Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




Митцев Николай Леонидович

(13.11.1934 – 11.10.2008)

График, живописец, член Союза художников СССР с 1968 года. Окончил Свердловское художественное училище в 1957 году, Орский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко. Работал в Орске учителем рисования и черчения в школе № 7. Отличник народного просвещения (1977). Создатель музея изобразительного искусства в школе № 7 (1964), городской детской картинной галереи (1984).


Участник всесоюзных, республиканских, региональных, областных, городских и сельских выставок. Делегат VII съезда Союза художников России. По городским заказам выполнял монументальные работы: мозаику, сграффито, резьбу по гипсу. В 1986 году к открытию отдела Орского краеведческого музея «Т.Г. Шевченко в Орской крепости» создал интерьер солдатской казармы XIX века, используя рисунки и воспоминания украинского поэта. В 1968–1973 годах Н.Л. Митцевым создана серия гравюр «Родина», «Степные силуэты», «Родное Оренбуржье», «Времена года» и др.

Художник работал как в технике графики (линогравюры), так и в технике масляной живописи, акварели, гуаши. Его гравюры на линолеуме отличает динамичность, стремительность штриха, мощные заливки, гибкие тугие линии, контраст чёрно-белых пятен. Экспрессивность гравюр художника сменяется нежной лирикой в его акварелях, камерных по звучанию, тонких, сдержанных по цвету, как бы напоенных музыкой. Художник тонко чувствует красоту степных пространств Оренбуржья, лесистых гор Башкирии, суровых холодных далей Севера, экзотическую природу Кавказа.

Основные произведения: линогравюры «Еду Русью» (1969), «Свадьба», «Парное молоко», «Башкирская лошадка», графические серии: «Губерния», «Вода и степь», «Мой город», «Чай», «Газ и нефть», «Родное Оренбуржье», живописные серии: «Степные сюиты», «Орские мотивы», «Башкирские мотивы».

Работы Н.Л. Митцева находятся в Оренбургском музее изобразительных искусств, в Екатеринбургской галерее современного искусства, в галереях и частных коллекциях России, Польши, Канады, Италии и Израиля. (Источник).

«Н. Митцев является представителем передового изобразительного искусства, а его творчество – яркое явление нашей жизни».Художник Ю. Косых.
Ф.К. Сабирзянов. Портрет Митцева

 

«Далеко не ходи. Красота за порогом. Оставь людям то, чего тебе не хватало в детстве».

Николай Митцев.

Жизненный путь художника и педагога Николая Леонидовича Митцева, наполненный трудом и радостью творчества, поисками реализации собственных возможностей, разочарованиями и удачами – интересен и поучителен.

Н.Л. Митцев в Орске «свой» и по рождению, и по тематике произведений. На 4-ой улице в Старом городе он появился на свет. Здесь прошло босоногое детство, отсюда ушел он «в люди»: уехал учиться в Свердловское художественное училище. «Сшили мне маленькую подстилку типа матраса, чемодан отец дал, сам делал, этюдник небольшой с красками, кое-что из одежды и поехал я в Свердловск, – вспоминает художник, – шесть человек на место… Сдали и ждем результат. В списке принятых было 25 человек основного курса и человек 10 кандидатов. Училище располагалось наверху здания Свердловской филармонии; вокруг – история, – вот дом Харитоновых (теперь дворец пионеров), напротив – дом Ипатьева… да, тот самый… да и весь Свердловск – история».

Шел 1951 год. Используя любой предлог, Николай старался попасть в зал филармонии, когда там шли репетиции оркестра. Музыка настраивала душу на высокие частоты радости, красоты, счастья. Так начались его «музыкальные университеты». Билет в оперный театр стоил «аж 5 рублей!» Повезло и здесь. Приняли Николая помощником в цех по оформлению костюмов. Это дало возможность получить контрамарку на балкон. Таким образом, весь репертуар оперного театра им. Луначарского был прослушан. Многие вещи по несколько раз.

Здание Свердловской филармонии. 1951 г.    Здание государственного академического театра
оперы и балета имени А. В. Луначарского

Атмосфера большого города накладывала свой отпечаток на жизнь и чувства юноши. С большой теплотой, спустя многие годы, он вспоминал своего педагога Ф.К. Шмелева, который по-отечески заботливо относился к своим питомцам, формируя у них художественный вкус и философское восприятие жизни.

