки переехали в Москву.

В годы войны поэт хотел отправиться на фронт, но его, по здоровью, оставили в Москве. Маршак жил в неотапливаемой квартире, писал для журналов, газет и «Окон ТАСС», а ночами иногда дежурил на крыше своего дома на улице Чкалова. Он печатает фельетоны, сатирические стихи, стихотворные листовки. В общей сложности Самуил Маршак написал около полутора тысяч антифашистских произведений, часто в сотрудничестве с художниками Кукрыниксами.

Среди написанного им во время войны адресованная детям сказочная пьеса «Двенадцать месяцев» (1943 г.); перевод ряда сонетов У. Шекспира.
Маршак выступает перед танкистами
при вручении им танка «Беспощадный».
Весна 1942 г.

Судьба продолжает испытывать Маршака на прочность. В 1946 году от туберкулеза умер младший сын Самуила Яковлевича Яков. Он уходил медленно и тяжело, отказываясь лечиться и есть. Болезнь самого Маршака прогрессировала, он усугублял ее течение курением. Семь лет спустя скончалась жена Маршака, смерть сына подкосила ее. Месяц спустя после похорон жены Самуила Яковлевича уходит из жизни брат Илья, писатель, известный под псевдонимом М. Ильин. Поэт не сдается, он много работает с начинающими авторами, переводит, пишет книги, ведет активную переписку с читателями.

Самуил Маршак и Джанни Родари Самуил Маршак за работой

Маршак до последних дней старался участвовать в общественной жизни. Даже когда он не мог принимать участия в мероприятиях, его доклады читал Лев Кассиль.

В последние годы жизни Маршак написал книгу воспоминаний о своем детстве («В начале жизни», 1960 г.) и сборник статей («Воспитание словом», 1961 г.). В этот же период он возвращается, но уже на ином творческом уровне, к «взрослой» лирической поэзии, и выходит книга «Избранная лирика» (1962 г.), оцененная высшей наградой страны – Ленинской премией.

Маршака не стало в 1964 году. Его сын и внуки сохранили в его кабинете все в том же виде, как было при великом отце и дедушке.

В конце 70-х годов, уже после его смерти, вышло 8 томов собрания его сочинений, и две книги воспоминаний: «Я думал, чувствовал, я жил» и «Жизнь и творчество Маршака».

Все произведения Самуила Яковлевича Маршака продолжают в наши дни активно переиздаваться. Они переведены на многие языки мира.

 

