Журнальный зал


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




«Клара и Солнце» – книга долгожданная. Всемирно известный и – что совпадает не всегда – всем миром любимый писатель Кадзуо Исигуро не радовал новинками уже шесть лет, его знаменитый «Погребённый великан» вышел в 2015 году. За это время Исигуро успел ни много ни мало получить Нобелевскую премию по литературе за то, что «в романах огромной эмоциональной силы раскрыл пропасть, таящуюся под нашим иллюзорным чувством связи с миром».

Его «Клара и Солнце» – история об искусственном интеллекте, стремящемся во что бы то ни стало защитить свою юную хозяйку, могла бы читаться как технофобная притча о будущем, но читается как пронзительная сказка.

Соприкосновением живого и техногенного, вопросами эмпатии, сострадания и жертвенности книга напоминает самого Исигуро – его «Не отпускай меня», где главные герои тоже не совсем люди, а клонированные «помощники», чья цель, по сути, пожертвовать собой ради благополучия своих хозяев.  Клара – ИП, то есть Искусственная Подруга, что-то вроде антропоморфного робота-андроида, созданного специально, чтобы служить людям. Но не всем подряд, а именно подросткам. Уставшие от учёбы, сложные в общении и нуждающиеся в социализации школьники заводят себе искусственных друзей примерно как айфоны – они их страстно желают, по-своему любят, но без особых эмоций меняют на более новые модели. Клара попадает к девочке по имени Джози. Джози вдумчивая, добрая, смышлёная, любит рисовать, но это не так важно – Клара любила бы любую.

«Позволь мне объяснить тебе кое-что, Клара. Подростки дают обещания постоянно. Подходят к витрине и кучу всего обещают. Говорят, что непременно вернутся, просят ждать и никому другому не даваться. Постоянно такое происходит. Но чаще всего подросток так и не возвращается. Или хуже: возвращается и, не обращая внимания на бедняжку, которая ждала, выбирает себе другую. Уж такие они, подростки».

Вскоре оказывается, что в мире будущего подросткам несладко: дети, которые хотят добиться в жизни существенных успехов и выиграть конкуренцию за рабочие места, должны пройти особую процедуру, стать «форсированными». К сожалению, определённый процент подростков этой процедуры не выдерживает и может умереть. Родители и дети делают сложный выбор – жалкое существование или принудительное «улучшение» с риском для жизни. 

Клариной Джози не повезло – её здоровье подорвано. Клара, верный андроид, пытается помочь хозяйке на свой, роботизированный манер, попутно обучаясь эмпатии и всё точнее понимая, что испытывают люди вокруг неё. При этом сама Клара не испытывает боли или страданий, она для этого просто не предназначена. Это и плохая новость, и хорошая: с одной стороны, Кларе невозможно не сопереживать, и читателю на протяжении всего романа очень хочется для нее иной, лучшей судьбы. А с другой, всё естество протестует против мысли, высказанной Ювалем Ноем Харари (и не только им): мол, нет никакой человеческой индивидуальности, все мы – набор определённых качеств, которые при желании можно не то что грубо скопировать, а воссоздать во всей точности и полноте.  

В «Кларе...» Кадзуо Исигуро умудряется не скатиться ни в зловещие пророчества насчёт будущего, где нас заменили машины и никто ничего не заметил, ни в восторгание уникальными искрами, которые есть только в человеческой душе. Он просто рассказывает сказку о добрых намерениях и злых поступках, о хороших людях (нет, лучше – существах) и трудных ситуациях и о том, что каждому из нас, и андроиду, и нет, важно быть любимым и согретым. 

https://readrate.com/rus/reviews/klara-i-solntse-o-chem-na-samom-dele-mechtaut-androidy