«На четвертом курсе, зимой, наша группа в соцсоревновании завоевала право на поездку в Москву и Ленинград». В Русском музее руководитель группы И.Е. Жук договорился с администрацией, чтобы студентам показали «золотой фонд». Они увидели произведения, которые никогда не выставлялись. В лекциях по истории искусства никогда не упоминались художники Машков, Кончаловский, Бурлюк, Малевич, Кандинский. Все это заставило задуматься: «Боже, как здорово! И чего об этом нам ни гу-гу?! Значит много еще не понято, не видено, не слышано, не читано, надо скорее, скорее все успевать…». И он торопился знать, видеть, слышать. Впитывал в себя, как губка, все новое. Очевидно, в подсознании уже тогда закладывалась ответственность за детей, которых будет учить не только искусству, но и гражданственности. Порой охватывал внутренний холодок: останется ли его родная степь такой же Вселенной после того, как его личностные горизонты значительно расширятся?

Дома, на каникулах, отдыхал, загорал, купался и, как всегда, помогал родителям по хозяйству. Этюды и альбомы заполнялись набросками. Делал это Николай не для отчета в училище, а просто хотел показать, как красиво в степи у нас на Южном Урале. Та красота степи, которая открылась ему в детстве, становилась теперь понятней и глубже, манила «…еще больше заглянуть вглубь – там таинства!» Когда в училище предложили задание по оформлению спектакля, он выбрал «Князя Игоря». Его эскиз «Половецкий стан» получил высокую оценку педагогов.

Так прошли четыре с половиной года. Приближалась зимняя сессия. Николай выбрал тему дипломной работы «Т.Г. Шевченко в ссылке». Обдумывал, как подать. Читал стихи поэта, прозу, дневники, написанные в Орской крепости. Восстанавливал в памяти окрестности Орска.

Все планы спутала повестка из военкомата. «Зимой кому-то понадобилось 500 человек в армии, и я тоже, за 3-4 месяца до окончания училища…» До Владивостока везли в «телячьих» вагонах, по прибытии одели в матросскую форму и отправили в бухту «Золотой Рог» на долгих 5 лет. Таков был срок службы в ВМФ. Но через год Вооруженные Силы страны были сокращены на 1200000 человек. В их числе в сентябре 1956 года вернулся в Свердловск во флотской суконке повзрослевший и возмужавший студент художественного училища Николай Митцев. На занятия ходил в форме. Не из шика, просто другого не было. Жизнь была не очень сытой, но до краев наполненной впечатлениями, планами.

В мае из дома получил тревожное письмо: от сильного наводнения пострадало хозяйство, родители бедствовали. Директор училища П.П. Ходжателев разрешил выпускнику Н. Митцеву уехать домой сразу после получения диплома, не отработав обязательный срок по распределению.

Так Николай вернулся в родной Орск весной 1957 года. Об этом вспоминал: «Утром другого дня, после приезда, я был уже в РОНО с дипломом учителя рисования и черчения. В городе я был первый дипломированный специалист. Как-то было не страшно, никакого сомнения в себе, своих способностях. … Лето. До 1 сентября еще далеко. Школа № 7, куда меня направили, на каникулах. Зато Дом пионеров, где меня помнили еще малышом, пригласил в летний пионерский лагерь вести кружок ИЗО». Дети с удовольствием записались в его кружок, но на следующий день никто не принес, ни альбом, ни краски. Начинающий педагог все понял и сразу нашел выход: попросил у начальника лагеря самосвал, чтобы привезти белой глины. Пол дня ушло на погрузку и столько же на разгрузку. А на следующий день работа закипела. Одни ребята месили глину, другие сколачивали козлы для длинного стола, за которым и устроились потом все участники кружка, выполняя первое задание: вылепить барельеф листочка любого дерева, которое нравится. Задание было не простым, но очень интересным. На следующий день стол пришлось удлинять, так как не умещались все желающие лепить из глины. Пожалуй, это было первой педагогической удачей.


