Журнальный зал


Новости библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!




«Моя тёмная Ванесса» – это и высказывание на тему насилия, и что-то вроде терапевтического аутофикшена, помогающего справиться с травмой, и драма про стокгольмский синдром. Книгу даже можно было бы назвать романом взросления, да вот только главная героиня, Ванесса, кажется, так и не повзрослела. Она навечно застряла в своих пятнадцати – в том времени, когда училась в дорогой частной школе и влюбилась в учителя много старше себя.

Критики предрекают, что про «Мою тёмную Ванессу» литературный мир будет говорить ещё долго – она актуальна и бьёт прямо под дых современному обществу, обвиняя его в романтизации насилия, бездействии и тотальном безразличии. И одновременно это если не единственный, то крайне редкий роман, в котором жертва насилия показана не безвольным заложником обстоятельств, а чуть ли не их соучастником. 

Ванессе тридцать два года, и, кажется, она с трудом справляется с собственной жизнью. Работает в отеле без особенных перспектив, у неё нет серьёзных отношений или интересных увлечений, дома бардак, а день обычно заканчивает алкоголем и травкой. Фейсбучный пост бывшей одноклассницы, публично признавшейся в том, что учитель пытался её совратить, возвращает Ванессу в то время, когда ей было пятнадцать лет. В судьбоносный период. В то время, когда с ней, ученицей частной школы, произошло то же самое.

Его звали Джейкоб Стрейн, он был старше Ванессы почти на тридцать лет. Обычный учитель при галстуке и в пиджаке. Но именно он рассмотрел в Ванессе романтичную, ранимую натуру, именно он снабжал её книгами Сильвии Плат и Владимира Набокова, выделял её среди всех учеников, вдохновлял сочинять поэзию и видел в ней истинную суть. Во всяком случае, Ванесса именно так и думала.

Набоков появляется здесь не случайно, само название – отсылка к его поэме «Бледное пламя». Стрейн даёт Ванессе почитать, конечно, «Лолиту» – впрочем, он напоказ возмущается, когда она влюбляется в книгу и проводит между ней и своей жизнью недвусмысленные параллели. Вообще Кейт Элизабет Расселл мастерски показывает жуткую топь созависимых отношений – Стрейн искусно манипулирует Ванессой, драматично пытаясь оттолкнуть её, но на самом деле подтягивая к себе всё ближе. Временами кажется, будто он и сам верит в чистоту и искренность собственных чувств.

Сквозь годы Ванесса пытается осознать, что же тогда происходило. Она стала жертвой извращенца? Но ведь это была любовь. Когда на Стрейна сыпятся обвинения в растлении, она осознаёт, что не была единственной, но изо всех сил цепляется за собственную версию событий. 

Несмотря на попытку самой Ванессы взглянуть на роман с учителем с разных сторон, роман читается именно как история о насилии. Пожалуй, более невыносимые эротические сцены сложно припомнить со времён «Моей маленькой жизни» Ханьи Янагихары. При этом оторваться от «Ванессы» невозможно – точно так же, завидев на скоростном шоссе покорёженную машину, мы не в силах оторвать от неё глаз.

Это болевая, честная, смелая история. Но это гораздо больше, чем просто история жертвы. Это история о том, что как бы нам ни хотелось делить мир на чёрное и белое, даже в такой щекотливой ситуации, как роман ученицы и учителя с тридцатилетней разницей в возрасте, нет однозначных ответов, полностью правых или абсолютно виновных.

«В то время у меня не было причин бояться изнасилования – я была везучим ребёнком, окружённым любовью и заботой, – но эта история меня потрясла. Даже тогда я каким-то образом чувствовала, что меня ждёт. Впрочем, какая девочка этого не чувствует? Угроза насилия тяготеет над тобой всю жизнь. Опасность всверливают тебе в голову, пока насилие не начинает казаться неизбежным. Ты растёшь, задаваясь вопросом, когда же оно наконец случится». 

https://readrate.com/rus/reviews/moya-tyomnaya-vanessa-samyy-gromkiy-i-mrachnyy-roman-etoy-vesny