Интересные факты из жизни Маршака

  • В 11 лет юный поэт перевел оду Горация по заданию учителя.
  • Критик В. Стасов, показав Л.Н. Толстому фотографию Маршака, попросил его благословить поэта.
  • Знаменитого детского поэта в самом начале его литературного пути (1910 г.) благословил Александр Блок, сказав «у вас есть свое солнце».
  • Существовало множество псевдонимов, которыми Маршак подписывал свои ранние литературные опыты: Д.Ф., Д-р Ф-н, Доктор Фрикен, Индриксон, С. Кучумов, Нанди, С. Михайлов, Я. Самойлов, М. Смирнов, Уэллер, Яковлев. Под псевдонимами в 1924–1925 годах были выпущены и три книги стихов для детей: «Аэроплан», «Дураки» и «Ванька и Васька».
  • Маршак писал чернилами, не пользовался авторучкой.
  • Поэт работал лектором английского языка в университете.
  • Самуил Яковлевич увлеченно занимается переводами Р. Бернса, В. Шекспира. За Бернса он получил звание Почетного президента Всемирной Федерации Бернса.
  • Внук Маршака был прообразом мальчика в стихотворении «Ежели вы вежливы».
  • Образ Рассеянного с улицы Бассейной он писал с себя, хотя на роль прототипа претендовал химик Каблуков, о рассеянности которого ходили легенды.
Самуил Яковлевич Маршак приводил в детскую литературу «бывалых людей», в том числе водолазов. Слушая их рассказы, он сам захотел опуститься в водолазном костюме на дно реки. И вот мечта сбылась. Маршака долго одевали, инструктировали: как себя вести под водой. Наконец, спуск состоялся. Но Самуил Яковлевич, совсем как «человек рассеянный», быстро забыл под водой все наставления, перестал стравливать воздух, скафандр раздулся, и водолаза вытолкнуло на поверхность, как воздушный шар. При погружении присутствовал известный художник Александр Самохвалов. Впоследствии он при поддержке Маршака написал и проиллюстрировал несколько книг: «Водолазная база», «В лагерь!», «Ходя» и «Три случая под водой». Последнюю он подарил своему учителю с таким посвящением: «Самуилу Яковлевичу, который сам устроил несчастный, но окончившийся счастливо, случай!»
  • Писательница Елена Ильина, автор повести «Четвертая высота» – младшая сестра С. Маршака
  • М. Ильин, автор «Сто тысяч почему» и других научно-популярных книг для детей – младший брат С. Маршака
  • Сын Маршака Иммануэль стал не только талантливым физиком, но и переводчиком. Ему принадлежит перевод романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
  • У Маршака была домработница немка Розалия Ивановна Вельцен, которая стала для него ангелом-хранителем после смерти жены. Маршак любил разыгрывать Розалию Ивановну. Однажды он сказал ей, что они с Чуковским подрабатывают в зоопарке. На ее серьезный вопрос «Кем?» ответил: «Я гориллой, он крокодилом».
  • Солженицын, Ахматова отдавали Маршаку на хранение свои рукописи, запрещенные цензурой.
  • В середине 1950-х годов Самуил Яковлевич Маршак представлял нашу страну на юбилейном Шекспировском конгрессе в Лондоне. О его приезде узнал великий актёр и режиссёр Чарльз Спенсер Чаплин. Он прислал Маршаку и его сыну Иммануэлю билеты на премьеру своего фильма «Король в Нью-Йорке». После показа фильма их пригласили на закрытый банкет, где Чаплин познакомился с Маршаком лично. Они долго беседовали и очень понравились друг другу.
  • Уолт Дисней обращался к Маршаку с предложением сделать кинематографический вариант сказки «Двенадцать месяцев».
  • В 1929 году на Ленинградской фабрике «Совкино» по стихотворению С. Маршака «Почта» создан одноименный мультфильм (режиссер Михаил Цехановский), выполненный в смешанной технике. Эта работа изменила восприятие мультипликации как отдельного вида искусства, стала первым советским цветным и звуковым мультфильмом, в котором картинка синхронизировалась со звуком, а также первым мультфильмом, который шёл широким прокатом за рубежом и был отмечен ведущими специалистами своего времени.
  • С 1929 по 1987 год было снято 22 мультфильма по стихам С. Маршака.
  • Пьеса «Двенадцать месяцев» экранизировалась в России и Япони. Советский рисованный мультфильм «Двенадцать месяцев» (1956 год), созданный Иваном Ивановым-Вано. Советский двухсерийный цветной телевизионный фильм-сказка «Двенадцать месяцев», поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1972 году режиссёром Анатолием Граником. «Двенадцать месяцев» – аниме-фильм режиссёров Тэцуо Имадзавы и Кимио Ябуки вышел в 31 декабря 1980 года. «12 месяцев. Новая сказка» – фильм 2015 года автора сценария и режиссёра Дениса Елеонского.
  • Книги Маршака изданы более чем на 80 языках мира.

 

Детская литература как самостоятельное и самодостаточное явление


И, раскрыв свою тетрадь,

Сел писать я для того,
Чтобы детям передать
Радость сердца моего!
Вильям Блейк.
Перевод С.Я. Маршака


Маршак в 1923–1928 годах выпускает множество стихотворных детских книг: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Мороженое», «Багаж», «Почта» и др. Эти произведения (кроме первого издания «Деток в клетке») выходили в издательстве «Радуга» с рисунками В. Лебедева, В. Конашевича, С. Чехонина, К. Петрова-Водкина, Б. Кустодиева и других иллюстраторов.

В ходе сотрудничества поэта с художниками сложился совершенно новый тип детской книги, в котором лаконичный, выразительный, полный игры текст и яркая по цветам, динамичная, свободная от лишних деталей графика составляли единое целое.

В 1926 году М. Горький предложил заняться Маршаку организацией детского издательства. Его стихи имели успех и у детей, и у взрослых. Самуил Яковлевич думал, что у него есть будущее, если он нужен детям. Он с головой уходит в проблемы детской литературы. Нужно отдать должное Маршаку, он не просто много сделал на этом поприще, он изобрел детскую литературу.

Больше того, с 1933 года Маршак – первый главный редактор детского издательства «Детгиз» – первого в мире. Он привлекает к работе всех своих друзей. Издательство объединило под своей крышей таких ярких авторов как А. Барто, К. Чуковского, Е. Ильину, М. Ильина, одного из основателей детской научно-популярной литературы. Маршак не просто был редактором, он участвовал в процессе создания книги «от замысла до воплощения».
Издаются журналы для детей «Еж» («Еженедельный журнал») и «Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал»).