Школа № 7 была небольшой. Учащиеся старших классов были ненамного младше своего учителя. Однако, это не мешало ему звать их детьми: «Дети (я всегда звал их детьми) мне понравились сразу. Программа по черчению была для них сложновата, но вместе мы с нею справлялись. Учась в других учебных заведениях, они с гордостью говорили: «Чертежи чертим сами!»

Педколлектив нуждался в помощи: кому наглядное пособие к открытому уроку, кому слово с красными «О» и «Е», времени уходило уйма…» И тогда, выдвинув лозунг: «Уметь писать шрифт – это гражданский долг каждого!», он усадил за парты своих коллег и за три занятия научил писать буквы деревянными лопаточками. А еще научил пользоваться эпидиаскопом, чтобы увеличивать схемы, карты, таблицы, варить клейстер, чтобы обклеивать планшеты, а потом расколеровывать их. «Когда кто-нибудь из учителей уходил в другую школу или уезжал в другие районы, они в любой школе были желанными работниками, умельцами, энтузиастами, они учили свои коллективы, распространяли мой опыт».

На одном из первых педсоветов директор объявил коллективу, что работающему в школе художнику нужна мастерская. «…Никто не возражал, когда мне выделили небольшое помещение, где я проработал 43 года, это была и методическая, и мастерская, где в свободное время можно было заняться творчеством».

На уроке рисования Николая Леонидовича Митцева всегда было интересно.

 

Учебный год в школе заканчивался походами по родному краю: пешими, велосипедными, на «фроське» (так именовался ЗИС-5 – школьная собственность) или шлюпочными. Не обходили стороной и новостройки края. Н.Л. Митцев – активный вдохновитель и участник всех маршрутов. «И везде, всегда – альбом, блокнот, краски. Это чтобы заметки ставить, как папа учил в детстве…» После таких походов мастерская наполнялась этюдами, которые щедро раздаривались. Однажды решил, что надо заняться гравюрой. «Все инструменты сделал сам, нарезал маленькие «линольки», печатал вручную, нравилось самому рисунок перевести в гравюру, отобрать главное».

В то время художники Старого города, объединившись в артель, зарабатывали на жизнь тем, что писали копии наиболее известных картин, которые успешно продавали. В Новом городе группа художников объединилась в городскую художественную артель, которая выполняла все виды работ по оформлению города: плакаты, шрифтовые работы на стекле – вывески, таблички, оформление праздников. То есть это был госзаказ, который неплохо оплачивался.


Среди новогородских были: М. Мешков, Н. Ерохин, В. Розов, А. Панкеев. К ним потянулся Н. Митцев: «Творческие ребята объединялись на своих выставках, возили работы на областные выставки Оренбургских художников. Иногда про них писали в газетах, упоминали в каталогах».

Персональная выставка Н. Митцева с членами «Краевед». 1989 г.

Безусловно, работа в школе отнимала много времени, а зарплата была невысокой. Молодой семье (к тому времени у Митцевых уже родилась дочка Ирина) нужны были деньги. Очевидно, наступило время выбора в жизни. И он был сделан: «Проработав в школе 2 года, я подал заявление. Все, говорю, – Леонид Николаевич, я отработал… теперь могу быть свободным художником». Вечером в его методическую зашел директор, внимательно осмотрел новые работы, потом сказал: «Вот смотрю я на вас и вспоминаю свою комсомольскую молодость. Работали мы в УКОМе. Председателем комиссии по национальному меньшинству был у нас парень, такой же, как вы, энтузиаст. Он писал стихи. Мы слушали, но не придавали большого значения его увлечению, а потом оказалось, что среди советских поэтов он стал первым Лауреатом премии Ленинского комсомола и Героем Советского Союза…» Этот разговор Н.Л. Митцев помнит до сих пор: «Я разинул рот… Передо мной, рядом со мной сидел живой свидетель начинающего поэта, стихи которого я знаю наизусть:

Жизнь прожить, что в землю врезать
След поглубже, позаметней… (М. Джалиль).

Он ушел. Я долго обдумывал разговор… И остался в школе».

Проработав долгие годы в школе, он иногда ловил себя на мысли, что детская фантазия помогает творческому поиску, возвращает к первозданному детскому видению окружающего. Учить детей искусству и учиться у них он будет всю жизнь.

Постоянное желание «передать что-то на плоскость» искало творческого выхода. Нужен был какой-то толчок извне. Зональные выставки дали такой импульс.

1964 год. Зональная выставка «Большая Волга» в г. Куйбышеве. «Едем туда на машине в кузове. 17 человек орчан и оренбуржцев. Что-то увидели. Здорово! В ноябре того же года – зональная выставка «Урал социалистический». Приехали на выставком, показали свои опусы еще не забывшим нас художникам и учителям. Но выставком перенесли на 13 дней. «Все уехали, а я остался. В травилке у ребят устроился в уголке и до выставкома нарезал серию линогравюр. Ура! Один лист прошел на «зону»!» Серия линогравюр «Новые дороги» появилась именно в это время.

Митцев Н.Л. Новые дороги.

Митцев Н.Л. Перекати-поле.

Митцев Н.Л. Еще снега.

Митцев Н.Л. Еду Русью.

Митцев Н.Л. Свадьба. Митцев Н.Л. Зимка.

Анализируя творчество Н.Л. Митцева, искусствовед Л.С. Медведева писала: «Он тонко чувствует красоту степных пространств Восточного Оренбуржья с бесконечными лентами белеющих дорог, причудливыми, летящими по ветру растениями перекати-поле. Экспрессивность гравюр Митцева сменяется нежной лирикой в его акварелях, камерных по звучанию, сдержанных по цвету, как бы напоенных музыкой».

Главной темой работ художника стала любовь к родному краю, красота и неповторимость оренбургских степей. Так же самозабвенно Митцев любил и улицы Старого города.

Митцев Н.Л. Ириклинский мотив. 2000.

Митцев Н.Л. Дворик.

Митцев Н.Л. Вечер Митцев Н.Л. Без названия

Летом 1965 года Митцев был принят кандидатом в члены Союза художников СССР. В 1966 году поездка на творческую дачу «Горячий ключ». Новые впечатления, новые задумки. В семье – пополнение, родился сын Юра. В 1968 году Н. Митцев и М. Мешков стали первыми в городе членами Союза художников СССР. Приехавший в Орск суриковец Фархат Сабирзянов, талантливый и деятельный, способствовал тому, чтобы общими усилиями добиться открытия Дома художника в Орске. В 1970 году первый этаж нового жилого дома на площади Васнецова был отдан художникам. Здесь разместился выставочный зал и мастерские. «Мастерские хорошие. Я дал себе установку ни одного листа, холста, наброска не вносить в мастерскую. Начать свою творческую жизнь как бы заново».

Вспоминалась музыка, любимые мелодии Бетховена, Рахманинова, Равеля. Хотелось создать что-то фундаментальное. «Да, пора начать что-то программное про степь. Ну, конечно, «Рождение степи». Как это было? Наверное, вот так: еще не совсем оформившиеся холмики, переходящие из одного в другой, горизонта нет, все переходит в небесный хаос… Но цвет должен быть реален: она, степь, имеет свой колорит, свое тепло, свою суровость…» Так продумывалась серия живописных работ о степи.

Выставка в Новотроицке. Октябрь 1995 г. На персональной выставке.

События школьной стороны жизни художника Митцева разворачивались таким образом: литературная группа учащихся под руководством учителя русского языка и литературы Р.В. Завалишиной, возвращаясь из поездки по местам, связанным с жизнью поэта Мусы Джалиля, решила в Оренбурге посетить Дом художника. Николай Ерышев (Народный художник России) встретил их радушно. Встреча в мастерской художника была интересной. Витя Романюк обратился к нему с просьбой подарить школе № 7 картину. Николай Павлович разрешил ребятам самим выбрать то, что им понравится. Внимание привлекла светлая, лучистая поляна, на которой росла молодая елочка. Очень понравился всем и осенний пейзаж. Эти два этюда они и получили в подарок от художника. Сразу пришла мысль создать музей изобразительного искусства в школе. Николай Леонидович вспоминает: «Начали собирать. Дарили детям все: живопись, скульптуру, графику. Школьная коллекция быстро пополнялась. Десятки подлинных произведений искусства различных видов и жанров украшали классные комнаты и рекреации, открывали новые пути к изучению большого искусства».