В редакциях детских журналов возник и расцвёл круг детских писателей и поэтов. «Учениками» Маршака были Хармс, Введенский, Олейников, Бианки, Житков, Шварц, Пантелеев, Михалков – те, кого мы сегодня называем классиками детской литературы. В стихах Хармса и Введенского не без участия Маршака выразилось игровое начало, сильно увлекавшее детей. Пантелеева и Белых Самуил Яковлевич побудил к созданию знаменитой «Республики ШКИД». Он сделал детскими писателями охотника (Бианки), морехода (Житкова), водолаза (Золотовского) и многих других. «Как Иван Калита собирал Русь, так Маршак собирал детскую литературу», – вспоминал позднее писатель Исай Рахтанов.


***

Самуил Маршак был абсолютно уверен, что детская литература в том виде, в котором её знали в дореволюционной России, должна уйти. Впервые во всеуслышание он заявил об этом на Первом всесоюзном съезде писателей в 1934 году в своей речи «О большой литературе для маленьких».

Книги для детей не должны быть хуже «взрослых» произведений, искусство, созданное для детей не должно быть второсортным.

Эта мысль стала одной из главных в литературной, переводческой и критической деятельности поэта. Его выступление на съезде писателей шло вслед за Максимом Горьким. Такая очерёдность была спланирована намеренно, опять же для того, чтобы ещё раз подчеркнуть значимость нескольких идей о направлениях развития Детгиза, которые высказывал автор.

Эти идеи по-настоящему мудрые, и их можно отнести не только к литературе, но и к восприятию взрослыми детей в целом.

Маршак никогда не считал себя педагогом, но речь «О большой литературе для маленьких» свидетельствует о серьёзном и чутком отношении к ребёнку как к самостоятельной личности.

Вот что нужно взять на заметку из речи писателя всем взрослым:

        1. «Дети живут, а не готовятся жить»

Для ребёнка не сгодятся заграничные повести, перекроенные на русский лад. Он хочет читать и видеть настоящую жизнь. Кому интересно проглатывать истории про псевдогероев, которые невозможно прочувствовать? Идеалистическо-семейные повести, в которых нет конфликтов, сказки, в которых все герои будто под копирку списаны друг с друга, научно-популярные книги, где персонажи только задают вопросы, и не находят ни одного ответа… Поэт выступал за то, чтобы давать детям правду: «Я не думаю, что в детских книгах нельзя рассказывать о голоде и страшной голодной смерти». Задача писателя (читайте «родителя») в том, чтобы выбрать верную и понятную форму для того, чтобы рассказать об этих серьёзных вещах. Но не говорить о них нельзя.

«Эта реальная жизнь, в которой столько еще незнакомых людей и столько трудных, заманчивых дел, всегда привлекала и привлекает подростка, который заранее примеряет на себе судьбы самых разных героев, обязанности и задачи самых различных профессий».

       2. «Детей нельзя кормить сухой дидактикой и нравоучительной литературой».

Маршак считал, что «искусство решает в той или мной мере воспитательные задачи, если понимать их не в прикладном, а в самом широком смысле». Это значит, что мы можем направлять ребёнка в нужное нам русло, но делать это надо аккуратно, создавая для него такие условия, в которых ему будет интересно развиваться в заданном направлении.

       3. «К читателю нельзя идти с одними внешними эффектами и выкрутасами, с литературным жеманством или бездушными готовыми схемами».

Как в литературе ребёнок не поверит в реальность происходящего, описанного с помощью бесконечных шаблонов, так и в жизни он заподозрит подвох, если взрослый попытается воспитывать его, используя заготовки.
Потому что в противном случае ребёнок не будет питать к этому человеку доверия. Или же он постепенно сам научится «заслонять содержание формой».

По его инициативе в Ленинградском дворце пионеров и школьников был создан Детский Клуб под названием «Дом детской литературы» (ДДЛ). Там с талантливыми юными литераторами занимались поэты, писатели, путешественники, ученые (по выражению Маршака «бывалые люди»).


Особенности литературы С. Маршака

Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры – Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. А его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир.

Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло – фольклор разных стран и народов. В поэзии для детей, в его переводных произведениях, в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе – везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение подстать народной педагогике.

Стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевали любовь маленьких читателей: «Детки в клетке», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке» (все 1923), «Цирк», «Мороженое», «Вчера и сегодня» (все 1925), «Багаж» (1926), «Пудель», «Почта» (обе 1927), «Вот какой рассеянный» (1930) и др.

Жанровое разнообразие поэзии Маршака – маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка – сочеталось с удивительной легкостью, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.