Через 10 лет, в 1974 году, школьники вместе с педагогами показали собрание музея ИЗО в городском выставочном зале – 147 произведений, а во время закрытия выставки их насчитывалось уже 200.

Мудрость учителя и художника состояла в том, что он не только поощрял энтузиазм учащихся по увеличению собрания, его хранению, изучению, но и пополнял фонды оригинальными и талантливыми детскими рисунками, которые размещались по соседству с произведениями признанных мастеров.

Становясь старше, дети начинали понимать, что дорога к прекрасному проходит через всю жизнь вне зависимости от того, какую профессию они изберут.

«Я в детстве не мечтал стать художником, – вспоминал Николай Леонидович, – хотел только написать три картины о степи. Она красивей моря. Я был на несколько морях, но ни одно не взволновало меня больше, чем степь».

Н.Л. Митцев за работой.


В творчестве всё настойчивее зрела мысль о создании художественного образа степи. «Сюита о степи» грезилась ни в одном холсте, а как бы продолжением рассказа о том, что волнует, что беспокоит душу. Желая разобраться в своих замыслах, определиться с выбором, он настойчиво задает себе вопросы, на которые сам же отвечает: «Ну, что такое степь? Небо и земля – два отношения, как море и небо. Это не в лесу, не в горах, где на каждом шагу – чудеса! Может быть скучно в степи? Спрашиваю киргизина: «Ибрагим, за что любишь степь?» «Здесь же красиво!», – отвечает он. Да, красиво, но не только красиво. Посмотри, какие мазанки в деревне, аулах. Они заглажены руками трудолюбивых женщин с крыш до земли так, что похожи на булки, которые смотрят на тебя маленькими окошечками-глазками. А если ты посмотришь в это окошечко, перед тобой открывается весь мир, широта, простор степной, степное приволье. Каждая хатка-землянка похожа на своего хозяина или хозяйку. В ней и портретное сходство, и суть вся здесь. Во дворе – белая летняя печь. Принцип построения один, а образы несут – каждая свой».


Именно такими румяными булками выглядят хатки-мазанки в прогретой солнцем степи на его картине «Ащебутак». Мало их сохранилось. Потерялись они среди деревянных и кирпичных современных домов. А если отыщет взгляд в каком-то дворе такую мазанку, ёкнет сердце – история! Такое же чувство испытываешь, глядя на «Белые печки»…

 

Митцев Н.Л. Белые печки. 1970-1973. Митцев Н.Л. Из прошлого.

«Горки, родные горки в степях. Удивительно, но они неповторимы. За 40 км по реке Урал видны 2 горба. Подъезжаешь – огромная гора над Уралом, объезжаешь вокруг – ну, чудо! – похоже на Тие (верблюда). Я проплыл по реке своей родной Уралу, от Ириклинского моря до Гурьева. Проплывая мимо Тие-тау (Верблюд-гора) (местное население называет ее «Верблюжка» – прим. ред.), удивился образности этого создания природы. Только со стороны реки видна гора-голова: словно усталый верблюд напился воды и лег тут же на берегу на отдых. И ноздри, и закрытый навечно глаз – все есть в этой горе-голове. А под боком горы приютилось село Донское, где сменилось уже не одно поколение людей, а природа тысячелетиями удивляет своей красотой, образностью... И ничего не надо сочинять, просто надо ее любить, сохранять – и все…»

Когда смотришь на огромный холст, «Верблюд-гора» кажется живой, теплой. Вот сейчас отдохнет, поднимется, стряхнет с себя тропинки, машины, плюнет на село, прислонившееся к его боку, и зашагает дальше. Да, художник не придумал, но он увидел сам и помог это сделать нам, чтобы мы научились любить свои горы, степи, из которых состоит наш край.

Митцев Н.Л. Гора-Верблюд. 1972.

 

Тема степи в творчестве художника нескончаема. Степь Н. Митцева – воплощение вечной подвижности самой жизни, ее мудрости. Она своим подвижно-измечивым светом объединяет все вещи в пространстве его картин. Запомнилась его фраза: «Степь я вижу не глазами, а сердцем». Именно такое видение передают зрителю «Белые печки», «Гора Верблюд», линогравюры «Жара» и «Ленты дорог».