Тема счастливого детства в творчестве Маршака – магистральная, потому что она объединяет основные проблемы: проблемы ребёнка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы С. Маршака в детской литературе.

Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).

Образ движения, роста – характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему счастливого детства. Умение видеть перспективу жизни совсем ещё маленького ребёнка, проследить связь детства, отрочества, юности со зрелостью – отличительная черта стихотворений Маршака, посвящённых теме счастливого детства. С именем С.Маршака в детской литературе связано утверждение активной позиции лирического героя-ребёнка.

Кто не знаком с удивительной сказкой «Двенадцать месяцев»? Кому родители не читали в детстве «Кошкин дом»? Или «Багаж» для школьного возраста, на финальных словах которого «Однако за время пути собака могла подрасти» улыбаются и взрослые, и дети? А ещё «Умные вещи», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Сказка об умном мышонке» и другие. Наверняка, многие из Вас, уважаемые читатели, вспомнили эти чудесные стихи.

 

Загадки Маршака

Именно загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.

Несмотря на то, что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей – это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака именно маленькие читатели отгадывают намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Стиль Самуила Маршака как бы подражает тому, что обычно используют в народных загадках. Только в последних речь идёт, как правило, о человеке, природе, природных явлениях… Загадки Маршака включают самые обычные вещи, которые человек может использовать в быту: очки, молоток, зеркало, входная дверь, мяч, часы, спички, тапочки, велосипед… Автор старался описать их как можно проще, но, чтобы малышам было интересно./

Загадки Самуила Яковлевича Маршака с ответами могут предоставить только маленький намёк, используя который, малыш, для того чтобы отыскать правильный ответ, подключает всю свою фантазию, логическое мышление, весь словарный запас, которым он владеет, и все свои небольшие (для взрослого, но значительные для ребёнка) знания.

Самуил Маршак уважал детей и восхищался их способностью фантазировать, мечтать. И, конечно, мечтал вместе с ними. Он верил в то, что дети способны понимать гораздо больше, чем думают взрослые, способны переживать гораздо сильнее, чем мы привыкли думать.

Он всегда отмечал, что писать книжки для таких читателей – «великая честь для наших литераторов».

 

Иллюстраторы книг С. Маршака

«Маршак утверждал, что картинка в детской книжке не должна быть фотографией или просто дублированием авторской мысли
в тексте, она должна непременно со своей стороны обогащать книгу, давать ребенку дополнительные переживания».
Ральф Парве.

Иллюстраторами книг Маршака были Владимир Лебедев, Май Митурич, Юрий Васнецов, Владимир Конашевич, Алексей Пахомов и другие.

Владимир Лебедев Владимир Конашевич Юрий Васнецов Май Митурич

 

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1942) – за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам
  • Сталинская премия второй степени (1946) – за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943)
  • Сталинская премия второй степени (1949) – за переводы сонетов У. Шекспира
  • Сталинская премия первой степени (1951) – за сборник «Стихи для детей»
  • Ленинская премия(1963) – за книгу «Избранная лирика» (1962) и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»
  • два ордена Ленина (1939; 1957)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (23.09.1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (1947)

 

Память

  • Всероссийская литературная премия им. С. Маршака учреждена в 2003 году Союзом писателей Санкт-Петербурга и издательством «Детгиз». Присуждается ежегодно с 2004 года. Цель премии – выявление и награждение наиболее талантливых поэтов и писателей России, создающих литературу для детей.
  • Именем Самуила Маршака названы улицы в Москве, Петрозаводске, Воронеже, Чебоксарах, Киеве, Донецке, Краматорске и Ялте; проспект в Санкт-Петербурге.
  • Маршак не был связан с транспортом, но его имя увековечено на нескольких транспортных средствах. Его имя носит поезд сообщением «Москва–Воронеж» и поезд в московском метрополитене, а также борт VP-BJY компании «Аэрофлот».
  • Установлены мемориальные доски в Москве (1968), Санкт-Петербурге (1970), Ялте, Краснодаре, Воронеже, Острогожске.
  • 28 октября 2015 года в Воронеже у дома № 72 по улице Карла Маркса, где жил писатель, установлен памятник Самуилу Маршаку (скульптор М.И. Дикунов).
  • Почтовая марка СССР, посвящённая Маршаку, 1987 год
Мемориальная доска
работы скульптора Ю. Чернова
и архитектора Ю. Гальперина
установлена в 1968 г. на фасаде
дома по адресу: ул. Земляной вал
(ул. Чкалова), 14/16. В этом доме
С.Я. Маршак жил с 1938 по 1964 г.