 

Митцев Н.Л. Вечерний ноктюрн. Митцев Н.Л. Иргиз. 1971.

К своему 60-летию Николай Леонидович подготовил своеобразный творческий отчет. При полной рабочей неделе в школе подготовить персональную выставку, занявшую три зала, мог только целеустремленный человек, обладающий огромной работоспособностью.

Глава администрации Орска В. Франц отметил, что не будь Митцева, который практически в одиночку отвоевал у города помещение для музея изоискусства и детской картинной галереи, не было бы и последних. Сегодня в фонде музея только написанных руками профессиональных художников работ около 500. От первых двух нашего земляка Н. Ерышева до работы академика Жилинского. Здесь же – рисунки учеников 7-й школы, который воспитал почти за 40 лет педагогической деятельности учитель рисования и черчения Н.Л. Митцев».
Митцев Н.Л., Франц В.А.
Открытие выставки.
 
Н. Митцев с друзьями и орскими художниками после открытия персональной выставки

Вот что говорил о выставке один из орских художников Ю. Косых: «Посетив выставку, я пришел в восторг от гравюр и картин Н. Митцева. Если выразить ощущения от выставки в цвете, то я бы назвал два: черный и белый. Даже живописные работы продолжают графическое начало гравюр. Я думаю это от того, что колористические задачи живописи были для него не главными. Главное – это образное построение холстов, метафорическое отражение действительности. Выставка демонстрирует путь развития мастера и его мастерства». («Орская хроника», 18.11.1994).

Отдельный зал на выставке заняла серия картин (всего 18) под общим названием «Степное болеро».

Под картинами не было привычных названий, только таблички: «Такт 1», «Такт 2», что указывало на то, что мотивы навеяны музыкой. Н.Л. Митцев объяснил, что в основу положена музыка французского композитора Мориса Равеля «Болеро». Замысел художника – показать сотворение мира, как процесс сотворения степи и всего сущего в ней. Затем развитие сущего, борьбу добра со злом, которая заканчивается коллапсом: все скручивается в гигантскую спираль, которая сжимается в точку… И снова – «Такт 1» – и всё сначала. Чётко прослеживается градация цвета: от охристо-светоносного к более темному со сгустками коричнево-черных пятен. С первого взгляда становится понятно, что художник изобразил невидимую реальность: такова реальность наших тайных мыслей и сокровенных желаний – инстинктов души, которые мобилизуют ее к действию.

«Работы звучат мощным аккордом сюрреалистической музыки». Ю. Косых. («Орская хроника», 18.11.1994).

В жизни каждого человека наступает момент истины, когда весь путь прессуется в короткие, но ёмкие фразы. Накануне своего 70-летия Н.Л. Митцев сказал: «Детское желание написать З картины про степь не сбылось до сих пор. Уж слишком емкая она, степь моя, в одной картине не выскажешь всего, поэтому и тянет к серийности… К первой картине, назвал ее когда-то «Степная сюита», добавляются плоскости и перерастает тема в симфонию. А вторая картина в 18 тактах – «Степное болеро». Ну, а третья картина «Степь и космос» еще не отстоялась и не закончится никогда, на любой прервется плоскости и только Автору будет известно, что дальше».
Митцев Н.Л. Степь и Космос.


11 октября 2008 года город Орск простился с художником и педагогом Николаем Леонидовичем Митцевым. Член Союза художников СССР с 1968 года, он мог бы отметить в этом году свой 40-летний творческий юбилей. История родного края, красота Орских степей всегда были основными мотивами его творчества.

Творчество этого выдающегося художника наглядно показывает и рассказывает молодому поколению о безграничном полете фантазии и вдохновении. Картины Николая Леонидовича гармонично сочетают реалистические мотивы с сюрреалистическими.

Проработав почти всю жизнь в школе № 7 преподавателем рисования и черчения, он старался передать свои знания молодежи. Сарматская степь, описанная Митцевым, наверняка вдохновила не одного начинающего художника.

В 2021 году одной из улиц частного сектора поселка ОЗТП присвоено имя Николая Леонидовича Митцева.

Источники:

  1. Кузнецова, Т. Степная симфония Николая Митцева (К 70-летнему юбилею художника и пегагога) / Тамара Кузнецова. – Текст : электронный // Краеведческий вестник / Орский историко-краеведческий музей. – Выпуск 3. – Орск : [б. и.], 2004. – С. 37–44. – URL: http://history.opck.org/images/stories/biblioteka/istoriya_i_kraevedenie/kraevedcheskii_vestnik_3/kraevedcheskii_vestnik_3.pdf (дата обращения: 11.08.2021).
  2. Беркут, Т. В картинной галерее – новая выставка : персональная выставка Н. Митцева / Т. Беркут. – Текст : непосредственный // Орская хроника – 1994. – 18 ноября. – С. 1.

В тексте использованы фотографии из семейного архива Митцевых.

Список рекомендуемых ресурсов:

  1. Алексеева, А. Орские художники вступили в зрелый возраст / А. Алексеева. – Текст : непосредственный // Орская хроника. – 2005. – 5 октября. – С. 7.
  2. Анисимов, В. Выставка произведений орских художников / В. Анисимов. – Текст : непосредственный // Орский рабочий. – 1961. – 1 октября. – С. 3.
  3. Беркут, Т. В картинной галерее – новая выставка : персональная выставка Н. Митцева / Т. Беркут. – Текст : непосредственный // Орская хроника – 1994. – 18 ноября. – С. 1.
  4. В Новотроицком выставочном зале. – Текст : непосредственный // Южный Урал. – 1990. – 6 марта. – С. 4.
  5. Деревянко, Г. Гимн родному краю / Г. Деревянко. – Текст : непосредственный // Орский рабочий – 1985. – 1 марта. – С. 4.
  6. Живописцы. – Текст : непосредственный // Орский вестник. –1999. – 6 августа. – С. 10.
  7. Замятина, Ю. Улицу назвали в честь художника / Юлия Замятина. – Текст : непосредственный // Орская газета. – 2021. – 7 апреля. – С. 13.
  8. Золотая и сарматская степь – в выставочном зале : [выставка, посвященная памяти Н. Митцева]. – Текст : непосредственный // Орская хроника. – 2014. – 28 октября. – С. 6.
  9. Игорева, Л. Картины в дар городу : (70 лет орскому художнику Н. Митцеву) / Людмила Игорева. – Текст : непосредственный // New въдомости. – 2004. – 8 декабря. – С. 15.
  10. Кузнецова, Т. Степная симфония Николая Митцева / Тамара Кузнецова. – Текст : электронный // Орск – наша Родина! : [сайт]. – URL: http://home.orsknet.ru/stepnaja-simfonija-nikolaja-mitceva/ (дата обращения: 10.12.2020).
  11. Кузнецова, Т. Степная симфония Николая Митцева / Тамара Кузнецова. – Текст : непосредственный // Орь №3 : литературно-художественный альманах. – Орск : [б. и.], 2009 (Орск: Печатный салон «ГИД»). – С. 355–370.
  12. Кузнецова, Т. Степная симфония Николая Митцева (К 70-летнему юбилею художника и пегагога) / Тамара Кузнецова. – Текст : непосредственный // Краеведческий вестник / Орский историко-краеведческий музей. – Выпуск 3. – Орск : [б. и.], 2004. – С. 37–44.
  13. Курочкин, А. Околдованный степью / Александр Курочкин. – Текст : непосредственный // Южный Урал. – 2004. – 3 декабря. – С. 4.
  14. Леонидов, Э. Познаётся мир через прекрасное / Э. Леонидов. – Текст : непосредственный // Орский рабочий – 1986. – 5 октября. – С. 4.
  15. Любавин, А. Выставка Н.Л. Митцева в Новотроицке / А. Любавин. – Текст : непосредственный // Металлург. – 1995. – 25 октября. – С. 1.
  16. Матросов, В. Мир и молодежь / В. Матросов. – Текст : непосредственный // Гвардеец труда. – 1990. – 17 февраля. – С. 4.
  17. Махлин, А. В каждом рисунке солнце / А. Махлин. – Текст : непосредственный // Орский рабочий – 1975. – 26 февраля. – С. 4.
  18. Медведева, Л. С. [Орский художник Н. Л. Митцев] / Л. Медведева. – Текст : непосредственный // Художники Оренбургской области / Л. Медведева. – Ленинград : Художник РСФСР, 1978. – С. 87–89.