 

При подготовке материала использовались следующие ресурсы о жизни и творчестве С. Я. Маршака:

  1. Зотова, Л. Самуил Яковлевич Маршак / Л. Зотова. – Текст: электронный // Литеровед : [сайт]. – 2020. – 6 сентября. – URL: https://literoved.ru/biografii/s-ya-marshak-zhiznennyj-put-klassika-detskoj-literatury.html (дата обращения: 05.02.2021).
  2. Маршак: вечно живой классик – для детей всех поколений. – Текст: электронный // REGNUM : [сайт]. – 2018. – 3 января. – URL: https://regnum.ru/news/cultura/2362633.html (дата обращения: 11.01.2021).
  3. От революции в государстве к революции в детской литературе. – Текст: электронный // REGNUM : [сайт]. – 2017. – 20 декабря. – URL: https://regnum.ru/news/cultura/2360068.html (дата обращения: 11.01.2021).
  4. Путь Маршака: как благодаря поэту появилась современная детская литература. – Текст: электронный // Рамблер : [сайт]. – URL: https://woman.rambler.ru/children/38325650-put-marshaka-istoriya-o-tom-kak-blagodarya-poetu-poyavilas-sovremennaya-detskaya-literatura/ (дата обращения: 13.01.2021).
  5. Самуил Маршак. – Текст: электронный // КультураРФ : [сайт]. – URL: https://www.culture.ru/persons/9067/samuil-marshak (дата обращения: 03.02.2021).
  6. Маршак для детей и взрослых. – Текст: электронный // «ВО!круг книг». Блог библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска : [сайт]. – 2019. – 17 декабря. – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2012/11/blog-post_8871.html (дата обращения: 03.03.2021).
  7. Самуил Маршак. – Текст: электронный // Интернет-портал «Вся Детская Литература» : [сайт]. – URL: http://litdet.ru/bio/231 (дата обращения: 03.03.2021).
  8. Маршак Самуил Яковлевич. – Текст : электронный // ПроДетЛит: Всероссийская энциклопедия детской литературы : [сайт]. – URL: https://prodetlit.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BA_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%B8%D0%BB_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 03.03.2021).
  9. Самуил Маршак : [передача из цикла «Человек с большой буквы»] / РГДБ-ТВ ; над проектом работали М. Веденяпина, О. Кочубей, П. Соловьев, Б. Дворкин, И. Алферов, А. Шугаев. – Изображение (движущиеся ; двухмерное) : видео // YouTube. Российская Государственная детская библиотека : [сайт]. – 2017. – 19 декабря. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=fXYf6Wd_KBk&feature=emb_logo (дата обращения: 03.03.2021).

***

  1. Маршак Самуил Яковлевич (1887–1964). – Текст : непосредственный // Русские детские писатели XX века : биобиблиогр. словарь / редколлегия И. Н. Арзамасцева [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Флинта : Наука, 1998. – С. 264–266.
  2. Маршак Самуил Яковлевич. – Текст : непосредственный // Писатели нашего детства : 100 имен : Альманах «Приложение к журналу «Библиотека» : биографический словарь. В 3 частях. Часть 1. / Российская государственная детская библиотека ; составитель Н. О. Воронова [и др.]. – Москва : Либерия, 1998. – С. 257–265.
  3. Баруздин, С. А. О Самуиле Маршаке (очерк) / С. Баруздин. – Текст : непосредственный // Заметки о детской литературе / С. Баруздин. – Москва : Детская литература, 1975. – С. 65–68.
  4. Жизнь и творчество Самуила Маршака : [Маршак и детская литература] : сб. / составители Б. Галанов, И. Маршак, М. Петровский. – Москва : Детская литература, 1975. – 495 с. – Текст : непосредственный.
  5. Михайлов, Н. А. Мастер : записки о творчестве С. Я. Маршака / Н. А. Михайлов. – Москва : Знание, 1979. – 80 с. – Текст : непосредственный.
  6. Сарнов, Б. М. Самуил Маршак : (очерк поэзии) / Б. М. Сарнов. – Москва : Художественная литература, 1968. – 192 с. – Текст : непосредственный.
  7. Я думал, чувствовал, я жил : воспоминания о Маршаке / составители Б. Е. Галанов, А. И. Маршак, З. С. Паперный. – Москва : Советский писатель, 1988. – 592 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  8. Я думал, чувствовал, я жил : воспоминания о Маршаке / составители Б. Е. Галанов, А. И. Маршак, З. С. Паперный. – Москва : Советский писатель, 1971. – 504 с. : ил. – Текст : непосредственный.