  19. Медведева, Л. С. [Орский художник Н. Л. Митцев] / Л. Медведева. – Текст : непосредственный // Художники Оренбургской области. Живопись. Скульптура. Графика. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / Л. Медведева. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1985. – С. 152–153, 154.
  20. Медведева, Л. С. Сила притяжения / Л. Медведева. – Текст : непосредственный // Южный Урал. – 1975. – 11 марта.
  21. Медведева, Л. С. Николай Леонидович Митцев. Художник-график / Л. С. Медведева. – Текст : электронный // Оренбургский край / Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской : [сайт]. – URL: https://orenlib.ru/kray/calendar/a-2216.html (дата обращения: 18.07.2021).
  22. Митцев, Н. Орск. Пушкинский сквер : гравюра на линолеуме / Н. Митцев. – Текст : непосредственный // Орский рабочий. – 1962. – 11 февраля. – С. 13.
  23. Митцев Николай Леонидович. – Текст : непосредственный // Художники Оренбургской области : библиогр. указ. лит. / Оренб. обл. науч. б-ка. – Оренбург : [б. и.], 1982 (Оренбург: Тип. изд-ва «Южный Урал»). – С. 32–33.
  24. Митцев Николай Леонидович. – Текст : электронный // Орский краеведческий музей : [сайт]. – URL: http://orskmuseum.ru/people/hudozhniki-goroda/mittsev-nikolaj-leonidovich (дата обращения: 10.12.2020).
  25. Митцев Николай Леонидович. – Текст : электронный // Союз Художников России. Орское отделение. – URL: https://vk.com/album-161254512_251401065 (дата обращения: 18.07.2021).
  26. Михайлова, Н. С любовью и болью / Н. Михайлова. – Текст : непосредственный // Гвардеец труда. – 1995. – 27 октября.
  27. Николай Леонидович Митцев. Живопись. Графика : [каталог] / Оренб. организация Союза художников РСФСР. Оренб. музей изобр. искусств ; [сост. каталога и авт. вступит. статьи ст. науч. сотрудник Оренб. музея ИЗО Медведева Л.С.]. – Оренбург ; Орск : [б. и.], 1975. – 14 с., 7 репрод. : портр. – Текст : непосредственный.
  28. Николай Леонидович Митцев. Живопись. Графика : каталог. – Орск : [б. и.], 1984 (Орская типография). – 22 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  29. Орлов, Г. Дому художника – четверть века / Г. Орлов. – Текст : непосредственный // Орская хроника – 1995. – 22 декабря. – С. 2.
  30. Орлов, Г. Орган моих степей : [к 60-летию Н. Митцева] / Г. Орлов. – Текст : непосредственный // Орская крепость. – 1994. – 14–20 ноября. – С. 1.
  31. Полная биография художника Николая Леонидовича Митцева. – Текст : электронный // Артхив : [сайт]. – URL: https://artchive.ru/artists/24493~Nikolaj_Leonidovich_Mittsev/biography (дата обращения: 10.12.2020).
  32. Рачков, В. Дружеский шарж на Н.Л. Митцева / Виктор Рачков. – Текст : непосредственный // Орская хроника. – 2004. – 25 ноября. – С. 1.
  33. Учитель рисования. – Текст : непосредственный // Комсомольское племя. – 1980. – 23 октября.
  34. Юсупов, А. Вихрастое движение жизни / А. Юсупов. – Текст : непосредственный // Комсомольское племя. – 1981. – 3 октября.
  35. Юсупов, А. Каждая выставка – открытие / А. Юсупов. – Текст : непосредственный // Орский рабочий. – 1985. – 14 сентября.
  36. Юсупов, А. «В Орске живу…» / А. Юсупов. – Текст : непосредственный // Орский рабочий. – 1989. – 3 июня. – С. 3.
  37. Ярков, С. П. Митцев Н.Л. / С. Ярков. – Текст : непосредственный // Художественная школа Урала / С. Ярков. – Екатеринбург : Екатеринбургский художник, 2002. – С. 214, 268.